Основное движение - равновесие
Посадим рассаду и соберем урожай
3-4 играющих стоят перед скамейками. В руках у них корзинки или ведерки с мешочками (кубиками, колечками). Идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, идут обратно и отдают корзинки следующим играющим. Те по сигналу также идут по скамейке, но уже собирают предметы.
Примечание. Предметы брать из корзинки по одному; класть предметы примерно через два шага; положив или взяв предмет, выпрямиться.
Шагай через кочки
Играющие становятся в 3—4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20 см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не проносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса (или наклеивается изоляционная лента).
Примечание: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в колене.
Основное движение - равновесие
Бегом по горке
Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20—15 см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).
Разойдись — не упади
Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
Юные гимнасты
Дети выполняют задания на гимнастической скамейке:
а) пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;
б) пройти по скамейке, выполнив после 2—3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360°;
в) стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;
г) стоять на скамейке поочередно на правой и левой ноге.
Кто дольше не уронит
Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.
Примечание: мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.
Основное движение - равновесие
Совушка
Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.
Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
Жмурки с колокольчиком
Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это «жмурка». Другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. «Жмурка» пытается его догнать.
Правила: бегающий звонит не все время; если «жмурка» долго не может поймать, надо сменить обоих.
Дружные пары
Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5 с). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.
Основное движение - ходьба
Один - двое
Дети идут в колонне по одному и в соответствии с сигналом воспитателя перестраиваются на ходу парами и снова в колонну по одному.
Правила: при перестроении не снижать темпа ходьбы, сохранять интервал.
Холодно — горячо
Дети ходят по площадке в разных направлениях обычной ходьбой под счет воспитателя или удары в бубен. На сигнал «горячо» идут на носках, на сигнал «холодно» — в полуприседе.
Правила: сохранять хорошую осанку во всех видах ходьбы.
Шишка — камешек
Дети идут в колонне. У первого в руках шишка, у последнего — камешек. На сигнал воспитателя «шишка» продолжают идти вперед за первым, на сигнал «камешек» поворачиваются и идут за последним.
Правила: четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.
Основное движение - ходьба
Узнай по голосу
Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят:
«Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты, Алеша (Наташа), отгадай,
Кто позвал тебя, узнай».
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, снова закрывает глаза, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.
Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет пожавшего. В это время всем соблюдать тишину.
Усложнение: дети говорят:
«Нина (Саша), ты сейчас в лесу
Мы зовём тебя
— Ау! (Произносит один ребенок)
Ты глаза не открывай,
Кто зовет тебя, узнай!»
(Говорят все дети.)
Основное движение - ходьба
Круговорот
Играющие идут по лесной или полевой дороге парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара разбивается: один идет слева, второй—справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны
Правила: обгоняющим можно идти быстрым шагом, но бежать нельзя.
Усложнение: выполнять это же задание, но при ходьбе в колонне, двое последних обходят колонну. Пришедший первым встает впереди колонны.
Часовой
Один из детей— часовой садится на землю в круг. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят по кругу за чертой. Воспитатель показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к часовому. Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой направленно, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется с ним местом. Если нет, движение продолжается. Побеждает тот, кто сумеет войти в круг.
Правила: приближаться к водящему небольшими шагами; остальные играющие не должны шуметь.
Основное движение - ходьба
Разверни круг
Дети идут по кругу, не держась за руки. На сигнал «Нина, разверни круг» дети берутся за руки, а названный ребенок поворачивается и ведет круг в противоположном направлении, разворачивая его до образования нового круга. После этого дети идут по кругу, не держась за руки.
Правила: в ходьбе по кругу соблюдать его форму и расстояние друг от друга.
Снайперская ходьба
В центре площадки рисуют мишень — нить концентрических кругов (радиус внутреннего круга 25 см, радиус каждого последующего увеличивается на 25 см). На мишени цифры 5, 4, 3, 2, 1, располагающиеся от центра кнаружи и указывающие очки. В 10 м от центра мишени отмечается стартовая линия. Играющие по очереди идут, закрыв глаза, стараясь войти в центр мишени. Как только игрок остановится, он открывает глаза. Место остановки — попадание в цель. Играют 3 раза. Побеждает тот, кто наберет большую сумму очков.
