И межличностной коммуникации

Подобно дефициту культурологического осмысления человеческой телесности, ее места и значения в пространстве социума, неразрабо­танность вопросов, связанных с телом, физическим «Я», отмечается и в изучении вопросов личности, индивида, в частности, в рамках я-концепции.

Как отмечает С. Фишер, в известной мере это связано с тем, что сама я-концепция возникла в значительной мере в связи с не­обходимостью гуманизировать образ человека, который был обеднен и упрощен биологически ориентированными теориями. А поскольку эта биологическая ориентированность была идентифицирована с изу­чением телесных функций, то решили забыть о теле как таковом, целиком [344, р. 602].

152 Глава 4. «Человек телесный» в системе социальных отношений

И межличностной коммуникации - student2.ru Однако существенность фактора телесного бытия человека, кото­рое рано или поздно осознается индивидом, обнаруживает себя как в обыденном опыте, так и в научных экспериментах; влияние собствен­ного телесного восприятия на многие личностные характеристики, в том числе поведенческие, социально-значимые — все это опреде­лило необходимость возвращения к «человеку телесному» в контексте разработки проблем личности, самосознания, психологии восприятия и т.д., а также к возвращению в научный оборот опыта и результатов исследований этого вопроса, накопленного предшественниками.

Значительное место проблема телесности, телесного опыта в связи с изучением эго-структур, занимала в концепции 3. Фрейда. Избавляясь от «низменного» аспекта этой теории, многие неофрейдистские систе­мы и теории гуманистической ориентации практически отказались и от рассмотрения фактора телесности, роли телесного восприятия, переживания в развитии личностных структур. Многие мотивационные и личностные теории стали изображать человека «просто как централь­ную нервную систему, способную к обучению» [там же].

«Одной из наиболее очевидных связок между восприятием тела и формированием я-структур является отнесение индивидом своего "Я" к некоторой пространственной точке: "Я" интуитивно воспри­нимает себя как расположенное где-то в теле. Эта "где-тость" четко не локализована. "Я", однако, не отождествляет себя с телом. Тело — это один из его объектов, существующий наряду с другими, трех­мерными объектами в пространстве. Тело — это когерентный объект, имеющий определенный контур, обрамляющий все вокруг "Я". В то же время индивид интуитивно полагает принадлежность тела к "Я". Тело — это еготело; он вроде бы осознает свою воплощенность в теле. "Я" никогда не "там", как воспринимаемая вещь; оно всегда "здесь", и здесь — это где-то внутри телесного контура» [343, р. 129-130].

Установление границ своего «Я», соотносимого с границами тела, является важным условием различных видов поведения, посредни­ком в его осуществлении. Необходимость такого определения границ проистекает из потребности индивида в личной идентичности, инте­грированности. До тех пор, пока индивид «не знает» границы своего тела и не может точно различить его от нетела, он не обладает важным элементом для структурирования других систем, которые он мог бы использовать для понимания и оценки своего телесного опыта.

Фундаментальная природа процесса формирования границ при­знана во всех основных концепциях развития. Будь то школы Фрейда или Пиаже, они сходятся в том, что первой ступенью индивидуа­лизации является осознание границ своего тела (более конкретно — обучение тому, как отличать свое тело от тела матери). Таким образом,

4. Образ физического «Я»



И межличностной коммуникации - student2.ru формированию «Я» предшествует ступень телесного выделения. Работа ряда исследователей свидетельствует, что осознание личностью этих границ оказывает влияние на различные аспекты принятия решений, на общую адаптируемость, другие формы социального поведения [464].

Проведенные С. Фишером и С. Кливлендом многочисленные ис­следования образа тела с точки зрения его границ, показали высокую корреляцию между степенью определенности границ образа тела и опре­деленными личностными характеристиками человека. Так, например, высокий уровень определенности границ в сознании характеризуется устойчивой связью с такими характеристиками индивида, как более ста­бильная адаптация, сильная автономия, выраженное стремление к эмо­циональным контактам. Низкая же степень определенности границ образа тела коррелирует со слабой автономией, высоким уровнем лич­ностной защиты, неуверенности в социальных контактах [343, р. 61-63].

Особенность тела как объекта восприятия проявляется даже на уровне формирования таких «элементарных» представлений, как ха­рактеристика размера, величины. Как свидетельствуют те же иссле­дователи, в большинстве случаев корреляция в оценке размеров тела и нетелесных объектов незначима, что говорит о различии факторов, влияющих на этот процесс.

Одной из особенностей восприятия тела, его границ, отличаю­щей его от восприятия, взаимодействия с любым другим объектом, является также существование для воспринимающего субъекта вну­тренней стороны тела, которая очевидна для индивида, но невидима, невоспринимается другими и потому нерефлексируется социально (хо­тя ее восприятие и оказывает весьма значимое влияние на социально-очевидное и социально-значимое поведение индивида). Анализ этой характеристики телесного восприятия имеет существенное отношение не только к вопросам, связанным с физическим самоощущением, здо­ровьем человека, но и к проблеме экспрессивного смысла человеческой телесности, разделенности-слитности субъекта действия и его тела.

Особое значение приобретает социокультурная опосредованность восприятия тела на уровне эмоционально-ценностного отношения. «Аффективный компонент образа внешности характеризует эмоцио­нально-ценностное отношение к своему внешнему облику и складыва­ется из совокупности эмоционально-ценностных отношений к отдель­ным телесным качествам. Каждое такое отношение образовано двумя параметрами: эмоциональной оценкой качества и его субъективной значимостью» [233, с. 51].

Эмоциональная оценка формируется как на интерсубъективном, так и на интрасубъективном уровне. На первом она строится как со­циально-компаративная оценка, как итог сравнения с другим (хуже

154 Глава 4. «Человек телесный» в системе социальных отношений

И межличностной коммуникации - student2.ru или лучше, чем у другого и т. п.); на втором — эмоциональная оценка отражает удовлетворенность индивида тем или иным качеством, харак­теристикой своего телесного имиджа; это оценка качества по шкале «нравится—не нравится», которая отражает степень соответствия его проявления, развития, выраженности тем требованиям, которые предъ­являет себе индивид.

Субъективная значимость, по определению Е. Т. Соколовой [там же, с. 52-53] определяется иерархией эмоциональных оценок, прида­нием тем или иным из них особого, центрального, интегрирующего значения, степенью влияния на глобальное, аффективное отношение к своему внешнему облику. Исследования специалистов (в том числе уже упомянутых выше) показывают, что наиболее типичными являют­ся оценки, которые охватывают следующие качества и характеристики: привлекательность или непривлекательность собственного тела, про­странственная определенность (большой—маленький); соответствие принятым в данной культуре стандартам (особенно с точки зрения маскулинности—фемининности): неуязвимость или возможность стать легкой «добычей» для внешних воздействий, ведущих к повреждениям.

Характер такого рода оценок оказывает воздействие на два других, взаимозависимых между собою, личностных параметра: степень удо­влетворенности собой и мотивированность к деятельности по «преобра­зованию» своего тела. «На основе оценок собственного тела, индивид включается в определенную активность, направленную на изменение, компенсацию неудовлетворяющих его особенностей. Он одевается со­ответственно, обращает внимание на чистоту, камуфлируется, упраж­няется, транквилизируется и т.д., т.е. различным образом воздействует на свое тело... Все упомянутые выше "стратегии" являются частью программы достижения владения своим телом» [344, р. 144].

Формирование мотивов для включения в такого рода программу произрастает из личностных смыслов, придаваемых тем или иным телесным характеристикам индивидом, и непосредственно связано с упомянутой уже корреляцией между восприятием телесности и эго-структурами; между личностными смыслами отдельных телесных ха­рактеристик (красоты, приемлемости и т. п.) и социально-одобренными представлениями о нормах, идеалах, символических смыслах этих ха­рактеристик. Приведенные Е. Т. Соколовой данные подтверждают, что существует высокая зависимость между уровнем личной депрессии и степенью неудовлетворенности телом; между удовлетворенностью телом и ощущением личностной защищенности; между успешностью самореализации и оценкой собственного тела.

Весьма наглядно проявляет себя связь между личностными харак­теристиками и образом тела в экспериментальных исследованиях среди

4. Образ физического «Я»



И межличностной коммуникации - student2.ru детей. Так, например, изучение Шаффером восприятия детей роста как одной из составляющих образа телесности показало две весьма интерес­ные зависимости: 1) более значимые личности воспринимаются как бо­лее высокие; 2) дети с низким интеллектом недооценивают себя по росту с другими детьми. Таким образом, заключает исследователь, восприятие и оценка роста (у себя и у других) — это функция от представлений о значимости, успехе и положении (наличии власти) того или иного индивида (цит. по: [440]), т.е. от социальной атрибутики телесности.

Изучение ценностного значения тех или иных телесных характери­стик человека, «веса» телесности в ценностных ориентациях личности может быть осуществлено путем выявления набора личных дискрипто-ров, характерных для представителей той или иной культуры, социаль­ной группы и т. п., т. е., через анализ основных понятий или характери­стик, с помощью которых представители изучаемой группы (групп) опи­сывают личность, а также выявление субъективных значений соответ­ствующих понятий. Акценты, которые рассматриваются респондентами при ответе на вопросы соответствующих тестов (см., например: [119, с. 121-135]), придание тем или иным качествам положительных, со­циально-приемлемых, социально-желательных знаний, и наоборот, — выявление негативной оценки других характеристик, определяют неко­торую конфигурацию, отструктурированность интересующими иссле­дователя личностным дискрипторам. А это, в свою очередь, в известной мере, является отражением иерархии ценностных ориентации культуры, групповых канонов, личностных парадигм.

