Не оставайся на полу (на земле)
Пятнашки
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми «пятнашка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала воспитателя: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из детей и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит всторону. Игра заканчивается, когда «пятнашка» поймает 3—4 играющих.
При повторений игры выбирается новый «пятнашка». Если «пятнашка» в течение 30 - 40 секунд не может поймать никого из детей, то воспитатель должен назначить другого водящего.
Основное движение — бег
Гуси-лебеди
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом.
Сбоку площадки очерчивается место — логово волка. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит:
«Гуси, гуси!»
Гуси останавливаются и отвечают хором:
«Га, га, га!»
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Пастух. Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).
Пойманных гусей волк уводит к себе.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей.
Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Основное движение — бег
Кошка и мышка
Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка — за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит — стрела.
Глазки закрываются.
Когти расправляются,
Зубы, как игла.
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут,
Всех поймает он.
После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в условленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать и ворота и подлазить под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.
Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель устраивает дополнительные ворота.
Вариант игры
В то время, когда дети идут по кругу, кошка может находиться в центре круга, а мышка — вне его. При произнесении второго куплета кошка выполняет движения согласно тексту.
Основное движение — бег
Мы веселые ребята...
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три — лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
Основное движение — бег
Карусель
Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший, занять место- до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Игру «Карусель» можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг. Все движения производятся так же, как и со шнуром образовать круг.
Основное движение — бег
Мышеловка
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Развелось их – просто страсть!
Всё погрызли, всё поели –
Вот напасть!
Берегитесь же плутовки!
Доберёмся мы до вас.
Как расставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логическиеударения, не скандируй каждый слог.
Основное движение — бег
Караси и щука
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делится на две группки: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг. Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
Основное движение — бег
Успей пробежать
Воспитатель с кем-нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3—4 м) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.
Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!»
В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.
Основное движение — бег
Чье звено скорее соберется
Дети делятся на 3—4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета.
В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3—4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен, и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем.
По сигналу: «На места!» — дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
После двух-трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стой!» По этому сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.
Основное движение — бег
Хитрая лиса
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, «ни выдаст ли она себя чем-нибудь».
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит:
«Я здесь!»
Вес играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «Все в круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
Основное движение — прыжки
Кто скорее
Дети с прыгалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати - двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.
По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.
Основное движение — прыжки
Прыжки через верёвку
Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один — за один конец, другой — за второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через верёвку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.
В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки перепрыгнет 5—10 раз?»
Основное движение — прыжки
Пастух и стадо
На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня.
Из числа играющих выбирается пастух. Остальные — овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».
Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»
Каждый раз пастух называет какое-либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе...», потом замолкают.
Пастух начинает искать овец — идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает «Бе, бе, бе», а пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» — и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка — пастухом.
Основное движение — прыжки
Основное движение — прыжки
Удочка
Дети стоят по кругу. В центре круга — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек на задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
Основное движение — метание
Снежные круги
Дети делятся на две равные группы по 4—5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги — мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 мот мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается.
У каждого играющего по 6—8 снежков.
По сигналу воспитателя: «Начали!» — каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.
Основное движение — метание
Школа мяча
Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками.
В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.
Виды движений:
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой. 2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть владоши перед собой и поймать его двумя руками.
3. Стать лицом к стене на расстоянии двух-трех шагов от неё, ударитьоб нее мяч и поймать его двумя руками.
4. Бросить мяч остену, дать ему стукнуться о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.
5. Отбивать мяч оземлю до пяти раз правой и левой рукой.
Основное движение — метание
Кегли
Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3—5 смодна от другой. На расстоянии 1,5—3 мот них проводится линия — «кон». Играющие дети (3—4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые, кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров.
Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.
В кегли можно играть и в помещении, и на участке.
Основное движение — метание
Ловля мячей сачками
Эта игра проводится на площадке. Для нее нужно несложное, но постоянное оборудование: по углам начерченного квадрата (100/100 см)вкапываются четыре столбика высотой 50—60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см); через дно ее пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться. В чашку кладут мелкие легкие мячи (от настольного тенниса) по количеству играющих (2— 4 человека). Дети встают с сачками по сторонам квадрата. Кто-либо с силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками, не сходясместа. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, иигра продолжается.
Если желающих играть много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна партия (2—3раза).
Примечание. В игре можно использовать обычные сачки, но палки нужно укоротить до 20 30 см.
