К л у б о к с е м н а д ц а т ы й
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,
о законах, Свaрогом данных!
- Ничего не скрою, что ведаю...
Как закончился первый свет - смыло все грехи со Земли Сырой,
оживили мир ясный бог Дажьбог с легкокрылою Живой-Лебедью.
Насадили они - темные леса, заселили они синие моря. В небе-
са запустили - стаи певчих птиц, а зверей свирепых в темные ле-
са, и в моря китов, а в болота змей.
Утвердил Дажьбог в этом мире - Правь, отделил Дажьбог Явь от
Нави. Стал он богом Прави и Яви.
Приняли Дажьбог с Живой-Лебедью золотые венцы свароговы, и
сыграли свадьбу веселую.
И на свадьбу Дажьбога доброго собрались небесные боги. И
спросили они невестушку:
- Ты на чем пришла, Жива милая?
- Я на жердочке, на бороздочке, на овсяном колосочке, на пше-
ничном пирожочке!
И кружилась Жива Cвароговна: правой ручкой махнет - встанет
лес и река, левой ручкой - летят птицы под облака.
- Пойду ли сад зеленый, выйду ли в сад зеленый. Далеко ли по-
гляжу - горы там высоки, там озера глубоки!
На крутой да на горе поднялся высокий дуб. А у дуба корни
булатные, его веточки - все хрустальные, его желуди - позлаченые,
ну а маковка - вся жемчужная. Hа ветвях его птицы песнь поют, в
серединушке - пчелы гнезда вьют.
Как под тем высоким дубом Жива и Дажьбог сидят, Жива и Дажь-
бог сидят - разговаривают:
- Ах, что это за садок, за зелененький такой! Ах, что это за
цветы, за лазоревые! Ах, что это за милой, что за ласковый такой!
И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем
скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей
вей - Кия, Щека и Хорива младшего.
Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стри-
бог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.
Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то по-
томки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ ве-
ликий и славный, племя то по имени - русь.
- * -
Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeли-
кого с неба падали клещи огненные - перед добрым Тархом-Дажьбо-
гом, пред родными его сыновьями.
Получил те клещи Cвароговы Праотец Орей - стал Орей железо
выковывать. Показал тогда предку Орею как ковать мечи Громовик
Пеpун.
- Вот мечи вам и стрелы могучие! - так сказал ему Громовер-
жец. - Победим мы этим оружием всех врагов Руси!
Восхищен был тогда Праотец Орей грозной силой кованья Пepуно-
ва.
Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeли-
кого золотые предметы падали - плуг с секирой и чаша глубокая.
Подходил к тем предметам великий Кий, поднял Кий золотой, па-
вший с неба плуг, стал он плугом землю распахивать.
Подходил к тем предметам премудрый Щек - поднял он глубокую
чашу, наливал он в чашу хмельну сурью, приносил он жертвы великим
богам.
Брал секиру могучий Хорив - стал он воином грозным и князем
великим.
- * -
Во святом саду, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Вeли-
кого падал с свода небесного камень. Падал он перед добрым Дажьбо-
гом, пред родными его сыновьями.
Был тот камень мал и весьма студен, и была на Земле тьма ве-
ликая. И не смог тот камень никто познать, и не смог никто от Зем-
ли поднять.
Собиралися-соезжалися к тому камню цари и царевичи, также и
короли, королевичи, собирались волхвы многомудрые. Собиралися-со-
езжалися, вкруг него рядами рассаживались, и три дня, и три ночи
богов прославляли.
И распался камень на две половины - внутри камня была над-
пись найдена.
Кто же высек ее? Кий - великий князь? Щек - премудрый волхв?
Хорив - воин-князь? Праотец Орей? Или Тарх Дажьбог?
Высек те слова во плоти Свaрог - он узнал их от Рода небес-
ного.
Рек небесный Бог:
" Чады вы Мои! Знайте, ходит Земля мимо Солнца, но Мои сло-
ва не пройдут мимо вас!
И о древних временах, люди, помните! О Великом Потопе, ист-
ребившем людей, о паденьи на матушку Землю огня! Знайте, будут
последние годы - годы тяжкие и потрусливые! Скоро будет конец све-
та белого! Повернется сварожий круг!
