Тема 10. Разработка и принятие управленческих решений
Управленческие проблемы и решения
Виды управленческих решений
Этапы выработки рационального решения
Реализация решения
Главным объектом организационных полномочий являются право и обязанность принимать управленческие решения. Поэтому в данной теме рассказывается, что собой представляет управленческое решение; какими бывают проблемы, лежащие в основе решений; каковы этапы разработки и принятия рационального управленческого решения.
1. Управленческие проблемы и решения
Управленческое решение — это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности.
Объектом решения всегда является какая-нибудь проблема, т. е. сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат.
Проблема всегда имеет определенное содержание (что?), связана с каким-то конкретным местом (где?), временем возникновения и разрешения, частотой повторяемости (когда?), количественными параметрами (сколько?), кругом лиц, так или иначе причастных к ней (кто?).
Причинами возникновения управленческих проблем чаще всего бывают:
- во-первых, неверные правила, условия деятельности организации, например, нереальные планы, которые в принципе нельзя выполнить;
- во-вторых, ошибочные требования к работе и ее результатам. Если они завышены, люди будут искать проблему там, где ее в действительности нет, а если занижены — наоборот, недооценят ее опасность;
- в-третьих, случайные (а порой и преднамеренные) нарушения в деятельности организации или отдельного работника;
- в-четвертых, непредвиденные обстоятельства, например стихийные бедствия.
Проблемы различаются между собой по ряду оснований:
1) Прежде всего речь идет о степени важности. Так, важные проблемы, например, нехватка средств для инвестиций или устаревшая структура производственного аппарата оказывают воздействие не только на текущее, но и на будущее положение организации. В то же время от малозначительных проблем, скажем, от отсутствия денег для своевременной выплаты премий, как говорится, не умирают.
2) Другим признаком, отличающим одну проблему от другой, можно считать масштабность, характеризующуюся числом лиц, кого эти проблемы в той или иной степени затрагивают или кому их приходится решать. Понятие масштабности весьма относительно. Масштабная проблема для мелкой организации окажется незначительной для крупной.
3) Проблемы можно различать по степени риска, связанного с их существованием. Он измеряется вероятностью появления нежелательных последствий, крупного экономического или иного ущерба, подрывающего устойчивость организации или угрожающего ее существованию.
4) Управленческие проблемы можно различать также по степени четкости их формулировки, возможности расчленения на отдельные элементы (структурирование). Четкость и структурированность проблем позволяют описать их с помощью количественных показателей, следовательно, применить для решения математические методы.
5) Проблемы можно рассматривать и в зависимости от возможности их решения. Некоторые проблемы (таких на самом деле не столь много) нельзя решить в принципе (например, создать вечный двигатель); другие не могут быть решены лишь в данных условиях, скажем, из-за нехватки средств; для решения третьих препятствий вообще не существует.
Результаты управленческих решений, особенно в рамках крупных организаций, затрагивают интересы множества людей, что требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Однако эти результаты не всегда удается получить, поскольку не все предопределяющие их факторы в равной степени поддаются учету и целенаправленному воздействие, а реакции людей непредсказуемы. Но, тем не менее, неудачное решение может быть лучше никакого.
Таким образом, управленческое решение - обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них.
Управленческая проблема - сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат.
Причины возникновения проблем: неверные правила, ошибочные требования, непредвиденные обстоятельства, неправильные действия. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения.
Виды управленческих решений
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения:
1. По степени влияния на будущее организации они делятся на:
- стратегические - определяют основные пути ее развития. Стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией;
- тактические - конкретные способы продвижения по ним. Тактические решения принимаются на низовых уровнях управления организацией.
Так, решение о выходе на внешние рынки будет стратегическим, а о проведении ремонта оборудования — тактическим.
Стратегические решения обычно диктуются внешними обстоятельствами, под влиянием которых высшее руководство берет на себя инициативу их принятия, поэтому они являются инициативными. Тактические решения конкретизируют поступающие сверху указания и поэтому имеют характер предписанных.
2. По масштабам решения могут быть:
- глобальными, затрагивающими всю организацию в целом;
- локальными, касающимися только одной ее части или стороны деятельности.
3. В соответствии с временным горизонтом можно говорить о:
- перспективных решениях, последствия которых будут ощущаться длительное время;
- текущих, ориентированных на нужды сегодняшнего дня.
