Социальное окружение, роль и поведение личности
Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения. Это окружение может быть физическим (условия жизни, труда, климат и прочие), экономическим (накопленное богатство, благосостояние), социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния.
Социальное окружение воздействует на человека непосредственно, в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.
Непосредственное влияние оказывает круг общения, т. е. группа людей, с кем человек вступает в служебные или личные контакты. На практике выделяются:
- круг ближайшего общения, куда входят лица, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации;
- круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации;
- круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.
Определенное влияние на человека оказывают роль и статус, которыми его наделяют окружающие или которые он берет на себя добровольно.
Социальная роль представляет собой совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Она диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя те или иные роли добровольно, другим они навязываются окружающими.
Так, в каждой группе всегда можно найти «лидеров», «шутов», «козлов отпущения», на которых сваливают вину за все, и прочее.
В идеале роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможностям и желанию, не ограничивать и не унижать людей.
Статус— это оценка окружающими роли данного субъекта, исполняемой им в организации, определяющая его реальное или ожидаемое место в организации.
Статус бывает формальным и неформальным.
Первый обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Неформальный статус — это авторитет. Он формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи разного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.
Пол поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и спонтанных) действий, осуществляемых людьми. Эти действия обусловлены как внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так м внешним окружением.
Как показывает практика, существует три типа поведение человека на работе:
1. Независимый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым. Иногда такое независимое поведение может превращаться в агрессивное. В отдельных случаях это может помочь достижению целей, но порождает конфликты.
2. Нейтральный. Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.
3. Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Такое поведение не позволяет достичь личных целей, но обеспечивает спокойную жизнь.
Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осознания его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилиями человека.
Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей определенный тип поведения является вынужденным, внешне навязанным. Это обусловлено как непониманием его важности, необходимости, мотивов, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В таких условиях необходимость руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, т. е. также обретают своего рода свободу.
Но и здесь самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния.
Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны.