Понятие и классификация управленческой информации
Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Обладание ею помогает руководителю ориентироваться в обстановке и принимать правильные решения. Поэтому управленческая деятельность начинается со сбора, накопления, переработки и осмысления информации.
Владение информацией означает обладание реальной властью, ведь нехватка информации, как, впрочем, и избыток ненужной, дезориентирует любую хозяйственную деятельность.
Исследования показывают, что до 90% рабочего времени менеджер тратит на обмен информацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, переговоров, приема посетителей и т.д. И это жизненная необходимость, поскольку информация сегодня превратилась в важнейшее условие развития любой организации.
Существует прямая связь между информированностью и степенью удовлетворения трудом. Так, хорошо информированные сотрудники довольны своей работой в 7случаях из 10, а плохо информированные — только в 4.
Потребность в управленческой информации определяется содержанием решаемых задач, пониманием их людьми, уровнем опыта последних: чем они выше, тем меньше сотрудники нуждаются в дополнительной информации.
Информацию можно рассматривать с разных точек зрения.
Классификация информации:
- по месту возникновения она бывает внешней и внутренней;
- по направлению движения — входящей и исходящей;
- по содержанию — экономической, правовой, технической и т.д.;
- по возможностям применения выделяют одноцелевую информацию, позволяющую решить только одну проблему, и многоцелевую, пригодную для нескольких различных;
- по назначению информация может быть оперативной, которая служит для корректировки деятельности организации, и отчетной, предназначенной для анализа итогов ее деятельности;
- по возможности закрепления и хранения выделяют нефиксируемую информацию, которая содержится некоторое время в памяти людей, а затем забивается, и фиксируемую на носителях, хранящуюся практически бесконечно. На сегодняшний день существуют такие виды носителей, как вещественные, магнитные, электронные. На более стойких носителях хранится постоянная информация, которая нужна в неизменной форме в течение длительного времени большому числу пользователей (например, текст закона), на менее стойких — переменная, используемая в течение короткого срока узким крутом лиц. Она часто бывает одноразовой (сообщение о вызове к руководителю);
- по роли в управлении информация подразделяется на основную, необходимую для разработки важных решений, и вспомогательную, самостоятельного значения не имеющую;
- по степени готовности для использования информация бывает первичной, исходной (совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из источника и содержащих много лишнего, ненужного) и конечной, производной, дающей возможность принимать обоснованные управленческие решения;
- по степени значимости информация подразделяется на важную и желательную, без которой можно обойтись (об итогах работы, внутренней жизни и т. п.);
- по полноте охвата объекта выделяют частичную информацию, которая может использоваться лишь вместе с другой, и комплексную, содержащую всесторонние сведения о нем, что позволяет принимать любые решения;
- по степени применения информация бывает универсальной (пригодна для решения любых проблем), функциональной - для родственных проблем, индивидуализированной — содержит сведения только о данной проблеме;
- по степени надежности различают достоверную и вероятностную информацию. Характер последней может быть обусловлен принципиальной невозможностью получить от существующего источника точные сведения, поскольку, например, имеющиеся методы не позволяют это сделать; неизбежными искажениями при их передаче; заведомым распространением изначально ложных сведений;
- по способам распространения информация бывает устной, письменной и комбинированной. Нужно иметь в виду, что форма передачи информации оказывает большое психологическое воздействие на людей. С этой точки зрения, например, устная, как правило, эффективнее письменной.
2. Процесс сбора информации
Процесс управления, как уже говорилось, невозможно осуществлять без обладания широкой информацией об организации в целом, внешнем окружении, помехах на пути ее функционирования и развития, т.е. о наиболее существенных моментах, влияющих на принятие решений.
Сначала такая информация существует как массив несистематизированных сведений, которые могут быть документальными (анкеты, опросные листы, отчеты, справки) или устными (выступления, интервью, беседы, ответы на вопросы и т.д.). Лишь в результате обработки, группировки, анализа эти сведения превращаются в информацию, которую уже можно использовать в процессе управления.
Источники информации:
- внутренние - бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования как плановые, так и проводимые по особому решению руководства;
- внешние источники. Внешние источники более многочисленны и разнообразны. Прежде всего здесь нужно выделить:
А) представители организации (руководители и специалисты подразделений снабжения, сбыта, маркетинга, информационных служб, участники разного рода деловых встреч и переговоров). В рамках служебных контактов, бесед, дискуссий они имеют возможность между делом осуществлять как общий, так и целенаправленный сбор сведений об интересующих организацию объектах и процессах, протекающих за ее пределами;
Б) другим источником данных служат лица, не принадлежащие к организации. Это могут быть посредники и партнеры — покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений, отставные государственные чиновники, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений. Одни из них (например, посредники) сами с готовностью делятся информацией, ибо успех их партнера — их успех. У других (служащие конкурентов) информация часто покупается.