К разряду первых можно отнести решение об инвестировании средств, ко вторым — об изыскании денег для очередной выплата заработной платы.
4. В зависимости от продолжительности периода реализации принято выделять:
- долгосрочные (свыше 5 лет);
- среднесрочные (от года до 5 лет);
- краткосрочные (до одного года) решения.
Чем длиннее срок, на который решения принимаются, тем более неопределенным будет его результат, а само решение — рискованным, и наоборот.
5. По степени обязательности исполнения решения подразделяются на:
- директивные - обычно принимаются высшими органами управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения;
- рекомендательные - готовятся совещательными органами — разного рода комитетами или комиссиями. Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает;
- ориентирующие; ориентирующими, по сути, можно считать и прогнозные решения, являющиеся как бы маяком для остальных. Их принимают в условиях неопределенности обстановки..
На практике это зависит от целого ряда обстоятельств, например уровня принятия решения, сроков его действия, важности для организации.
6. По функциональному назначению можно выделить:
- организационные. Примером организационного является решение об учреждении акционерного общества, распределении служебных обязанностей и т. п.;
- координирующие решения заключаются, например, в распределении текущей работы среди исполнителей и служат для оценки результата тех или иных действий;
- регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществления в определенных ситуациях тех или иных действий. Они выражаются в разного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т.д.;
- активизирующие;
- контролирующие решения.
7. Решения принимаются людьми, и в зависимости от числа участников работы над ними делятся на:
- единоличные;
- коллективные.
8. По способу принятияпоследние бывают:
- консультативными. Консультативные решения предполагают, что лица, которые их окончательно принимают, советуются с окружающими — подчиненными или экспертами, а затем с учетом рекомендаций делают собственный выбор;
- совместными. Совместные решения принимаются в результате взаимного согласия всех участников;
- парламентскими. Парламентские решения принимаются большинством причастных к ним лиц.
9. По широте охвата выделяются:
- общие касаются одинаковых для всех проблем (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности;
- специальные решения относятся к узким проблемам, присущим только одному подразделению или группе работающих в нем людей.
10. С точки зрения предопределенности управленческие решения принято делить на:
- запрограммированные - применяется в стандартных, регулярно повторяющихся ситуациях, когда руководителю остается лишь дать сигнал о начале действий (например, отправить поезд в соответствии с расписанием). Такие решения основываются на правилах и процедурах;
- незапрограммированные - принимаются в новых, неординарных обстоятельствах, когда требуемые шаги трудно заранее точно предусмотреть. Они определяют набор и последовательность действий, что требует творческого подхода, глубоких знаний, опыта, специальных исследований, а порой и искусства.
11. Наконец, решения можно классифицировать по способам принятия.
- интуитивное решение имеет в своей основе предположение руководителя, что его выбор правилен (интуиция — способность предугадывать, предполагать, предвидеть). На него влияет так называемое шестое чувство, своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров. Такое решение принимается в условиях, когда управляющий располагает минимальным временем, не позволяющим долго раздумывать над ситуацией. При принятии таких решений весьма велик риск ошибок, поэтому они допустимы лишь в крайнем случае, скорее как исключение, а не правило;
- адаптационное решение основывается на общих знаниях, здравом смысле, опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности. Оно предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными, с поправкой, разумеется, на сегодняшний день. Положительной стороной такого решения является простота и оперативность принятия, однако оно страдает рядом существенных пороков.
Так, здравый смысл на практике встречается весьма редко; опыт, на который при этом возлагаются столь большие надежды, может отсутствовать, особенно если решение принимается впервые. Действуя же по аналогии в известном направлении, легко упустить другие, гораздо более выгодные варианты.
Слабой стороной обоих видов решений является их субъективность, связанная, прежде всего, с характером руководителя. В зависимости от него решения могут быть рискованными или взвешенными, инертными или импульсивными. Субъективность предопределяется также личной компетентностью, опытом, образованием руководителя, от которого зависит понимание ситуации и отдельных проблем.
- рациональное. Недостатки двух вышеперечисленных видов решений во многом преодолеваются в процессе принятия рационального решения, хотя и оно в полном смысле невозможно, ибо люди не могут знать все альтернативы и последствия своих действий. Кроме того, принятие любых решений представляет собой психологический процесс, где присутствуют чувства, а они не всегда подчиняются логике. Поэтому на практике решения субъективны и одновременно как рациональны, так и иррациональны.