Формирование у школьников готовности к социальным отношениям.
Воспитание культуры демократических отношений выступает в качестве важной педагогической задачи в этой связи. Ее суть — в способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Основными направлениями деятельности, обеспечивающей решение этой задачи, являются:
- формирование политической грамотности, выражающейся в наличии у учащихся знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений;
- стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских организаций;
- создание условий для подготовки к участию в политической деятельности.
В духовной области — это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях.
Одной из задач воспитания является формирование здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам. Важным компонентом здорового образа жизни в школьные годы, в период развития и формирования организма являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
В экономической области учащиеся апробируют свои профессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.).
Приоритетной задачей в экономическом воспитании является формирование конкурентоспособной личности, т.е. овладение молодым человеком определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.
К компонентам конкурентоспособной личности относятся: экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность.
Основными направлениями социального воспитания по формированию конкурентоспособной личности являются: формирование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в решение социальных проблем; стимулирование социального самотестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессиональное самоопределение является частью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.
Социально-правовые основы, структура, функции школьного самоуправления.
Самоуправление — автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в процессы выработки решений.
Самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
Базовая модель школьного самоуправления включает четыре подсистемы: педагогическую, ученическую, родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей. Данные подсистемы реализуются на всех уровнях (класс, параллель, школа).
Тема 5. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе
1. Понятия «жизнедеятельность», «школьная жизнедеятельность».
2. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.
3. Творческие объединения в школьной жизнедеятельности.
4. Клубная и экскурсионная работа в школьной жизнедеятельности.
5. Проектная деятельность в школьной жизнедеятельности.
Жизнедеятельность — взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.
Содержательно жизнедеятельность включает ряд сфер, одна из которых — общение.
Общение школьников — обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных ценностных ориентации учащихся), который происходит в форме диалога школьника с самим собой как с другим «Я», а также в процессе взаимодействия с другими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности. Он оказывает как стихийное, так и, в определенной мере, педагогически направленное влияние на становление и жизнедеятельность человека, группы.
Ведущими воспитательными функциями общения являются:
ü нормативная
ü познавательная
ü эмоциональная
ü актуализирующая
Наряду с общением сферами жизнедеятельности школы как воспитательной организации являются:
· познание (активность, направленная на освоение окружающего мира);
· предметно-практическая деятельность (освоение и преобразование предметной среды);
· духовно-практическая деятельность (создание и(или) использование духовных и социальных ценностей);
· спорт (реализация функционально-органической активности);
· игра (реализация активности в свободном импровизировании в условиях ситуации)
Школа – воспитательная организация, в которой познание выступает основой жизнедеятельности. Главная задача школы – организация и педагогическое сопровождение процесса познания, ведущим средством достижения которой выступает процесс обучения.
Сфера предметно-практической деятельности предполагает участие в деятельности творческих объединений, экскурсионная и клубная работа на базе школы. В последнее время активное распространение приобрело включение школьников в проектную деятельность, в процесс проектирования собственной школьной жизни, отдельных её направлений, отдельных дел.
Важным направлением организации духовно-практического взаимодействия выступает обеспечение согласия и защищённости членов коллектива.
Игровое взаимодействие (игровое моделирование) включает в себя создание особого пространства жизнедеятельности, в котором школьник готовится к решению жизненно важных проблем и затруднений, «проживая» эти ситуации и способы решения в рамках игровой ситуации.
Школа использует игру преимущественно в рамках учебного процесс. Школа может и должна использовать организационно-ролевые игры: Клуб «Репетитор», «Детские гостиные» и др.
Важным направлением жизнедеятельности школы является физкультурная и спортивная работа. Физическая культура и спорт представляют собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, они выступают частью отношений и взаимодействий, складывающихся в той или иной общности, субкультуре, организации.
Физическая культура включает ряд компонентов:
- аксиологический – отражающий ценностно-нравственные, ценностно-эстетические составляющие;
- образовательный – объединяющий знания, умения, навыки, необходимые для приобретения и совершенствования физически культурного образа жизни;
- потребностный – отражающий состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы.
Система взаимодействий, складывающаяся в школе как элемент ее жизнедеятельности, - не произвольный набор контактов, а продуманный комплекс природосообразных, социокультурных обусловленных и доступных каждой конкретной школе специально привлекаемых и частично управляемых (конструируемых, моделируемых и т. П.) элементов жизнедеятельности, согласующихся с концепцией школы. Вместе с тем в системе взаимодействий достаточно много стихийного, неуправляемого, и это должно получать своевременный и адекватный отклик.
Жизнедеятельность школы, представленная в сочетании различных сфер, становится основной и средством формирования воспитательного пространства.