Усложнение: подготовить мишени по числу играющих команд; распределить детей на команды и одновременно играть' несколькими командами.
Правила: идти с закрытыми глазами, открывать их после остановки.
Основное движение - бег
Горелки с платком
Дети становятся в колонну по два. Впереди, лицом к ним, водящий, у него в руке платок. Он поднимает его. Дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон к водящему.
Правила: тот, кто подбежал первым, берет платок и становится водящим; опоздавший встает в пару с прежним водящим впереди остальных пар.
Основное движение - бег
Физкульт-ура
Дети располагаются на одной стороне площадки за линией старта. На противоположной стороне в 15— 20 м отмечен финиш. Ребята говорят:
«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт — помощник!
Спорт — здоровье!
Спорт — игра!
Физкульт-ура!»
С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу.
Правила: побеждают те, кто в числе первых трех пересек линию финиша.
Усложнение: победителей выстраивать на 1—2 шага дальше от линии старта.
Основное движение - бег
Лошадки
Дети распределяются на две равные подгруппы, одна из которых всадники, другая — лошади. Всадники располагаются на одной стороне площадки, лошади — в конюшне. Воспитатель — сторож.
Всадники запрягают лошадей, используя скакалки или веревки (длиной 2 м), становятся друг за другом. На слова «шагом» всадники идут друг за другом обычной ходьбой, лошади— высоко поднимая ноги. На сигнал «бегом» бегут, на сигнал «галопом» скачут, на сигнал «врассыпную» бегут в разных направлениях по площадке. Затем вновь идут друг за другом. На слова «тпру!» останавливаются. Дети меняются ролями. Игра повторяется.
Правила: менять движения по сигналу; при беге не сталкиваться.
Усложнение: добавить ходьбу по доске или бревну, в горку и с горки.
Основное движение - бег
Ястреб и утки
На площадке рисуют два круга — озера, между ними расстояние 5—10 шагов. С помощью считалки выбирают ястреба, он встает между озерами. Остальные дети — утки плавают в своих озерах. По сигналу дети— утки меняются местами. В это время ястреб ловит уток.
Правила: ястреб только дотрагивается до уток, когда они находятся вне озера, в озере уток ловить нельзя: пойманные утки выбывают из игры и возвращаются на места после подсчета и смены ястреба.
Основное движение - бег
Салки в кругу
На площадке чертится круг диаметром 30 м. Соревнуются две команды. Каждая образует круг, т. е. два круга внутри нарисованного круга. По первому сигналу команды двигаются приставными шагами в разные стороны. По второму сигналу играющие внешнего круга, разбегаются, ребята из внутреннего круга стараются их осалить. По истечении некоторого времени игра останавливается, подсчитывается число осаленных детей, команды меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить большее число соперников.
Правила: нельзя выбегать за пределы нарисованного круга.
Основное движение - бег
Скворечники
Играющие чертят в разных местах площадки кружки или делают их из скакалок, шишек, камешков — это скворечники. В каждом — пара скворцов. Число играющих нечетное, один без дома. Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу «скворцы прилетели» дети — скворцы бегут в скворечники и размещаются в них по двое. По сигналу «скворцы летят» снова бегают по площадке.
Правила: занимать можно любой скворечник; опоздавший остается без дома.
Основное движение - бег
Перемени предмет
На одной стороне площадки чертят 4— 5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каждом по мешочку с песком. На противоположной стороне выстраиваются играющие в 4—5 колонн против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.
Правила: предмет нужно класть в кружок, не бросать; если предмет не точно положен в кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет. Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Основное движение - прыжки
Добеги и прыгни
Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30—40 см. По сигналу воспитателя дети быстро бегут вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вперед-вверх.
Правила: прыгать вверх только с полосы, толкаясь одной ногой.
Основное движение - прыжки
Кто скорей по дорожке
Из палочек, шишек, камешков, (льдинок) выкладывают 4—5 узких дорожек (ширина 20 см, длина 4 м). 4—5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух ногах к концу, где лежат кубики или воткнуты в землю небольшие палочки. Выигрывает тот, кто первым закончит прыжки.
Правила: прыгать на двух ногах по дорожке, не выходя за ее пределы.
Усложнение: выполнять прыжки на одной ноге; перепрыгивать положенные каждому на дорожке 4—5 невысоких предмета (кубики, камешки); выполнять прыжки боком.
Основное движение - прыжки
Прыгуны
На землю кладут три палки. Трое детей встают так, чтобы палки находились между их ногами. Под текст песни дети прыгают по очереди над палками, то скрещивая, то разводя ноги, не задевая палку. На каждое четверостишие прыгает другой ребенок.
«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать».
Правила: прыгать, не задевая и не сдвигая палки с места; соблюдать ритм прыжков, начинать и заканчивать прыжки в соответствии с началом и окончанием чтения стихов.
Усложнение: во время прыжков выполнять хлопки перед собой, над головой, за спиной.
Основное движение - прыжки
Не задень
На границах площадки с противоположных сторон (ширина 3-4 м, длина 8-10 м) двое водящих с длинной веревкой. Остальные играющие — на площадке. Водящие ходят, держа веревку примерно на высоте 15-20 см от пола. Играющие бегают, перепрыгивая через веревку.
Правила: перепрыгивая, не задевать веревку; тот, кто задел, на некоторое время выходит из игры.
Основное движение - прыжки
Лягушки в болоте
На земле чертят большой прямоугольник, с двух сторон — берега, на них на расстоянии 50-60 см друг от друга кочки (небольшие бугорки, нарисованные кружки), в стороне журавль в гнезде. Лягушки располагаются на кочках и говорят:
«Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке,
Будет дождик на реке».
С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду, где их ловить нельзя. Как только журавль отходит подальше, лягушки прыгают на кочку. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирается новый журавль из тех, кто ни разу не пойман.
Правила: с кочки в болото прыгать одним прыжком, мягко приземляясь на обе ноги, ловить лягушек можно на кочке или за границами болота.
Усложнение: ввести второго журавля; увеличить расстояние от кочек до болота.
Основное движение - прыжки
Сумей вскочить
Дети поочередно подходят к возвышению (бревну, устойчивой скамейке и т. п.) и выполняют прыжок на препятствие разными способами: впрыгивают с места на обе ноги; то же с 3-5 шагов.
Положи скорее камешки
На одной стороне площадки дети делают небольшие лунки (или очерчивают кружки) и встают, напротив, в шеренгу на расстоянии 4—5 м. Около каждого лежат 5-6 камешков. По сигналу дети берут по одному камешку, прыгают на двух ногах к своей лунке или кружку, кладут камешек и бегом возвращаются. Прыгают со следующим камешком. Выигрывает тот, кто раньше всех выполнил задание.
Правила: камешек класть в лунку или кружок; если он выскочил, надо вернуться и положить его снова; прыгать до самой лунки; не начинать бег до тех пор, пока камешек не окажется в лунке.
Усложнение: прыгать до лунки на одной ноге; прыгать до лунки боком.
Основное движение - прыжки
Попрыгунчики
На земле на расстоянии 50—60 см одна от другой чертят линии. Дети друг за другом перепрыгивают линии на двух ногах разными способами: прямо, боком правым и левым с междускоком на месте.
Правила: прыгать указанным способом, отталкиваясь двумя ногами одновременно; согласовывать силу толчка с препятствием (ближе — дальше).
Усложнение: изменять расстояние между линиями, развивая у детей умение, выполнять более короткие или длинные прыжки.
Основное движение - прыжки
Ножная цель
Перед скамейкой или бревном высотой 30 см выкладывают из шнуров или рисуют круг диаметром 30 см. Дети встают на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них.
Правила: спрыгивать мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.
Усложнение: спрыгнув в кружок, выполнить в нем прыжок вверх.
Основное движение - прыжки
Салки в два круга
Дети образуют два круга: внутренний и внешний, двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. По сигналу воспитателя останавливаются, и все играющие внутреннего круга стараются осалить детей, стоящих во внешнем круге раньше, чем они успеют присесть. Игра повторяется. Каждый круг движется боковым галопом в другую сторону.
Правила: ловить и приседать после сигнала; после подсчета пойманные встают во внутренний круг.
Основное движение - метание
Шмель
Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
Правила: мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.
