Синтаксические особенности научного стиля
Синтаксис научного стиля определяется спецификой научного мышления, для которого характерны предложения без конкретного лица говорящего: безличные, неопределенно-личные, номинативные, предложения с именным составным сказуемым и нулевой связкой.
1) Употребление пассивных конструкций.
2) Частотны обобщенно-личные предложения с глаголами в форме 1 л, мн.ч. настоящего и будущего времени (Рассмотрим результаты анкетирования).
3) Безличные предложения характерны в 2-х типах:
с предикатами на -о (Ясно, что в понимании этого вопроса нет единства);
с модальными словами + инфинитив (Не нужно думать, что…).
4) Среди двусоставного предложения преобладают предложения с сост. именным сказуемым.
5) Среди сложного предложения преобладают сложноподчиненные, т.к. их смысловые связи четче и являются оформленными. Для сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными характерна информативная несамостоятельность главной части (т.е. информацию несет на себе придаточная часть).
6) Частотно употребление однородных членов, вводных конструкций.
7) Преобладают повествовательные предложения, отсутствие вопросительных., побудительных.
8) Употребление двойных союзов в простом предложении.
9) Частотно употребление производных предлогов (по мере, в течение, посредством).
10) Частотно употребление сложных производных союзов (вследствие того что и т.п.).
Т.е. в синтаксисе научной речи наиболее отчетливо проявляются такие качества, как подчеркнутая логичность и связность в изложении мыслей.
Существует тенденция к замкнутости научного стиля. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы), т.е. были близки к художественной литературе.
Изменение научного стиля имеет экстралингвистические причины: развитие науки потребовало устранения избыточного языкового материала. Дифференциация науки привела к значительному росту абстрактной лексики, которая стала характерна для научного стиля.
Итак, научный стиль во всех лингвистических проявлениях отражает специфику той сферы, которую он обслуживает, т.е. сферу науки.
Жанры научного стиля
Аннотация как жанр научного стиля языка
Реферат как жанр научного стиля языка
Реферативный обзор как жанр научного стиля языка
Рецензия и отзыв
Курсовая и дипломная работы
Аннотация
В зависимости от методов анализа первичного текста аннотации бывают справочными и рекомендательными. Цель – ответ на вопрос, о чем говорится в источнике, то есть дать общее представление о нем.
Справочная аннотация− краткая характеристика текста, дополняющая его заглавие, т.е. уточнение заглавия, второе заглавие, примечание о содержании документа вне стандартной структуры библиографического описания и т.п. Эти данные извлекаются в процессе изучения содержания текста. Цель справочной аннотации − наиболее точно идентифицировать источник.
В справочной аннотации обычно указываются тип книги и ее назначение (монография, диссертация, справочник, очерк и др.); задачи, поставленные автором; метод, которым он пользовался (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников); принадлежность автора к определенной научной школе или направлению; структура книги; предмет или тема произведения, его основные положения и выводы; характеристика вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.
Рекомендательная аннотацияхарактеризует текст с точки зрения рационального использования имеющейся в нем информации не вообще, а в сфере определенной общественной деятельности, конкретной категорией потребителей. Это самый сложный вид аннотаций, поскольку она требует предварительного учета, систематизации, анализа и синтеза всей информации, т.е. обобщенного представления о наличии, новизне и ценности аннотируемых документов.
Существуют следующие основные виды рекомендательных аннотаций:
1. Описательная рекомендательная аннотация, характеризующая условия эффективного усвоения и использования всей социальной информации, содержащейся в документе;
2. Аналитическая рекомендательная аннотация, характеризующая условия эффективного использования определенной (новой, ценной и полезной) для данного потребителя информации, содержащейся в документе;
3. Сводная рекомендательная аннотация (описательная или аналитическая), характеризующая не менее двух текстов.
При составлении аннотации любого вида необходимо учитывать определенные требования: структура аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от структуры аннотируемого текста; аннотация должна быть краткой, написанной простым и ясным языком, исключающим длинные и сложные предложения, а также формальные штампы; средний объем аннотации не должен превышать 400−600 печатных знаков.