В) обширным источником деловой информации являются публикации в книгах, каталогах, справочниках, журналах, газетах (особенно местных и многотиражках предприятий), рекламных проспектах, бюллетенях и т.д. Через какое бы «сито» публикуемые в них сведения ни проходили, за всем уследить невозможно, и многие данные, которые организации хотели бы по тем или иным причинам утаить, все равно всплывают на поверхность.
Ряд материалов публикуется в открытой печати в соответствии с требованиями законодательства. Это касается, например, бухгалтерских балансов, отчетов о проведении годичных собраний в крупнейших акционерных обществах и т.п. Конечно, детальной информации в них не содержится, но даже сведений общего характера бывает достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся сведения.
Г) Промышленная разведка. Сегодня ситуация в деловой сфере, и прежде всего на рынке, меняется столь стремительно, что общих наблюдений и простого накопления сведений может быть и недостаточно для каких-то определенных выводов. В связи с этим возникает необходимость в целенаправленном систематическом сборе информации о научно-техническом, производственном, экономическом и ином потенциале конкурентов, а также о личных особенностях, склонностях и даже пороках их руководства. Такая деятельность, получившая название промышленной разведки, позволяет предугадать их будущую политику и соответствующим образом приспособиться к ней.
Процесс промышленной разведки включает такие этапы, как:
1) определение потребностей в конфиденциальных сведениях,
2) организация необходимых условий для их получения,
3) целенаправленный сбор, анализ и обработка полученных данных,
4) выделение необходимой информации, ее обобщение и передача заинтересованным лицам,
5) совершенствование методики работы.
Сегодня источники информации настолько многочисленны, а сама она так разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной. Поэтому данные должны проверяться и перепроверяться при помощи различных источников, для чего в крупных организациях создаются специальные подразделения. Они занимаются планированием потребности в информации, ее сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением рекомендаций для руководства, а также созданием базы стратегических данных. Такая база состоит обычно из трех разделов.
В первом характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политика, имидж, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства.
Во втором разделе дается описание внешнего окружения, которое, как уже говорилось, состоит из фонового и делового. Первое формируется независимо от организации, и влиять на него целенаправленно она не в состоянии, но знать его с целью успешного приспособления к нему необходимо. Важнейшими элементами фонового окружения являются партнеры и конкуренты. О последних, например, собираются сведения, характеризующие степень их активности, склонности к риску, преимуществах и возможных стратегиях.
Кроме того, собирается информация о репутации товара, реальных и потенциальных потребителях и тенденциях потребления, о направлениях в государственном регулировании. Она позволяет определить будущие направления развития фирмы, осуществить выбор продукта и рынка.
В третьем разделе раскрываются главные препятствия и возможные помехи в деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся недостаток опыта и знаний руководства и исполнителей, слабое управление в целом, постоянные служебные конфликты. Внешними помехами являются негативное воздействие окружения, неудовлетворительная репутация, слабые рыночные позиции, несоответствие результатов деятельности общественным потребностям.
Таким образом, база стратегических данных — совокупность систематизированных сведений о потенциале, руководстве организации, проводимой ею политике, внешнем окружении, препятствиях для функционирования и развития.
Движение информации
Казалось бы, нет ничего проще, чем сообщить что-нибудь другому человеку. Но на самом деле надежный обмен информацией составляет едва ли не самую большую управленческую проблему. Достаточно вспомнить известную игру в испорченный телефон, когда нечто, сказанное в начале длинной цепочки игроков, в конце ее будет звучать совсем по-другому, а соответственно, и обретет другой смысл. Исследования показали, что в крупных организациях в результате теряется до 90% информации.
Для того чтобы поправить положение и ослабить опасности, необходимо хорошо представлять себе, как информация циркулирует внутри организации и какие «подводные камни» возникают на ее пути.
Движение любой информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.
Этапы движения информации:
1. Отбор. На первом происходит отбор передаваемых сведений, который может быть случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным сверху или проводимым по собственной инициативе, произвольным или основывающимся на определенных правилах.
2. Кодировка. На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую. Соответственно подбирается подходящий способ ее передачи: устный, письменный, с помощью разного рода сигналов или условных знаков.
3. Передача. На третьем этапе происходит передача информации. Если последняя важна, считается, что лучше делать это одновременно несколькими способами, например, позвонить по телефону, а затем послать подробное письмо. Кроме того, такая информация может передаваться с некоторым избытком или повторами. Но избыточность и повторяемость должны быть оптимальными, ибо в противном случае у получателя может сложиться впечатление, что она сама по себе невысокого качества.
4. Прием, расшифровка и осмысление. На четвертом этапе получатель принимает, расшифровывает и осмысливает информацию. Отправитель последней всегда ждет, чтобы получатель каким-то образом на нее отреагировал и донес до него эту свою реакцию; иными словами, установил бы обратную связь.
