Понятие, причины, виды и формы конфликтов
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных мыслей и действий людей и групп лиц.
Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую. В общем виде они кроются в различии взглядов, позиций и интересов по тому или иному вопросу. На практике это обычно выливается в определенные действия, нарушающие интересы других.
Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только когда не видит возможности ее изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.
Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны. Они позволяют выявить скрытые проблемы, разнообразные точки зрения, организовать совместный поиск приемлемых для всех сторон решений.
В процессе такого поиска возникает взаимопонимание, ширятся рамки сотрудничества, улучшаются внутренние отношения, повышается трудовая и творческая активность людей. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Именно поэтому конфликты часто лучше не подавлять, а регулировать.
В тоже время они могут иметь и негативные последствия: порождают неудовлетворенность людей, ухудшают морально-психологический климат в коллективе, ограничивают сотрудничество, снижают производительность, повышают текучесть кадров.
Виды конфликтов.
1. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные, ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться такими обстоятельствами, как необходимость выбора между приемлемым и приемлемым, когда желательно то и другое, а нужно выбрать одно (гулять хочется, а тут — уроки...), неприемлемым и неприемлемым (выбор наименьшего из двух зол), приемлемым и неприемлемым (у приемлемого есть отрицательные моменты, а у неприемлемого — положительные).
Внутриличностный конфликт может быть также обусловлен несовпадением внешних требований и внутренних позиций (руководители заставляют подчиненных поступать против совести), целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворить (нужно что-то купить, а денег нет), влечений и обязанностей (хочется пойти на дискотеку, а нужно сидеть с малышами) и т. п.
Межличностные конфликты, как считается, на 75—80% порождаются столкновением материальных интересов людей, хотя внешне это проявляется как противоположность характеров, взглядов или моральных ценностей.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и коллективных норм поведения, а межгрупповые порождаются различиями во взглядах и интересах, В первом случае каждый стремится доказать свою правоту, во втором — захватить необходимые ресурсы, ограничив других.
В целом возможность внешнего конфликта всегда существует и там, где один человек или группа зависят от других.
Для многих людей участие в конфликтах может быть обусловлена не обязательно каким-то личным недовольством, но чувством солидарности.
Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными его субъектами; другие, имея интерес в том или ином исходе, не проявляют активности, но морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон либо просто занимают выжидательную позицию; третьи заинтересованы в завершении противостояния и делают для этого все возможное; четвертые изначально являются нейтралами, но иногда втягиваются в события (любопытствующие, наблюдатели, симпатизирующие той или другой стороне, случайные жертвы).
Производственный конфликт втягивает в свою орбиту многих. Прежде всего это члены организации: ее владельцы, директорат и руководители разного уровня, консультанты, непосредственные исполнители и вспомогательный персонал.
Другой группой являются сторонние субъекты (добровольно или случайно поддерживающие одну из сторон) — партнеры, конкуренты, профессиональные союзы, общественные объединения, семьи.
Третью группу образуют те, кто заинтересован в скорейшем разрешении конфликта и пытается помочь этому — посредники, арбитры, представители властей.
2. По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неофициальные отношения.
3. По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
3. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт еще не созрел, он является скрытым, латентным. В противном случае — считается открытым. Поскольку открытый конфликт находится под контролем руководства, он менее опасен. Скрытый же может подтачивать основы коллектива, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.
4. По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, сначала разрушая отношения между людьми, а затем дезорганизуя систему управления.
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную враждебность, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться к обоюдной выгоде решать назревшие проблемы.
Формы производственных конфликтов
Конфликт в рамках организации ведет себя как любой другой. Поначалу он внешне скрыт и протекает в основном на психологическом уровне. Но, как известно, шила в мешке не утаишь, поэтому довольно скоро появляются первые признаки неблагополучия. К ним относится: увеличение числа неявок на работу, времени отсутствия на рабочем месте, безразличие к своим обязанностям, использование любого официального способа уклонения от дела, рост пьянства, наркомании, нарушение трудового ритма и т.д.
Руководители далеко не всегда чувствуют приближение конфликта, даже если умом понимают его неизбежность. Поэтому, когда он возникает, из-за нехватки времени они часто принимают поверхностные решения, действуют на авось, а то и попросту бездействуют. Это приводит лишь к усилению напряженности в коллективе, распространению будоражащих слухов, ослаблению дисциплины.
Производственные конфликты могут осуществляться в следующих основных формах: образование клик, забастовки, саботаж, интриги.
Клика — группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата власти в организации либо упрочения своих позиций.
Интрига - нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого она направлена.
Орудием интриги является искаженная информация, которая распространяется через третьи руки, очерняя или обеляя людей и их поступки.
Саботаж - дезорганизация или задержка работы индивидом на формально законных основаниях.