Основное движение — метание
Накинь кольцо
В старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2—6 колышков на подставках разной формы.
Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5—
2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4—6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.
Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.
Вариант игры
Дети поочередно бросают по два-три кольца до тех пор, пока кто-либо не наберет обусловленное количество очков (6— 10).
Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.
Основное движение — метание
Перебежки
На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5—6 мчертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.
Играющие делятся на две группки — два отряда (не более 6—8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные дети в этот раз также отходят в сторону.
Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого, временно выбывшие из игры дети возвращаются в свои отряды. Отряды меняются местами, и игра возобновляется.
Примечание. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучку, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры.
Основное движение — лазанье
Медведи и пчелы
Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) — медведи, остальные — пчелы. На расстоянии 3-5 мот вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8—10 мна противоположной стороне — луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку — в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
Основное движение — лазанье
Кто скорее до флажка
Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5—6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4-5 детей.
На противоположной стороне площадки на расстоянии 18—20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии.
По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три — беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно.
Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4—5 человек.
Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.
Примечание. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. Дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
Основное движение — лазанье
Белки в лесу
Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др.
Выбирается водящий — охотник. Он становится в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие — белки, они размещаются на приборах— деревьях.
По сигналу воспитателя: «Берегись!» или по удару в бубен — все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит — дотрагивается рукой.
Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру
пропускают.
Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1-2 игры. В заключение игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.
В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.
Основное движение — лазанье
Пожарные на учении
Играющие дети делятся на 2—3 отряда по 5—6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4-5 м. Это — пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице.
На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.
По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны.
Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т. д.
В конце игры воспитатель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.
После этого игра повторяется.
В процессе игры воспитатель должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазанье не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).
Основное движение — лазанье
С мячом под дугой
На площадке на расстоянии 8 м одна от другой чертятся исходная и конечная линия. Посредине дистанции ставится 4-5 дуг (высота 40 см) или подвешивается на такой же высоте верёвка. 4-5 детей встают у исходной линии на четвереньки. На земле перед каждым кладётся набивной мяч (весом 1 кг). Дети ползут на четвереньках, толкая головой набивной мяч, подползают под дуги, доползают до конечной линии и встают, поднимая мяч над головой. Приносят мячи к исходной линии и кладут их перед следующими игроками.
Правила: мяч не должен далеко откатываться; нельзя задевать дугу; вставать и поднимать мяч только за конечной линией.
Усложнение: обозначить для каждого линию, вдоль которой надо двигаться с мячом.
Игры с разнообразными движениями
Затейники (Ровным кругом)
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом, Стой на месте,
Друг за другом Дружно вместе
Мы идем за шагом шаг. Сделаем... вот так
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук.
Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.
Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.
Игры с разнообразными движениями
Колпачок и палочка
Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.
Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой о
пол.
С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берёт за её конец иназывает водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.
Игры с разнообразными движениями
Сделай фигуру
Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей комнате или площадке.
На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.
Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим - оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
Игры с разнообразными движениями
Быстрей по местам
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол.
По слову воспитателя «бегите» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая, таким образом, одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место, Оставшемуся без места дети хором говорят;
Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),
Быстро место занимай.
Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет обратно кубик, для того чтобы все дети имели место.
Игры с разнообразными движениями
Тетери
Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6—8 человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели
Две тетери,
Поклевали,
Улетели.
На третью и четвертую строки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На 5 и 6-ю строки тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют).
С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-шу!» — как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется.
Игры с разнообразными движениями
Трактористы
В игре каждый раз принимает участие 5 человек. Четверо стоят парами одна за другой. Первая пара держится за руки, а свободные руки протягивает сзади стоящей паре; вторая пара также держится за руки, а свободные руки смыкает с протянутыми к ней руками первой пары.
Пятый участник — тракторист. Он стоит в промежутке между парами с картонным рулем в руках. Все пятерки перемещаются по площадке мелким топочущим шагом. На каждую строку приходится 8 шагов.
Тара-тара-тара-ра,
Из соседнего двора
Выезжают трактора.
«Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать!
Будем рожь молотить!
Малых детушек кормить».
Когда дети научатся ритмично топать, можно добиваться выделения более сильным ударом слов «землю», «хлеб», рожь», «детушек».
Игры с разнообразными движениями
Космонавты
По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырёх - местные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, хоти по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Во время полета вместо рассказа об увиденном детьми, предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
В игре можно использовать также специально сделанные ракеты.