Будет день последний! И Солнце во тьме! И Оpел - украшенье
небесное света вам не даст в утешение! И сойдут на Землю Cварожи-
чи - ужаснутся людские души!
Сокрушенье придет от Рода! И ослабнет рука у всякого, и смя-
тутся дети и старцы, и изменит их лица пламень.
Возмутятся струи морские, что гуляют по всей широте земной.
И восстанет тут Дух на Силу - и Стрибог успокоит море. Велес
двери откроет в Ирий. Но лишь праведный свет обрящет! И Свaрог
лишь его пропустит!
Дети Рода небесного! Рoдичи! Знайте, люди, законы Мои! Поуче-
ние слов Моих слушайте!
Вы потомки Свaрога - сварожичи! Вы, потомки Пеpуна, русалки
Роси! Люди русские, русичи, слушайте!
Почитайте друг друга, сын - мать и отца, муж с женою живите
в согласии. За едину жену должен муж посягать - а иначе спасения
вам не узнать!
Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода
небесного.
Почитайте вы три дня в неделе - среду, пятницу и воскресение.
Почитайте великие праздники.
В среду Велес с Бурей Ягой совещались, как им встретить Дажь-
бога Пepуновича, когда он за коровами следовал. Совещалися в среду
с Мареной Кащей, как убить им Дажьбога Пepуновича.
Сам Пеpун с Росью встретился в пятницу, и родился великий и
славный Дажьбог. Также в пятницу был пригвожден он Мареной и пове-
шен на скалы в Кавказских горах. Также в пятницу Макошью-матушкой
был предсказан Дажьбогу Вeликий Потоп.
Потому подобает поститься всем людям среду каждую, каждую пя-
тницу.
В воскресенье Дажьбога Жива-Лебедь спасала, оживляла водой и
сняла со скалы. И на крыльях своих лебединых подняла, унесла в
Ирий-сад ко Рипейским горам.
Если кто в воскресенье работает - то не будет ему прибытка,
ни по жребию, ни по таланту во другие шесть дней без изъяна. День
седьмой человекам, скотам и рабам - на покой дан, на отдых телес-
ный. Друг ко другу ходите, друга дружку любите, будет радостно
вам - пойте песни богам.
Почитайте великий пост, от сожженья Марены и до свадьбы Живы.
Берегитесь люди в это время Кривды, сохраняйте строго от съеденья
чрево, руки от сграбления, от хулы уста. Почитайте яйца в честь
яйца Кащея, что разбил Дажьбог наш, вызвав тем Потоп.
Коль не будете заповедь слушать - я раскрою небесные своды,
и спущу горящие камни, и пролью кипящую воду! И пролью из небе-
сной кузницы я расплавленное железо!
Оком солнечным реки, моря изсушу, и болота тогда возгорятся,
ручейки тогда приусохнут!
Загорится тогда Мать Сыра Земля - от восхода до самого запа-
да, от полудня гореть будет до ночи. Загорятся и горы с раздольями,
загорятся и лесушки темные!
И пролью я воду небесную, и сошлю на Матушку Землю Потоп, и
водою вымою Землю я, как скорлупку яичную, как девицу и вдовушку.
Разольются реки, расшумится море, и Потоп Вeликий скроет Землю
Мать! Приклонюсь к Земле я - и не слышно будет горького рыда-
нья!
Почитайте страстную неделю - как скорбел Дажьбог от распятья
до спасения Лебедью-Живой, так и вы скорбите смиренно. И не пейте
питья хмельного, не скажите бранного слова!
От тех бранных слов Лада-матушка на Рипейских горах встрепе-
нется, запекутся кровью ее уста. Коль не Ладушка - ваша заступни-
ца, то давно бы я погубил людей!
Вы ликуйте:
- Спасен светлый бог Дажьбог! К нам идет Весна, Жива-матуш-
ка!
Коль не будете заповедь слушать - сотворю вам медное Небо,
сотворю железную Землю. И от медного Неба росы не воздам, и плода
от Земли не дарую!
Поморю всех голодом я на Земле, все колодцы у вас приусохнут,
и запасы у вас оскудеют. Погублю рабов и скотинушку, и не сможет
носить вол свое ярмо!
И не дам вам дождя, и не дам вам тепла. И не будет тогда на
земле травы, на деревьях не будет тогда коры. Птиц не будет, ле-
тящих по воздуху, и зверей, что по лесу рыскают. Опустеет тогда
Мать Сыра Земля!
Почитайте купальские дни. Вспоминайте победу перунову, как
Пеpун победил зверя Скипера, как сестрам своим он свободу дал, как
очистил их в водах Ирия.
Почитайте вы также Пepунов день. Как Пеpун в четверг к Диве
сватался, как Пеpун Морского царя победил и с небес низверг буйна
Велеса, вспоминайте и свадьбу перунову!
Чады вы мои! Если вы сей закон не возлюбите, коль не будете
праздновать праздники и поститься в посты не станете, напущу на
вас гром и молнию, глад, и град, и тьму непроглядную!
После жатвы вы вспоминайте об успении Златогорки, почитайте
день Волха Змeевича, сына Индрика, Ясна Сокола. Почитайте день Ма-
коши-матушки, пресвятой и великой матери.
Почитайте и день Дажьбога - вспоминайте его женитьбу, как же-
нился он на Марене, как украл Марену коварный Кащей.
Чады вы мои! Рождены вы Дажьбогом и Родом! Кости взяты от
твердого камня, от Сырой Земли Матушки - тело, кровь-руда от Чeр-
ного моря, а дыхание ваше от ветра.
Ваши очи взяты от Солнца, мысли ваши - от облака взяты. Как
по синему небу проносятся тучи, так и в вас проносятся легкие мыс-
ли, и за добрыми мыслями - следуют злые.
Ваша первая мать - Лада-Матушка, мать небесная, богородица, а
вторая мать - Мать Сыра Земля. Третья мать - что мучилась в ро-
дах.
Если матушка Лада вас не возлюбит, ничего на Земле Сырой не
родится, и ни скот, ни птица, ни дерево.
Человеку тогда на Земле не жить!
Если матушка Лада поможет, то Земля воздаст, и накормит вас,
тварь любая живою родится, скот, и птица, и всякое дерево.
Будет жить тогда человек!
Чады вы мои! Если вы Мой закон не возлюбите, и не будете
праздновать праздники, и поститься в посты не станете, напущу на
вас градобитие, напущу и морозы лютые, и Земли Сырой потрясения,
и огонь палящ, и великий мор на людей, скотину и ваших птиц. Напу-
щу свирепых зверей на вас и чудовищ из царства пекельного!
И придут от Черного моря звери страшные, звери лютые, волоса
у них - до Сырой Земли, а на лапах у них когти острые. Поедят они
вашу скотинушку, всех волов и коров, что пасутся в горах!
Если вы не уйдете от Кривды - напущу я великие казни, и войною
поднимется царь на царя, и восстанет отец на сына, на отца - сын,
и брат на брата, и сосед пойдет на соседа - и начнется кровопроли-
тье.
Невеселая встанет година, и поднимется птица Обида, вступит
девой на матушку Землю, лебедиными крыльями всплещет и прогонит го-
ды обилья. Вы начнете ковать крамолу, и про малое молвить - боль-
шое! говорить: се - мое, то - мое же!
И придут языци неверные и прольют они вашу кровушку за неправ-
ду и беззаконие.
Я на вас напущу стаи черных птиц, у которых клювы железные, и
начнут те птицы летать, клевать. Вы нигде от птиц тех не скроетесь!
Поспешите вы на могилы - ко усопшим своим родителям, и попросите
их, чтоб пустили вас - вас не пустят к себе усопшие!
Кто сему посланью не верит, тот кто скажет, что текст сей ло-
жен - тот получит вечную муку, и в конце жизни - смерть ужасную, а
не в Ирии жизнь счастливую.
Чады вы Мои! Кто все эти законы возлюбит, будет Рода небесно-
го славить, станет толком слова толковать Мои - от того отойдут
все несчастия - он наследник небесного Ирия!
Веруйте в Рода, в Свaрога, в три лика его - Пеpуна, Дажьбога,
Стрибога! Возжигайте огонь Семаргла!
Ныне и присно, и от века до века."
Толковый словарь
основных мифологических персонажей
и
ритуальных понятий.
