Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………..................................................................3
1. Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей
1.1 Содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей……………………………………16
1.2 Базовые ценности, описанные в концепции Данилюк и Никандрова………………………30
1.3 Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого-педагогическим и иными вопроса семейного воспитания……………………….
2. Условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДЮЦ Фантазия
2.1 Методические обеспечение сотрудничества семьи и творческого объединения……………………………………
Введения
Актуальность темы исследования. В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для ребенка семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.
Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.
Объект исследования:процесс формирования личности дошкольников.
Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования семейных традиций;
2. Охарактеризовать типы и функции семей;
3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что формирование личности школьников в семье будет эффективным, если:
- воспитание опирается на традиции народа;
- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;
- деятельность родителей по формированию личностных качеств школьников осуществляется систематически и планомерно;
- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в учреждении дополнительного образованя.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- теоретическийанализ психолого – педагогической литературы;
- диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных)
Целью воспитания культуры здоровья детей школьного возраста является:определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.
Основными задачами по воспитанию культуры здоровья хщвшкольников в учреждениях дополнительного образования детей являются:
ü Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.
ü Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.
ü Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей..
ü Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе.
Задачи работа с родителями:
v Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка
v Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.
v Психологическое просвещение родителей, помощь в создании здоровье сберегающей и психологической среды в семье.
Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Это может быть:
§ приобщение родителей к педагогическому процессу;
§ неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
§ система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
§ совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
§ разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей[13, с.94]
Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:
-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;
-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.
Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции[4, с.117]
В процессе выполнения курсовой работы мной были использованы следующие исследовательские методы:
теоретические– анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;
эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование и др.
Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Часть.Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2. Перечислите формы работы с родителями.
3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
1. Какие основные задачи стоят перед УДО по работе с родителями?
2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
- В его присутствии
- Без него
- В присутствии всех членов семьи
Часть.
Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь УДО и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность УДО , т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельностьУДО.
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
Блоки | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация |
Включение родителей в деятельность УДО | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью УДО | Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
- Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
- Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
- Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
- (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
4 часть. Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".
Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках.
Для первой группы.
1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут бытьпедагоги, медицинский работник и др.
3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Для второй группы.
1. Трансляция родителям положительного образа ребёнка.
Цель: установление доверительных отношений с родителями
2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.
Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.
3. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.
Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка.
Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами
Решение педсовета:
1. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
2. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2016-2017 уч. год
3. Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
4. Оформить паспорт семьи.
5. Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей
Примерные ответы
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед УДО по работе с родителями?
- Изучение семей детей
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности УДО
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
3. Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
- родительские собрания
- конференции
- консультации
- вечера для родителей
- кружки для родителей
- школа для родителей
- клубы по интересам
- совм. мероприятии педагогов, родителей и детей
- Дни открытых дверей
- кружки
- КВН.викторины
- Совместное творчество
- праздники
- род.собрания
- выпуск Газеты
- концерты
- соревнования
2. Индивидуальные
- беседы
- посещения на дому
- выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.
Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).
При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.
Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.
5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Особого внимания требуют:
- дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
- дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
- дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
- застенчивые дети
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
- микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
- семейный уклад (есть ли традиции, какие)
- организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.
7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………..................................................................3
1. Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей
1.1 Содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей……………………………………16
1.2 Базовые ценности, описанные в концепции Данилюк и Никандрова………………………30
1.3 Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, психолого-педагогическим и иными вопроса семейного воспитания……………………….
2. Условия для расширения участия семьи в воспитательной деятельности ДЮЦ Фантазия
2.1 Методические обеспечение сотрудничества семьи и творческого объединения……………………………………
Введения
Актуальность темы исследования. В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р, одним из направлений развития воспитания является развитие социальных институтов воспитания.Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для ребенка семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям.
Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Цель исследования: выявить влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников.
Объект исследования:процесс формирования личности дошкольников.
Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования семейных традиций;
2. Охарактеризовать типы и функции семей;
3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что формирование личности школьников в семье будет эффективным, если:
- воспитание опирается на традиции народа;
- используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций;
- деятельность родителей по формированию личностных качеств школьников осуществляется систематически и планомерно;
- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и воспитания в учреждении дополнительного образованя.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- теоретическийанализ психолого – педагогической литературы;
- диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных)
Целью воспитания культуры здоровья детей школьного возраста является:определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.
Основными задачами по воспитанию культуры здоровья хщвшкольников в учреждениях дополнительного образования детей являются:
ü Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.
ü Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.
ü Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей..
ü Теоретически разработать и апробировать формы и методы работы с родителями в современной школе.
Задачи работа с родителями:
v Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка
v Консультации врачей родительского комитета по итогам мониторинга здоровья детей.
v Психологическое просвещение родителей, помощь в создании здоровье сберегающей и психологической среды в семье.
Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Это может быть:
§ приобщение родителей к педагогическому процессу;
§ неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
§ система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
§ совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
§ разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей[13, с.94]
Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:
-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
-Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;
-Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программа развития учреждения.
Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции[4, с.117]
В процессе выполнения курсовой работы мной были использованы следующие исследовательские методы:
теоретические– анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование;
эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование учащихся, диагностирование и др.
Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Поддержка семейного воспитание как социального института воспитания детей с учётом национальных ценностей