Шагай через кочки
Играющие становятся в 3—4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20 см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не проносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса (или наклеивается изоляционная лента).
Примечание: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в колене.
Бегом по горке
Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 20—15 см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).
Разойдись — не упади
Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
Юные гимнасты
Дети выполняют задания на гимнастической скамейке:
а) пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;
б) пройти по скамейке, выполнив после 2—3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360°;
в) стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;
г) стоять на скамейке поочередно на правой и левой ноге.
Кто дольше не уронит
Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.
Примечание: мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.
Совушка
Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.
Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
Жмурки с колокольчиком
Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это «жмурка». Другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. «Жмурка» пытается его догнать.
Правила: бегающий звонит не все время; если «жмурка» долго не может поймать, надо сменить обоих.
Дружные пары
Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону (5 с). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.
Основное движение - ходьба
Один - двое
Дети идут в колонне по одному и в соответствии с сигналом воспитателя перестраиваются на ходу парами и снова в колонну по одному.
Правила: при перестроении не снижать темпа ходьбы, сохранять интервал.
Холодно — горячо
Дети ходят по площадке в разных направлениях обычной ходьбой под счет воспитателя или удары в бубен. На сигнал «горячо» идут на носках, на сигнал «холодно» — в полуприседе.
Правила: сохранять хорошую осанку во всех видах ходьбы.
Шишка — камешек
Дети идут в колонне. У первого в руках шишка, у последнего — камешек. На сигнал воспитателя «шишка» продолжают идти вперед за первым, на сигнал «камешек» поворачиваются и идут за последним.
Правила: четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.
Основное движение - ходьба
Узнай по голосу
Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга, закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят:
«Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты, Алеша (Наташа), отгадай,
Кто позвал тебя, узнай».
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, снова закрывает глаза, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.
Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет пожавшего. В это время всем соблюдать тишину.
Усложнение: дети говорят:
«Нина (Саша), ты сейчас в лесу
Мы зовём тебя
— Ау! (Произносит один ребенок)
Ты глаза не открывай,
Кто зовет тебя, узнай!»
(Говорят все дети.)
Основное движение - ходьба
Круговорот
Играющие идут по лесной или полевой дороге парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара разбивается: один идет слева, второй—справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны
Правила: обгоняющим можно идти быстрым шагом, но бежать нельзя.
Усложнение: выполнять это же задание, но при ходьбе в колонне, двое последних обходят колонну. Пришедший первым встает впереди колонны.
Часовой
Один из детей— часовой садится на землю в круг. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят по кругу за чертой. Воспитатель показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к часовому. Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой направленно, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется с ним местом. Если нет, движение продолжается. Побеждает тот, кто сумеет войти в круг.
Правила: приближаться к водящему небольшими шагами; остальные играющие не должны шуметь.
Основное движение - ходьба
Разверни круг
Дети идут по кругу, не держась за руки. На сигнал «Нина, разверни круг» дети берутся за руки, а названный ребенок поворачивается и ведет круг в противоположном направлении, разворачивая его до образования нового круга. После этого дети идут по кругу, не держась за руки.
Правила: в ходьбе по кругу соблюдать его форму и расстояние друг от друга.
Снайперская ходьба
В центре площадки рисуют мишень — нить концентрических кругов (радиус внутреннего круга 25 см, радиус каждого последующего увеличивается на 25 см). На мишени цифры 5, 4, 3, 2, 1, располагающиеся от центра кнаружи и указывающие очки. В 10 м от центра мишени отмечается стартовая линия. Играющие по очереди идут, закрыв глаза, стараясь войти в центр мишени. Как только игрок остановится, он открывает глаза. Место остановки — попадание в цель. Играют 3 раза. Побеждает тот, кто наберет большую сумму очков.
Усложнение: подготовить мишени по числу играющих команд; распределить детей на команды и одновременно играть' несколькими командами.
Правила: идти с закрытыми глазами, открывать их после остановки.
Основное движение - бег
Горелки с платком
Дети становятся в колонну по два. Впереди, лицом к ним, водящий, у него в руке платок. Он поднимает его. Дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон к водящему.
Правила: тот, кто подбежал первым, берет платок и становится водящим; опоздавший встает в пару с прежним водящим впереди остальных пар.
Основное движение - бег
Физкульт-ура
Дети располагаются на о