Существуют некоторые специфические особенности аннотирования различных видов изданий.
При аннотировании изданий научного характера особенно важно отмечать наличие документальных материалов, статистических данных и справочно-вспомогательного аппарата книги, использовать сведения из вступительных статей и редакционных аннотаций, учитывать отрасль знания, к которой относится содержание книги.
При аннотировании производственной литературы важно подчеркнуть форму произведения (практическое пособие, производственная или методическая инструкция и др.), использовать принятую терминологию и точное наименование технологических процессов.
При аннотировании справочных изданий следует охарактеризовать их тематику, полноту и новизну сообщаемых сведений, источники, на основе которых они составлены, читательское и целевое назначение, принцип расположения материала.
Аннотация сборника статей или материалов может ограничиться общим Указанием его тематики, перечислением авторов, а также заглавий статей, включенных в сборник. При необходимости можно дать развернутую характеристику наиболее важных статей, вошедших в сборник, или всех статей сборника.
Структура аннотации
1.Библиографическое описание (автор, название, выходные данные).
2.Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. Используются следующие выражения:
Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...
3.Проблематика.
Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:
В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы...
в статье (книге) дается анализ (характеристика, описание)...
в статье (книге) приводятся результаты...
в статье (книге) излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)...
в статье (книге) исследуется вопрос о (проблеме, процессе, зависимости, свойствах) и т.д.
4. Адресат.
Указывается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
Статья (книга) предназначена для специалистов в области...
статья (книга) представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.
Образцы аннотаций
Музыкант В.Л.
Реклама: международный опыт и российские традиции. − М.: Право и Закон, 1996. − 222 с.: ил.
ISBN 5-7858-0009-8
Книга посвящена анализу одной из реалий российской жизни − рекламе. Это явление рассматривается автором системно, в комплексе маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, директ-маркетинга и сейлз промоушн.
Особое внимание уделено зарубежным и отечественным направлениям деятельности рекламиста, ПР-мена, специалиста в области политической рекламы. Рассматривая российскую рекламу в контексте мирового рекламного рынка, автор акцентирует внимание на российской специфике и достижениях рекламистов. Основные положения подкреплены иллюстрациями и схемами.
Для сотрудников рекламных и ПР-агентств, специалистов в области политической рекламы и паблик рилейшнз, а также всех изучающих и интересующихся рекламным бизнесом.
Д 709 Доти Дороти И.
Паблисити и паблик рилейшнз: Пер. с англ. − М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1996. − 288 с. − (Серия «Экономика для практиков)
ISBN 5-900855-48-1 (русск.) ISBN 0-8120-4413-4 (англ.)
Рассматриваемая автором сфера плохо известна российскому читателю. Что же такое «паблисити» и «паблик рилейшнз», как сделать свою фирму, товары и услуги известными, повысить отдачу от продаж и открыть новые сегменты рынка, как добывать актуальную информацию и многое другое, поможет узнать эта книга. Она рассчитана на широкий круг читателей: специалистов и участников бизнеса, работников СМИ, а также всех, кому интересна тема «бизнес — общественность».
Р 69 Романов А.А.
Грамматика деловых бесед. − Тверь, 1995. − 240 с.
Предлагаемая работа посвящена вопросам управленческой коммуникации как разновидности человеческого общения, которая реализуется собеседниками в условиях производственной деятельности. Книга призвана раскрыть основы деловой коммуникации с точки зрения общих закономерностей человеческого общения, осветить вопросы, с которыми постоянно сталкиваются деловые люди, − как построить беседу, как успешно разрешать конфликтные ситуации на почве языкового непонимания, как в беседе учитывать интересы партнера без ущерба собственной выгоды, как найти с любым собеседником «общий» язык.
Книга адресована руководителям всех уровней управленческого звена, предпринимателям, студентам, учащимся и всем, кто связан с организацией деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества.
Язык аннотации должен быть простым, лаконичным, литературным и ясным. Не должно содержаться избыточной информации.