Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи.

Проблема взаимодействия семьи и школы является не только одной из важнейших в социальном воспитании, но и одной из сложнейших. Главная цель взаимодействия педагога с семьей школьника — оказание последнему совместной помощи в решении задач его развития, в преодолении встречающихся опасностей и труд­ностей.

Принципы взаимодействия с родителями,знание которых поможет не только установить с ними контакт, но и развить его до конструктивного сотрудничества:

- принцип равноправия

- принцип безопасного диалога

- принцип «поля пересечения»

- принцип «точки опоры

- принцип конструктивности

- принцип оптимизма

Целью этого взаимодействия является помощь воспитан­нику в решении его проблем, то логично возникает вопрос: какие проблемы имеются в виду в данном случае?

- Проблемы школьника, порождаемые самой семьей.

- Проблемы школьника, порождаемые учебно-воспитательным процессом.

- Проблемы, связанные с учебой.

- Проблемы школьника, лежащие вне семьи и школы.

- Проблемы школьника, порождаемые ближайшим социумом.

- Проблемы профессионального самоопределения школьника.

Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников.

Здесь нам предстоит определить сущность, условия, основные пути и способы непосредственного оказания индивидуальной помо­щи школьнику самим педагогом социальным.

Помощь социального педагога конкретному школьнику в решении его проблем затрудняется, если:

- классный коллектив находится на низких ступенях развития («Песок» или «Глина») и не в состоянии выполнять функции «ин­струмента индивидуального развития»;

- в классе отсутствует гуманистический микроклимат, т. е, не созданы условия для удовлетворения базисных потребностей каж­дого школьника в безопасности, принадлежности и признании;

- в культуре класса недостаточно развиты нормы и ценности, соответствующие групповой эмоциональной идентификации: од­ноклассники не имеют ни потребности, ни способности пони­мать и поддерживать друг друга;

- в классе нет позитивных лидеров с гуманными, демократи­ческими установками: именно такие ребята и являются «провод­никами» параллельного действия;

- при наличии более или менее выраженного воспитательного потенциала класса школьник остается вне поля его действия по тем или иным причинам: если он новичок и еще не успел впи­саться в систему коллективных отношений, если он имеет низкий социометрический статус в коллективе, если класс не является для него референтной группой и т. п.

-семья относится к категории «трудных», т.е. не только не занимается воспитанием ребенка, но и формирует его негатив­ный социальный опыт: девиантное поведение, антигуманные цен­ности и т.п.;

- семья является неблагополучной в принятом нами понимании, т.е. родители не обладают ни потребностью, ни готовностью по­могать своему ребенку в его успешной социализации;

- имея определенный воспитанный потенциал, семья негативно настроена на взаимодействие с педагогом;

- по тем или иным причинам в данный момент школьник находится в конфликтных отношениях с родителями, причем эти отношения не могут быть изменены к лучшему в ближайшее время.

Основные концепции социального воспитания, которых придерживается (осоз­нанно или нет) педагог в процессе оказания индивидуальной помощи: поведенческая, деятельностная, диалогово-деятельностная, концепция свободного воспитания.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Практический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для проведения семинарских занятий и организовывается в соответствии с типовым учебным планом по специальности и с учебным планом учреждения высшего образования по специальности «Социальная педагогика».

Рекомендации

студентам по подготовке к семинарским занятиям

Семинар - аудиторная диалоговая форма занятий по темам курса, предполагающая активное участие студентов. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее изученного материала, указанного в программе, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации материала и умение аргументировать свою точку зрения.

Семинар также эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний. Этим видом учебной работы предусмотрено углубление и расширение знаний по изучаемой дисциплине, а так же повышение познавательной активности студентов.

Технология организации и проведения семинарских занятий предусматривает предварительное определение преподавателем темы, основных вопросов, которые выносятся на обсуждение, ознакомление со списком рекомендуемой литературы для изучения и анализа. В ходе семинара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции, собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, словаря по данной теме.

В процессе организации и ходе семинарских занятий важно обеспечить оптимальные условия для общения на уровне "преподаватель - студенты", "студенты - студенты" на принципах диалогичности и толерантности. Только в условиях свободного выражения собственных мыслей, их научного обоснования активизируется процесс познания, формируются познавательные и социальные мотивы учения.

С точки зрения методики проведения, семинары по учебной дисциплине «Социальное воспитание в школе» представляют собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Они предполагают возможность использования рефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийных диктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.

Для стимулирования самостоятельного мышления используются различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты, интерактивный опрос и др.

При изучении данной учебной дисциплины используются следующие виды учебных семинаров:

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: социальном, педагогическом, нравственном, психологическом и др. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги других дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса предлагается обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса или темы.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой темы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, Кодекс об образовании Республики Беларусь, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента на семинаре и обеспечивает полноценное освоению темы и эффективную работу на семинаре. Она предполагает:

1.Ознакомление с планом семинарского занятия по изучаемой теме, с основными и дополнительными вопросами, выносимыми на обсуждение, определение целей и задач семинара.

2.Подбор систематизированного материала к семинару: прочтение конспекта лекции по теме семинарского занятия, работа с рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

3.Необходимо уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

4.Написание развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени, целесообразно подготовить тезисы выступления.

5.Моделирование вступительной и заключительной частей семинара.

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы не сковывать творческую мысль.

Требования к выступлениям студентов на семинаре по изучаемой теме:

1) связь выступления с предшествующей темой или вопросом;

2) раскрытие сущности проблемы;

3) методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Наши рекомендации