Основное движение - метание
Сбей городок
На площадке чертят линию длиной 6 м, перпендикулярно к ней еще три короткие линии (длиной 3 м). Через каждые 50 см на коротких линиях делают небольшие отметки (чертой). В конце этих линий ставят по городку. Трое играющих с мячами становятся в начале линий (напротив городков) и катят мяч. Тот, кто собьет мячом городок, переставляет его на одну отметку ближе к себе. Выигрывает тот, кто первым переставит городок ближе к себе.
Правила: катать мяч, придерживаясь своей линии; если сбил чужой городок, должен поставить его на место.
Основное движение - метание
Мяч сквозь обруч
Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего пять обручей). Двое играющих детей проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить детей, стоящих с обручами.
Правила: мяч должен пролетать в обруч, если пройдет мимо или игрок его не поймает, бросок следует повторить.
Основное движение - метание
Мяч среднему
Играющие образуют 3—4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч вернется к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча.
Правила: бросать мяч по очереди, не сходя с места; если мяч упал, его надо догнать, встать в круг и повторить бросок.
Основное движение - метание
Ловишки с мячом
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:
«Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет».
Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.
Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.
Основное движение - метание
Попади в цель
Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч, шишку, каштан. Попадание в центр между связанными обручами дает три очка, а во все обручи — по одному. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.
Правила: бросать предметы по очереди любым способом — снизу, от плеча.
Основное движение - метание
Мяч водящему
Дети распределяются на 2—3 равные подгруппы и строятся в колонны. Расстояние между колоннами 3—4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой. В каждой подгруппе выбирают водящего, который становится против колонны за второй чертой. По сигналу водящие бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно, а сам встает в конец колонны. Выигрывает колонна, быстрее закончившая переброску мяча.
Правила: мяч бросать двумя руками снизу, не заходя за черту; уронивший мяч сам его поднимает; не сумевшему поймать водящий бросает еще раз.
Основное движение - метание
Догони мяч
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остается свободным. Пятому ребенку, стоящему вправо от водящего, дается мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три — беги!» — и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдет мяч.
Правила: мяч передавать только соседу; передавать и бежать после слова «беги»; уронивший мяч поднимает его.
Основное движение - метание
Кати в цель
Между деревьями натягивается веревка, на нее на проволочках низко над землей подвешены квадраты из плотного картона или фанеры (можно использовать старые фанерки от лото). Расстояние между квадратами 20 см. Вызванные дети встают на исходную линию в 3—4 см от веревки и по сигналу катят мяч или шарик в цель. Идут за мячами, катят еще раз, после чего передают следующим.
Правила: катить от исходной линии по сигналу; большой мяч толкать двумя руками, маленький — поочередно правой и левой рукой.
Основное движение - метание
Брось - догони
Начертить две линии на расстоянии 20 м одна от другой. Стоя за первой линией, все играющие бросают вдаль мешочки с песком. Каждый подходит к своему мешочку, берет его и на сигнал «марш» бежит за вторую линию на другую сторону площадки.
Правила: бросать установленным способом (снизу или сверху); выигрывает первый перебежавший за линию.
Основное движение - метание
У кого мяч?
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметром не более 20 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», — и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
Основное движение - метание
Кольцо на палочке
Из картона или фанеры вырезают кольцо (диаметр— 15 см, ширина ободка — 3-4 см). К кольцу привязывают шнурок, конец которого прикрепляют к палочке длиной примерно 30 см. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и после этого производится подсчёт пойманных колец.
Затем он передает, палочку с кольцом следующему. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из детей наберет условное количество попаданий. Играть могут 3—5 детей.
Основное движение – метание
Осы и пчёлы
Дети, разделённые на две команды («Осы» и «Пчёлы»), находятся на разных сторонах площадки. Пчёлы летят на середину площадки. У них в руках мячи. Это мёд. Пчёлы подбрасывают мячи вверх и ловят их. В это время осы ждут в стороне. Воспитатель произносит:
Пчёлы летают, мёд собирают
Вкусный медок, сладкий медок.
Пчёлы, быстрее мёд собирайте.
Голодные осы, быстрей вылетайте!
По команде «Осы!» осы вылетают из укрытия и стараются поймать пчёл – коснуться рукой мяча. Задача пчёл – улететь с мёдом в улей. Тот, кого поймали осы, выходит из игры.