Обратная связь - сигнал, которым подтверждается факт получения сообщения, и степень понимания или непонимании его смысла, приятия или неприятия.
Такой сигнал должен соответствовать ситуации, быть понятен партнеру и отправлен без промедления. В непосредственном общении это может быть, например, уточняющий вопрос, знак одобрения.
Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл. Такие искажения и потери возникают в результате фильтрации информации, пропуска или неполного восприятия сигналов, отключения ее от источника.
Причины искажения и потери информации:
- излишнее количество сведений их ненужность,
- несоответствие реальным потребностям, содержащиеся в них негативные моменты (вспомните, что гонцов, приносящих дурные вести, правители зачастую казнили),
- монотонность подачи,
- психологические особенности восприятия людей,
- технические неполадки, например неодинаковое понимание символов, с помощью которых информация передается. Это бывает вызвано различиями в образовании, квалификации, национальными особенностями, слабым знанием языка и т.д. Так, в отличие от большинства стран в Болгарии отрицательное высказывание сопровождается кивком головы сверху вниз, а не из стороны в сторону, что часто вызывает недоразумения.
- физические или психологические моменты: усталость, слабая память, рассеянность (или, наоборот, импульсивность), излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не позволяющие сосредоточиться.
Все это не дает возможности одному из участников обмена информацией в полном объеме донести ее до другого, а тому, соответственно ее усвоить, что в конечном итоге отражается на качестве управленческих решений.
Информационный обмен облегчает краткость, ясность, недвусмысленность сообщений, какую бы форму они ни имели; постоянный контроль за их содержанием, процессами передачи и приема; использование параллельных и перекрестных коммуникационных каналов, дублирование устной информации письменной.
4. Восприятие информации
Под восприятием информации понимается активная полусознательная деятельность человека по приему и переработке значимых для него сведений об окружающих людях и событиях.
На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства:
1) ситуация, в которой происходит первое знакомство с информацией. Если она благоприятна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем информация этого на самом деле заслуживает; наоборот, в неблагоприятной ситуации все представится гораздо худшим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарную информацию, особенно о людях, которая оценивается скорее по принципу контраста;
2) на восприятие влияет глубина понимания ситуации. Много знающий и хорошо разбирающийся в ней человек обычно спокойнее относится к информации, окружающим и происходящим событиям, не склонен их драматизировать или, наоборот, превозносить и в целом более трезво оценивает, чем тот, кругозор которого ограничен;
3) восприятие во многом зависит от характеристики субъекта или явления, о которых поступает информация. Особенно важно учитывать это обстоятельство, когда речь идет о людях. Здесь принимаются во внимание их личностные, анкетные и социальные характеристики.
К личностным относится, например, доброжелательность, терпимость, манера поведения, разговора, внешний вид (респектабельные люди воспринимаются более благожелательно).
Анкетными характеристиками считаются пол, возраст, национальность, вероисповедание и т.д., а социальными — должность, служебное положение, образование, профессия, интересы. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.
Физическими характеристиками являются размеры, контрастность предметов, повторяемость и интенсивность действий и процессов;
4) на правильность восприятия информации во многом влияют стереотипы, т. е. стандартные упрощенные представления о сложных явлениях и объектах окружающей действительности. Они содержат их одностороннее описание, принимаемое за полное. Стереотипы дают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не приходилось, и этим облегчают ориентацию в ситуации.
В то же время стереотипы неточно отражают, а зачастую значительно искажают реальность, укрепляют консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку, в соответствии с психологическим законом предшествования, существующая информация определяет усвоение последующей. Примером стереотипов является мнение о всех пожилых людях как о консерваторах, слабых здоровьем, о безразличном отношении всех руководителей к подчиненным.
К стереотипам близки предрассудки. В отличие от стереотипов, они носят массовый характер, например, расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин (хотя им единого научного доказательства этому не существует). Предрассудки свойственны в основном малообразованным людям, в то время как стереотипами страдают все без исключения.
Существенное влияние на восприятие оказывают также психологические эффекты:
- обобщение оценки одной характеристики объекта на все его свойства в целом;
- проекция собственных чувств и ощущений на других (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот);
- первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся;
- затмение — влияние одного или нескольких свойств объекта на восприятие остальных;
- ожидание, под воздействием которого люди часто принимают желаемое за действительное;
- избирательность (воспринимается не вся информация об объекте, выделяются центральное и периферийное);
- глобальность (объект воспринимается как монолитное целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов);
- эффект порядка (при противоречивой информации больший вес придается сообщениям, полученным в первую очередь).
Учащимся часто приходится на практике сталкиваться с эффектом нимба (гадкого утенка), когда последующие оценки в значительной мере ориентируются на предыдущие.
5) восприятие людей часто осложняется непредсказуемостью их поведения, сознательными действиями, направленными на свою защиту, сокрытием или искажением сведений о себе, неспособностью себя правильно преподнести и т. п.