Изменение и тесная корреляция личностных дискрипторов с кон­кретными социальными идентичностями весьма наглядно проявляются при рассмотрении историко-культурного процесса. Если на ранних эта­пах развития общества социальные идентичности дифференцируются прежде всего по полу и возрасту, то в ходе дальнейшего социально-экономического развития, усложнения общества все более значимыми становятся различия, детерминированные социокультурными разли­чиями. Например, в феодальном обществе, каждое сословие имеет не только свои права и привилегии, но и собственную шкалу добро­детелей; стереотипные образы духовного лица, рыцаря, горожанина, крестьянина резко отличаются друг от друга и наделяются разными качествами: благородный рыцарь, благочестивый монах и т. п. Даже внешность имеет свои черты [73].

Выделяемые черты принадлежат не индивидам как таковым, а ин­дивидам как представителям определенных социальных общностей (идентичностей). Соответственно, оценка индивида связана с тем, насколько в его внешности, поведении, образе жизни реализован, достигнут тот или иной стереотип, норматив. В свою очередь, это

156 Глава 4. « Человек телесный» в системе социальных отношений

И межличностной коммуникации - student2.ru предписывает и определенную направленность социализации, воспи­тания, дифференцируемого соответственно этим стереотипам. Ярким примером тому служат стереотипы половой стратификации, характер которых существенно влияет как на образ физического «я» индивида, так и на его соматическую социализацию, включение в те или иные телесные практики.

Так, к примеру, несмотря на ломку многих традиционных сте­реотипов в этой области — в частности, стереотипов «маскулинности» и «фемининности» [ 115], в определенных социальных группах (в частно­сти, характеризующихся низким уровнем образования или возрастными параметрами) сохраняющийся традиционный норматив мужчины как прежде всего обладателя физической силы и т. п. определяет характер сравнения «я» с такого рода идеалом и его «результирующую» в виде ориентации на обеспечивающие достижение этого идеала практики.

Многочисленные исследования, проведенные на основе популяр­ной шкалы Секорда—Джурара, которые направлены на выявление корреляции между телесным восприятием — в том числе, отдельных атрибутов тела и Я-концепцией, показали весьма устойчивые значения этой корреляции [343, р. 18-25]. Единственным, но весьма любопыт­ным исключением, было исследование Уайта и Гейера, где не было выявлено позитивной корреляции между восприятием телесных ха­рактеристик, их оценкой и Я-концепцией. Контингентом, на котором проводилось изучение соотношения этих характеристик, были 104 муж­чины из общества АА (анонимных алкоголиков). Результаты изучения восприятия тела здесь оказались таковы: в течении первых 12 месяцев трезвости происходил рост удовлетворенности своим телом, но затем значительное падение, со все большим снижением показателя. Ре­зультаты же исследования характеристик самосознания показали, что в начале периода трезвости — весьма высокая оценка себя (своих лич­ностных характеристик), а затем она очень быстро сменяется процессом снижения и уже через 12 месяцев — стабилизируется.

Если соотнести эти показатели по одним и тем же временным па­раметрам, то тенденция изменений показателей телесного восприятия и Я-концепции явно противоположны. Объяснение этого феномена, предложенное исследователями, сводится к следующему: первый пока­затель (оценка внешности) некоторое время растет постольку, посколь­ку состояние контроля за потреблением алкоголя особенно наглядно проявляется во внешности. Что же касается самооценки себя как лич­ности, то первоначально ее высокий показатель является «остаточным эффектом алкоголя», а затем на фоне трезвости — складывается более реалистическая самооценка.

4. Образ физического «Я»



И межличностной коммуникации - student2.ru Это «исключение из правил», связанное с особенностями ис­следуемых личностей, лишний раз подтверждает многофакторность характера восприятия и оценки телесности, «встроенность» этих пока­зателей в более широкую (в сравнении с непосредственно изучаемыми , параметрами) «систему координат».

Опосредованность характера восприятия тела не только индиви­дуальными, но и социокультурными особенностями, накладывающими свой отпечаток как на самого субъекта восприятия, так и на процесс рефлексии телесности, делает этот феномен существенным и чрезвы­чайно интересным не только для психологического, но и для социо­культурного анализа.

Как образно отмечает С. Фишер, тело, включенное в социальный опыт, ставшее объектом восприятия — это целый мир внутри мира. Особенности различных культур, а чаще — субкультур, определяют существенное многообразие этих миров. Даже на самом общем уровне восприятия тела, отношения к нему разные культуры задают несо­впадающие между собой парадигмы формирования образа телесного «Я» — и это относится не только к его содержательному наполнению, но и к самому факту признания или непризнания телесности, телесного опыта, «сигналов тела» в качестве значимого или незначимого феномена бытия личности. Для одних культур — это лишь «шум», «фон», который вполне может быть проигнорирован, поскольку не имеет ни малейшего отношения к сущностным характеристикам личности и общества; для других — все, связанное с телом, является важнейшей информацией о человеке и мире.

Глава 5

Наши рекомендации