Саботаж всегда происходит в рамках буквы закона и характерен для бюрократических организаций. Правила, регламентирующие их деятельность, бывают порой настолько жесткими, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении; неукоснительное же их исполнение (в чем саботаж часто и проявляется) ее парализует. Работники обычно прибегают к этому методу, чтобы отстоять свои законные, по их мнению, права.
Забастовка - временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда с выдвижением совместных требований к администрации.
Как правило, она заранее планируется, но при крайнем обострении отношений может вспыхнуть стихийно.
Трудовое законодательство многих стран, в том числе и России, регулирует организацию и проведение забастовок. Но последние бывают и незаконными (например, сидячие забастовки, забастовки с применением насилия, нарушающие условия контракта).
Конфликт как процесс
Конфликт можно рассматривать в узком и в широком смыслах. В узком смысле — это непосредственное столкновение сторон. В широком - процесс, состоящий из нескольких этапов, где столкновение является лишь одним из них.
Этапы конфликта:
I. На первом этапе складывается конфликтная ситуация - такое положения дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Она может возникнуть как по их инициативе, так и сама собой, в том числе быть переданной им «по наследству», как, например, известная кровная месть.
Элементами конфликтной ситуации являются прежде всего ее участники.
Главными из них являются противостоящие друг другу стороны, или оппоненты (на практике они не всегда сразу «выкристаллизовываются»). Каждая сторона обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами.
Остальные участники могут выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов. Подстрекатель — это лицо, подталкивающее стороны к противоборству. Пособник содействует им советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах обычно все члены группы становятся пособниками лидера). Организатор планирует конфликт, но не обязательно участвует в прямом столкновении.
Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который чаще всего бывает неделим либо вообще, либо «по справедливости». Им обычно бывает дефицитный ресурс, которым стороны единолично стремятся овладеть. Такие ситуации можно наблюдать даже в дворовой песочнице, когда дети начинают возню из-за единственного ведерка или совочка.
Несовпадение взглядов сторон на объект образует предмет конфликтной ситуации.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть (если перестанет существовать сам объект, породивший ее), сохраниться в прежнем состоянии, трансформироваться в другую, обостриться под воздействием инцидента.
II. Инцидент представляет собой вторую фазу конфликта - это событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения.
Это событие или действие одной из сторон, затрагивающее интересы другой. Такое событие или действие может быть целенаправленно спровоцированным или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств. Инцидент дает толчок к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения. Последнее имеет целью помешать противоположной стороне реализовать свои интересы.
III. Третьей фазой развития конфликта является кризис - разрыв отношений и прямое противоборство между сторонами, часто связанное с противоправными действиями.
Здесь происходит их открытое противоборство, которое может проявляться в таких формах, как захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, оскорбляющие действия.
В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной борьбы:
- бойкот — полный или частичный отказ или уклонение от действий в интересах тех, кого считают противниками или соперниками;
- саботаж — сознательные действия с целью скрытого нанесения ущерба интересам других;
- травля (преследование) — действия для ослабления или компрометации соперников путем замалчивания, отрицания, умаления их роли и достоинств;
- словесная агрессия — выдвижение обвинений, оскорбления, сплетни, неблаговидные оценки противников с целью их дискредитации;
- массовые стихийные или организованные выступления (забастовки, митинги и прочие).
Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон. Но оно может стать затяжным с чередованием наступления и обороны, перемежаться с переговорами. Поэтому перемирие вовсе не означает завершения конфликта.
IV. Полное окончание конфликта по любым причинам составляет содержание четвертой фазы. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком.
Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта как вследствие ликвидации (самоликвидации), так и потери значения для сторон в силу изменившихся обстоятельств. Объект конфликта может быть также оставлен у одного из оппонентов при устранении остальных. Если ни того, ни другого не происходит, противостояние затягивается и начинают работать различные психологические механизмы. Обычно преодоление таких конфликтов происходит несколькими путями: разъединением участников (что может мешать решению текущих производственных задач), их полной психологической перестройкой (как считают специалисты, она редко бывает успешной), изменением рангов (конфликт вряд ли будет продолжаться, если один из них, прежде занимавший одинаковую со всеми должность, станет руководителем), наконец, перемирием, в рамках которого стороны, оставаясь на своих позициях, прекращают «боевые действия», хотя сама конфликтная ситуация при этом не исчезнет.
В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.), может произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки, будет найден козел отпущения — человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, запугав тем самым остальных.
Элементы конфликта:
1. Участники - противостоящие стороны (оппоненты), каждый из которых обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами; подстрекатели, пособники, организаторы.
2. Объект - реально существующая причина конфликта.
3. Предмет - различие взглядов сторон на объект или суть происходящего.