Тема 8. Класс как социально-психологическая группа
1. Социально-психологические качества класса.
2. Культура школьного класса как фактор становления классного коллектива.
3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса.
4.Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания.
5.Микроклимат школьного класса
Школьный класс может называться коллективом только условно и чаще всего не может стать истинным коллективом без специальной, целенаправленной деятельности.
Становление класса как коллектива происходит в процессе развития его социально-психологических качеств: знать о них и уметь выявлять и корректировать их состояние в каждый конкретный момент — одна из важнейших задач классного руководителя в процессе социального воспитания.
Социально-психологические качества класса развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение в классе не только общественно значимы, но и основаны на общих для класса ценностях, т.е. значимы для всего класса и для каждого воспитанника.
Объектная сторона классного коллектива неразрывно связана с его субъектной стороной: развиваясь под руководством педагога, детский коллектив начинает проявлять собственную активность по отношению к каждой личности в классе, к другим группам и личностям и к самому себе.
Культура класса — это система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах.
Культура класса, являющаяся наиболее консервативной и устойчивой его характеристикой, может тем не менее корректироваться и регулироваться педагогом. Основной и наиболее эффективный путь такой коррекции — обогащение культуры класса внешними артефактами (традициями, символами, правилами и т.п.), которые, в свою очередь, привносят и укрепляют новые нормы, отношения, убеждения и пр., а в конечном счете усиливают ценностное ядро культуры.
В культуре класса всегда присутствуют две составляющие: формальная, выстраиваемая в процессе целенаправленной педагогической деятельности, и неформальная, существующая в виде автономной детской, подростковой или юношеской субкультуры. Разрешение противоречий между этими составляющими — необходимое условие успешности социального воспитания в классе.
Культура класса только тогда становится фактором развития коллектива, когда в ней создаются условия для успешной социализации воспитанников — их приспособления и обособления в среде сверстников.
Каждый класс обладает своей неповторимой культурой, которая тем не менее может быть в той или иной степени отнесена к одному из описанных типов. В каждом случае классный руководитель должен знать ее сильные и слабые стороны и способствовать разрешению возникающих в ней противоречий, которые в этом случае и становятся движущей силой развития классного коллектива.
Согласно этой концепции коллектив проходит в процессе своего развития три стадии:
I стадия — становление коллектива, когда он выступает в первую очередь как объект педагогической деятельности, но при этом параллельно развиваются и его субъектные свойства.
II стадия — коллектив выступает как инструмент массового развития, т.е. является субъектом собственного развития, что проявляется в устойчивом чувстве «Мы», сильной культуре класса и т.п. При этом особенно ярко проявляется первая составляющая социализации — адаптация школьника в классе.
III стадия — коллектив является инструментом индивидуального развития личности, т.е. проявляет свои субъектные свойства по отношению к каждому входящему в него школьнику. На этой стадии класс максимально реализует свои социализирующие функции, становясь, по нашей типологии, воспитывающим классом. В первую же очередь проявляется вторая составляющая социализации — позитивное обособление школьника в классе.
При описании динамики развития классного коллектива необходимо придерживаться нижеперечисленных характеристик.
1) Тактическая педагогическая цель на данном этапе.
2) Состояние деятельности и деловых отношений.
3) Состояние культуры класса.
4) Состояние неформальных отношений.
5) Состояние лидерства в классе.
6) Состояние микрогрупп в классе.
7) Положение школьника в классе.
8) Содержание и способы деятельности классного руководителя.
9) Стиль взаимодействия и возможные позиции (роли) педагога
Возрастные особенности класса, конечно, не отражают всего многообразия индивидуальных характеристик класса, но тем не менее понятие «возраст класса» должно попасть в педагогическую копилку педагога (особенно начинающего). Ведь не вызывает сомнения, что общая возрастная специфика оказывает определенное влияние на динамику классного коллектива и определяет задачи социального воспитания.
Характеризуя специфику возраста школьного класса необходимо учитывать следующие показатели:
- значимое в совместной деятельности в данном возрасте;
- особенное в групповом общении и отношениях;
- ожидания от учителя.
Среди социально-психологических качеств наиболее важным для школьного класса нам представляется его микроклимат.
Микроклимат школьного класса— это система отношений, связывающих одноклассников и определяющих их защищенность, сплоченность и активность в классе.
Параметры или показатели микроклимата школьного класса:
1. Как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне? (Связка «Другой - Я».)
2. Образует ли класс некую общность («Мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности? (Связка «Другой - Я».)
3. Как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом? (Связка «Я - Другой».)
Первый параметр микроклимата — это защищенность школьника в классе, второй параметр микроклимата класса — его сплоченность, третьим параметром микроклимата мы будем считать активность.