Понятие, качества, направленности личности

Когда мы восхищаемся каким-нибудь человеком, то часто гово­рим о нем как о выдающейся личности. При этом мы имеем в виду вовсе не высокий рост, изящную фигуру, красоту лица. То есть личность человека образуют не внешние, физи­ческие свойства, а совокупность внутренних качеств — интеллекту­альных, духовных, психологических. Они позволяют ему познавать и преобразовывать мир, активно действовать ради достижения по­ставленных целей.

Эти качества устойчивы, тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга, что позволяет надежно предсказывать будущее поведение человека, его реакцию на окружающих и происходящие события.

Личность формируется под влиянием природных факторов, на личность влияют также социальные факторы, о которых мы погово­рим позже, роль и положение человека в обществе, уровень его об­разования, опыт, круг общения и т. п.

Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих позна­вать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.

Личность обусловливают (качества личности):

- пол. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логиче­ски, действуют с помощью интеллекта, силы;

- биологические особенности – темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности;

- психологические особенности – диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот, быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);

- склад ха­рактера – совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты;

- темперамент;

- уровень образования – обладание совокупностью знаний, навыков, сформированных как в процессе общего обучения в школе, специальной подготовки в техникуме, вузе, так и практики на рабочем месте;

- направленность интересов – ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений;

- способ­ности – способности к тому или иному виду деятельности – руководству подчиненными, конструированию машин, выполнению математических расчетов и прочее.

Разным людям присущ разный набор такого рода качеств. Поэтому одни становятся учеными, другие – политиками, а третьи – менеджерами.

Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Выделяют три типа направленности личности:

1) на взаимодействие или на общение, означает, что человек в любой работе ищет прежде всего общения, сотрудниче­ства с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относи­тельно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико жела­ние быть в коллективе, выполнять те или иные общественные пору­чения;

2) на задачу. Направленность личности на задачу, иначе называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно, собственной или заданной руководителем. Эти люди всег­да добросовестно исполняют свои обязанности и готовы, как гово­рится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело.

3) на себя. Направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.

Эти три направленности одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.

Знание направленности людей, определяемой с помощью специ­альных тестов, значительно облегчает процесс управления. Напри­мер, с учетом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов. Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересо­вывать прежде всего деньгами; ориентированных на задачу — интерес­ной работой; ориентированных на общение — возможностью участия в коллективном творчестве.

Наши рекомендации