АЛАТЫРЬ - "всем каням камень", центр мироздания, священная
скала в Рипейских горах, также - скала у входа в Пекло на берегу
реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем".
По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны пись-
мена с законами Сварога.
АЛКОНОСТ - светлая птица, инкарнация ( воплощение ) Хорса.
Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и
погодой. Когда она рождает детей на "крае моря" семь дней стоит
безветренная погода.
БЕЛОВОДЬЕ - другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за
молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы Земун.
БЕРЕЗАНЬ - райская местность, одна из Рипейских гор, также -
название острова, подобного острову Буяну, либо - Атлантиде.
На острове ( горе ) Березани растет солнечная береза вниз ветвями
и вверх кореньями.
БОГУМИР - прародитель ряда славянских племен: русов, северян,
полян, кривичей, дреговичей.
БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хо-
зяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом по-
бедила Дажьбога и приковала его к дубу.
БУЯН - райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде,
Макарийскому острову.
ВЕДЫ - "ведение", священная книга древних славян. Также книги
ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваве-
да; и Ирана - Авеста.
ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир,
сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве,
бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости.
В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в сваде-
бном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси -
- один из верховных небесных богов.
ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь,
Святогора, Златогорки, Бури Яги.
ВОЛХ - бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея,
супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в
жены царицу темного царства - Пераскею, стремился покорить Рипей-
ское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего
намерения.
ВОРОН - олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного
Змея, один из творцов мира - сотворил ущелья, горы.
ГАМАЮН - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса - бога мудро-
сти. Посланник богов - она пропевает книгу "Песен". Гамаюн прилета-
ет на блаженный Макарийский остров, находящийся "под самым востоком
солнца близ рая".
ГОРЫНЯ - горный великан, может обращаться в Змея
Горыныча, охраняет темное царство.
ГРИФОН - могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к
Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли про-
ход в пекельное царство.
ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Все-
ленной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель
русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей
"через корову Земун". Победил Велеса и освободил коров и воды.
Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены,
Живы.
ДАСУНЬ - темное царство, населенное дасу - демонами, или
представителями неарийских, неславянских племен.
ДИВА-ДОДОЛА ( Перунница ) - супруга Перуна, дочь Семаргла. Бо-
гиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.
ДНЕПР - бог реки Днепра, отец русалки Роси.
ДОЛЯ - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судь-
бу.
ДУБЫНЯ - лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет
пекельное царство.
ЖЕЛЯ - от слова "жалеть", божество похоронного обряда, сес-
тра Карны.
ЖИВА - богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла
Дажьбога от своей сестры - Марены.
ЗЕМУН - небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от
разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду
Ирия.
ЗЛАТОГОРКА - великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена
в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.
ИНДРА - "владыка", главный бог ведического пантеона. Громо-
вержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный
бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.
ИНДРИК-ЗВЕРЬ - царь темного царства, свержен с престола
и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой
Землей. Супруг змеи Пераскеи.
ИРИЙ ( Вырий, Сварга ) - славянский рай, расположен в Рипейс-
ких горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небе-
сные боги. По Ирию течет молочная река.
КАРНА - от слова "карить" - божество похоронного обряда, се-
стра Жели.
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ ( Трипетович ) - сын Матери Сырой Земли,
владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного сла-
вянам, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему
соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.
КИЙ - сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, ос-
нователь Киева.
КИСЕК - один из мифологических прародителей русских людей,
племя Кисека соединилось с племенем Орея.
КРИВДА - богиня, олицетворение всех темных сил, противница
Правды.
ЛАДА - женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица.
Лада - матерь богов, она же - рожаница, спутница Рода, "матерь -
- Родиха", помогающая при родах. Защищает верующих перед Бо-
гом.
МАГУР - птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой
книге.
МАКОШЬ - мать счастливого жребия. Вместе с помощницами Долей
и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она - пряха, прядет
нити судьбы, подобно античным мойрам. Макошь ходит по Земле в виде
молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи,
запреты.
МАРЕНА ( Мармара ) - богиня смерти, зимы, вторая супруга
Дажьбога. Украдена Кащеем Трипетовичем, впоследствии - его жена и
противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.
МАТЕРЬ СВА - птица, инкарнация Великой Матери - Лады. Покрови-
тельница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы
многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн.
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - богиня земли, плодородия, подобная греческой
Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.
МОГОЛ - могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы
оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.
НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно - за-
гробный мир, "тот свет". Также - философское понятие, аналогичное
понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии
( пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противо-
стоит Яви.
НЕДОЛЯ - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
ОБИДА - лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу,
Соколам - птицам верховных светлых богов.
ОРЕЛ - птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в
мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может
превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять
различные поручения.
ОРЕЙ - мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога
и Живы. Возможно, его имя происходит от "арий" - "пахарь". Отец
Кия, Щека и Хорива.
ПАТАР ДЫЙ - бог ясного неба у многих индоевропейских народов.
Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту.
ПЕКЛО - славянский Аид, или ад. В разное время им правили раз-
личные Змеи и чудовища - Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Инд-
рик-Зверь, Волх, Велес, Кащей. Пекло, как и Аид, разделяется на
три уровня, подобные греческим Тартару ( самый глубокий уровень ),
Эребу ( подземному пекельному царству ), и собственно Аиду - над-
земной местности перед входом в подземное царство ( эта местность
и есть - темное царство ).
ПЕРАСКЕЯ - Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-
-Змея, а потом - первая жена Волха. Убита Велесом.
ПЕРУН - Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг
Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фоль-
клоре - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера,
Чудо-Юдище - Поддонного царя.
ПРАВДА - богиня, олицетворение светлых сил, противница Крив-
ды.
ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Пони-
мается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому
справедливому закону существует мир. Это понятие подобно саттве
индийской философии ( ясность, абсолютная реальность, гармо-
ния ).
РА - река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небес-
ную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.
РАРОГ - сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла.
Рарог, согласно народным представлениям, мог появиться на свет из
яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.
РИПЕЙСКИЕ горы - мифические горы, где находится сад Ирия.
Известны по греческим-скифским и индийским мифам.
РОД - Главный бог славянского пантеона, творец - "родитель"
вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был зак-
лючен в "мировом яйце", потом он разбил его. Род - наименее пер-
сонифицированное божество славянского пантеона - "отец и мать
всех богов".
РОСЬ - дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Счи-
тается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Потому
мы - сыны Дажьбога и "русские", то есть - потомки Роси.
САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ - поле, отделяющее Русь от стран Востока,
за которыми расположен Океан, а за Океаном - сад Ирия, который по-
сажен на Земле. В отличие от земного - небесный Ирий в Рипейских
горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.
СВАРОГ - мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец.
Он завершает творение Вселенной, устраивает "поднебесную", достает
с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог - небесный
кузнец. Когда он ударил молотом по "бел горюч камню", родился
бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей
из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им законы. Он супруг
Лады и отец многих богов.
СВЕНТОВИТ - бог неба и света у балтийских славян. Идол Свен-
товита стоял в святилище в городе Араконе.
СВЯТОГОР - сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. По-
добен греческому Атланту.
СЕМАРГЛ - согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией
является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он по-
бедил Черного Змея - Морского царя. Он - бог огненных жертвоприно-
шений, посредник между людьми и небесными богами.
СИРИН - темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея - то
есть царя подземного мира. Сирин - от головы до пояса - человек,
от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает все на све-
те и умирает.
СКИПЕР-ЗВЕРЬ - царь надземного Пекла, ( у греков Аида ).
Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его
в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кав-
казскими горами.
СМОРОДИНА - огненная река между светлым и темным царством.
Видимо, соответствует Дону, либо - Кубани.
СТРАТИМ (Страфиль) - в славянской народной мифологии заменяет
Алконоста, воплощение Стрибога - бога ветров. Управляет погодой на
море.
СТРИБОГ-Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры -
стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из зато-
чения.
СУРИЦА - напиток и богиня. Приготавливается из забродившего
меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской
мифологии - дочь солнца и невеста Сомы ( иранского Хомы, рус-
ского Хмеля ).
СУНЕ, СУРЬЯ - Солнце, божество солнца.
ТРИГЛАВ - ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным ми-
фологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгоро-
де IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита,
а ранее ( до переселения в новгородские земли западных славян ) -
из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Сварога, Перуна
и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на
иерархической лестнице.
УСЫНЯ - великан, охраняет проход в пекельное царство.
УТОЧКА - птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира
ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в
виде белого гоголя ( который и есть бог ) и черного гоголя - сата-
ны.
ФИНИСТ - сокол, птица-воин, инкарнация бога войны - Волха,
защитник Руси.
ХВАНГУР - одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о
Голубиной книге.
ХМЕЛЬ - растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) расте-
ние, из которого приготавливают божественный напиток, 2) бог
Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи,
дочери Солнца.
ХОРИВ - ( Горовато ) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге -
- прародитель славянского племени хорват.
ХОРС - бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг
Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из
заточения.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ - воплощение всех темных сил, родился от мировой
Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство,
подобное греческому Тартару.
ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ - царь подводного мира,
и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен
Перуном на морское дно.
ЩЕК - ( Пащек ) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов ( сог-
ласно Велесовой книге ).
ЮША - Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных
говорах, родственные имена - Яша, Ящер. Славянский "родственник"
индийского змея Шеши.
ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно - сам
этот светлый мир, "белый свет". Также - философское понятие, подо-
бное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской фило-
софии ( активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит На-
ви.
ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодо-
родия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца,
потом его расколдовала Буря-Яга.
ЯСУНЬ - понятие противоположное дасуни. В зависимости от кон-
текста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.
К А Л Е Н Д А Р Ь
25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономи-
ческим данным, наступает 21(22) декабря. ( Клубок четырнадцатый. )
По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды -
Календ брал начало Новый год. Далее - святки.
Замещен Рождеством Христовым. Содержание: свадьба Дажьбога и
Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.
31 декабря и далее - "неделя праотцов".
6 января. День Кащея и Велеса. Радогощ (?). ( Клубок пятнад-
цатый. )
Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей
украл Марену.
Далее - пост. Воспоминания о том, как Дажьбог шел в кащеево
царство и о Великом Переселении народов ( клубок шестнадцатый ).
24 февраля. День Велеса. Замещен днем "Власия - сшиби рог с
зимы".
29 февраля. День Кащея. ( клубок двенадцатый, пятнадцатый и
шестнадцатый. )
Замещен днем святого Касьяна.
1 марта - день Марены. ( Клубок четырнадцатый, пятнадца-
тый, шестнадцатый. )
Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре
она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной
языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье,
вспоминаемое в этот день: "Вздел Ярило зиму ( т.е Марену! ) на
вилы".
14 Марта. Новый год. Овсень малый (?). Первая встреча весны.
Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. ( Клубок пер-
вый ). Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празд-
нований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднова-
ния римского Нового года - "Календ" в январе ( "и первый святой -
Коляда", см. ниже ). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке
II, 11б первым назван белояр - либо март, либо - скорее, ап-
рель ( иначе - произойдет недопустимое смешение месяцев, напри-
мер: купала - июль-июнь придется на май, и т.п. ).
7 апреля. День Масленицы-Марены. Красная гора (?). Весеннее
равноденствие. ( Клубок шестнадцатый. ) Согласно астрономическим
данным весеннее равноденствие: день равен ночи, - наступает 20(21)
марта, но срок был смещен из-за несовершенства календарных сис-
тем.
Этот праздник сдвинут Пасхой и замещен праздником Благовеща-
ния. Содержание: сожжение Масленицы-Марены, золотые яйца ( пасха-
льные ), отпускают птиц на волю. Разливы рек напоминают о Великом
Потопе ( об этом дне вспоминают и в день Марьи-зажги снега - 2 ап-
реля ). После - пост.
6 мая. День Дажьбога, или - Овсень большой(?). Встреча весны.
( Клубок семнадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресе-
нье, либо - пятницу ( для почитающих Макошь ).
Этот праздник наложился на "Юрьев день". Содержание: свадьба
Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира
после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей,
встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу.
Вспоминают победу Дажьбога над Велесом.
Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не
уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.
22 мая. Ярилин день, семик. ( Двенадцатый клубок ). Замещен
праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного, тепло-
го. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея.
Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разоп-
нись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы.
1-7 июля - русальная неделя.
7 июля. Купала. Летнее солнцестояние. Согласно астрономичес-
ким данным летнее солнцестояние наступает 20(21) июня. ( Клубок
четвертый, пятый, шестой и десятый. )
Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержа-
ние: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоми-
нание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день
( и всю "русальную" неделю до Купалы ) купание Перуна в Днепре,
встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купа-
ла ( древнее - Кополло-Аполлон ) - это одно из имен Дажьбога.
В этот же день отмечают и свадьбу Хорса и Зари-Зареницы.
27 июля. Отбор жертв Перуну. Далее - русалии.
2 августа. Перунов день. ( Клубок седьмой, десятый, тринад-
цатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, или пятни-
цу. Перед Перуновым днем празднуют семик (?).
Праздник замещен семиком и днем Ильи пророка. Содержание:
семик - сговор Перуна и Дивы. День Ильи Пророка - свадьба Перуна
на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и
вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над
Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик
срывают венки - обряд посвящения девушек в женщины.
Перун лето кончает.
8 августа(?). Начало жатвы.
21 августа. День Стрибога. ( Клубок второй )
Замещен днем Мирона-Ветрогона. Ветрогоны пыль погнали по бе-
лу свету, зарыдали по красну лету.
28 августа. Успение Златогорки. ( Клубок одиннадцатый. ) Мо-
жет быть перенесена на воскресенье и пятницу.
Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.
14 сентября. День Волха Змеевича. ( Клубок девятый. )
Замещен днем Симеона Столпника.
Начало охотничьего сезона. Почитание Волха и Лели. Древние в
это время начинали приготовления к военным походам.
22(23) сентября. Осеннее равноденствие. Поворот к зиме. Воз-
можно, в этот день отмечалось первая встреча Дажьбога и Марены.
( Четырнадцатый клубок. ) Может быть, этот день, а не 1 марта, на-
зывался Овсенем малым.
10 ноября. День Макоши. ( Клубок второй. ) Может быть пере-
несен на пятницу.
Замещен праздником Параскевы Пятницы. Также наложился на пра-
здник Кузьмы-Демьяна ( 14 ноября ).
21 ноября день Сварога и Семаргла. ( Клубок первый и второй. )
Замещен праздником Михаила архангела.
9 декабря. День Дажьбога и Марены. Замещен "Юрием холодным".
* - * - *
Все даты в предлагаемом календаре приведены по новому стилю
( Григорианскому календарю ). Русь пережила несколько календарных
реформ. Переход к Юлианскому календарю был совершен Петром Первым
в 1700 году, Григорианский календарь был принят в 1918. В резуль-
тате древние русские праздники, приуроченные к определенным аст-
рономическим датам, были сдвинуты. Видимо, их следует праздновать
не согласно церковному или гражданскому календарю, а согласно тра-
диционному-астрономическому.
Календарные праздники - Новый год, начало осени, видимо, сле-
дует праздновать по современному календарю, то есть - 1 марта
( день Марены в таком случае следует передвинуть ) и 1 сентября.
Отмечались ли в Древней Руси праздники, связанные с пасхаль-
ным циклом, - неизвестно. По крайней мере, сохранились древнерус-
ские имена у праздников, ныне связанных с Пасхой: Масленица, Кра-
сная Гора, Радуница.
Пасху отмечают в первый воскресный день после первого весен-
него новолуния. Этот праздник приходится в 1993 году на 18 апреля,
1994 - 1 мая, 1995 - 23 апреля, 1996 - 14 апреля, 1997 - 27 апре-
ля, 1998 - 19 апреля, 1999 - 11 апреля, 2000 - 30 апреля.
Масленицу ныне празднуют за семь недель до Пасхи. Красную го-
ру - в воскресенье на светлой неделе, первой неделе после Пасхи.
Радуницу ( древний Радогощ? ) - во вторник на фоминой неделе,
второй неделе после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в
древности - неизвестно.
Сохранилось лишь упоминание об этих праздниках в Велесовой
книге: "И первый святой - Коляда, а другие - Яр и Красная гора
и Овсень великий и малый. И идут те святые, как муж от града до
села огнищанского..." Известно также, что во время Радогоща ( до-
щечка III 22 ) поздней осенью, или зимой славяне вспоминали праот-
цов.
* - * - *
Приведем названия месяцев из славянских народных календарей
( в скобках названия из Велесовой книги ):
Январь: др. рус. - просинец, стужайло, укр. - сечень, бе-
лор. - студень, ( студич ).
Февраль: др. рус. - снежень, сечень, межень, лютень, боко-
грей, укр. - лютий, белор. и поль. - лютый, ( ледич ).
Март: др. рус. - сухый, протальник, капельник, зимобор, бере-
зозол, белор. - соковик, ( лютич )
Апрель: др. рус. - березозол, снегогон, цветень, водолей, ру-
чейник, белор. - красовик, ( белояр ).
Май: др. рус. - травень, травник, ярец, ( ладо ).
Июнь: др. рус. - кресень, изок-кузнечик, червень, хлеборост,
разноцвет, скопидом, укр. и белор. - червец, ( купало ).
Июль: др. рус. - червень, страдник, сенозарник, липец, грозо-
вик, жарник, серпень, белор. и поль. - липень, литов. - лиепас,
( сенич ).
Август: др. рус. - жнивень, серпень, густырь, хлебосол, за-
рев, разносол, ( житнич ).
Сентябрь: др. рус. - вересень, хмурень, ревун, зоревик, бе-
лор. и укр. - вересень, листопадник, златоцвет, ( венич ).
Октябрь: др. рус. - позимник, листопад, грудень, грязник,
желтень, укр. - жовтень, белор. - кастрычник, ( зернич ).
Ноябрь: др. рус. - грудень, листогной, полузимник, укр. и бе-
лор. - листопад, ( овсенич ).
Декабрь: др. рус. - студень, студный, стужайло, хмурень
( просич ).
Самые устойчивые названия: январь - студень, февраль - сне-
жень, март - зимобор, апрель - березозол, май - травень, июнь -
кресень, июль - червень, август - серпень, сентябрь - вересень,
октябрь - желтень, ноябрь - грудень, декабрь - хмурень.
ВВОДНОЕ СЛОВО
В ином, в духовном мире - в той Руси, которая сохранила древ-
нюю ведическую культуру, мое имя - Бус Кресень.
Эта Русь не существует на карте, и тем не менее она - реаль-
на, так же - как наши души, мысли и чувства.
У каждого из нас есть истинное имя, но - непросто вспомнить
его. Мы - плоть от плоти наших предков, мы так же, как и они, ви-
дим и ощущаем этот мир. Мы - гости, пришедшие из прошлого в сов-
ременность.
Иной раз мне представляется, что я стою между двух зеркал,
и передо мной - окно в прошлое, я вижу длинную череду моих пред-
ков. Известно, что они были православными священниками, а раньше,
видимо - волхвами.
Они дали мне тело и душу. Мне - человеку двадцатого века,
Александру Игоревичу Барашкову, тело и душу - Буса Кресеня, живше-
го в седьмом веке.
С высоты двадцатого века с его небоскребами, космическими ко-
раблями, телевизорами и компьютерами седьмой век может показаться
диким и неустроенным, но это не так. Жилось тогда и дышалось сво-
боднее, чем сегодня.
Впрочем, люди с тех пор мало изменились, по-прежнему челове-
ческая жизнь ценится мало, а место древних демонов, гремящих чере-
пами, лязгающих клыкастыми пастями, заняли современные, стреляющие
из пушек, грозящие ядерным и экологическим концом света.
Но тогда человек был ближе к земле, он чувствовал свое род-
ство с окружающим Миром, он лучше знал Законы, управляющие им. Че-
ловеку эти Законы были даны так же, как они были даны всему
сущему - животным, растениям, камням и стихиям.
Именно тогда человек воспринял великое Знание - Веды. Дано
было это Знание в форме, доступной человеку. В форме - мифа, ле-
генды, притчи. Тайный же смысл этого Знания был понятен и в про-
шлом, и в настоящем лишь - посвященным.
С тех пор многое изменилось. Силы Тьмы, Нави, приложили ог-
ромные усилия для того, чтобы уничтожить это Знание. В течении
веков Ведическое Знание выжигалось, преследовалось.
Здание Вед, возводимое многими народами,