Возникновение понятия «информационная культура» и ее необходимость в будущей профессиональной деятельности.
Понятие «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появилось в 70-х годах XX в. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов». Понятие «информационная культура» в 1980 г. в отечественный оборот ввел Г.Г. Воробьев в популярной книге «Твоя информационная культура». Однако лишь почти полтора десятилетия спустя это понятие начало активно входить в отечественный лексикон, постепенно аккумулируя в какой-то степени содержание таких привычных для библиотекарей понятий, как «библиотечно-библиографическое ориентирование», «культура чтения», «библиотечно-библиографическая грамотность», «компьютерная грамотность» и т.п. в их трактовке на протяжении трех последних десятилетий произошли определенные изменения.
Так, в 1970-е годы имелись в виду, прежде всего, общие знания о доступных разным группам потребителей библиотечно-информационных ресурсах и методике их использования. В 1980-е годы очевидной стала необходимость умения работать с прикладными программами, банками данных, электронными средствами коммуникации, оценивать значимость различных информационных каналов.
Содержание понятия еще больше расширилось в 1990-е и последующие годы, когда только владение электронными технологиями считается уже достаточным, ученые предположили, что информационно грамотный человек должен уметь формулировать вопросы, критически мыслить, творчески оценивать и использовать информацию для решения своих жизненных проблем, т.е. отвечать определенным интеллектуальным требованиям.
В результате подобных изменений получил всеобщее признание термин «информационная культура», как синтезирующий все новое в теории и практике воспитания и обучения потребителя информации. В ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов стали входить представители таких наук, как семиотика, лингвистика, социология, психология, педагогика, культурология, эстетика и др.
Даже беглый исторический экскурс в становление и развитие понятия «информационная культура» позволяет утверждать наличие устойчивого интереса к проблематике информационной культуры представителей наук как гуманитарного, так и технического профиля. С одной стороны, это способствовало ускоренному развитию научных представлений о самом феномене информационной культуры - его сложности, многомерности, неоднозначности. С другой стороны, участие в разработке теории информационной культуры представителей различных, порой весьма удаленных областей знания, пытающихся интерпретировать сущность информационной культуры в традициях и с использованием понятийного аппарата «своей науки», порождает целый ряд слабо стыкующихся подходов, в которых теряет очертания, «растворяется» подлинный смысл феномена информационной культуры.
Определение понятий «информация», «культура», «информационная культура» [22].
Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванного полисемией лежащих в его основе базовых понятий - «информация» и «культура». Понимание информационной культуры, безусловно, зависит от того, как понимается культура вообще. Само по себе явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Неслучайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. А. Моль в монографии «Социодинамика культуры» (1973 г.) ссылался на существование 250 определений культуры, сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений данного явления, а по другим, эта цифра приближается к тысяче. Учитывая существующее на сегодняшний день число определений информации, отметим, что простор для комбинирования возможных их вариаций с понятиями культуры представляется необычайно широким.
В Советском Энциклопедическом словаре культура (от лат. Culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К явлениям культуры относят продукты, результаты и способы преобразований деятельности человека, общества, т.е. деятельности, направленной на преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей. Таким образом, культура является своего рода основой связи общества с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Это обусловлено такой важной функцией культуры, как передача социального опыта, которую нередко называют информационной функцией. В этом плане культуру можно представить как систему последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему. Информация возникает вместе с появлением человека. Первые звуки членораздельной речи были определенной информацией. Можно говорить о специфических информационных системах применительно к различным этапам становления человека как родового существа.
Информационная культура как одна из отраслей культуры воздействует непосредственно на предметы внешней природы, на знания, умения, навыки самого человека, которые формируются у него в процессе обучения, под влиянием деятельности, условий жизни.
Информационная культура [14, 23] - историческое понятие, как явление она существовала очень давно. Предыстория начинается тогда, когда человек стал обмениваться смысловой информацией.
В зависимости от способа распространения информации (рукописный, полиграфический, электронный - машиночитаемый) информационная культура прошла три периода развития - устный, печатный, электронный - и включает информационную и компьютерную грамотности.
Само понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.
В этой связи предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура личности».
Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а так же социальной защищенности личности в информационном обществе [19].
Составные части и компоненты информационной культуры [20]
Информационная культура связана с социальной природой человека.
Информационная культура личности складывается из следующих компонентов:
Библиотечно-библиографическая грамотность | Это комплекс знаний, умений и навыков читателя студента, обеспечивающих эффективное использование каталогов и картотек библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов и картотек, библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них |
Информационная деятельность | Является ядром информационной культуры. Эта деятельность проявляет себя как двойственный процесс: с одной стороны – это пользование накопленной и производящей информацией, а с другой – ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях |
Компьютерная грамотность | Это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий |
Культура чтения | Составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с документами, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом документов, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.) |
Информационная культура личности многогранна. Каждая ее грань определяет профессиограмму специалиста, от каждой грани зависит уровень профессиональной деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что информационная культура личности чрезвычайно важна в современном информационном обществе. Для будущего специалиста в социокультурной сфере существует необходимость поиска и обработки документальной информации.
Надеемся, что следующий раздел им в этом поможет.
Рациональные приемы работы с документами. Оформление результатов научной и учебной деятельности.
Умение работать с документами является базовым умением при осуществлении любой профессиональной (практической и научной) деятельности.
Документпонимается как материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве, пригодный для использования в документационных процессах.
С точки зрения характера знаковых средств закрепления информации выделяют:
Вид документов | Определение | Примеры |
Текстовые (читаемые) | Произведения письменности | Тексты художественных произведений, монографий, учебников и т. д. |
Иконические (рассматриваемые) | Документы, отображающие объекты в виде изображений | Изоиздания, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды и т.д. |
Идеографические | Документы, использующие условные знаки, замещающие отображение реальных объектов. Воспринимаются при умении расшифровывать знаки | Карты, ноты, чертежи, схемы и т.д. |
Аудильные (слышимые) | Документы, фиксирующие и передающие звуковую информацию | Фонограммы, музыкальные компакт-диски и т.п. |
Тактильные (осязаемые) | Документы, использующие для передачи информации изменение рельефа носителя | Перфокарты, документы, выполненные шрифтом Л. Брайля |
Комплексные | Документы, использующие для передачи информации два или более знаковых средств | Звуковые кинофильмы, CD-ROM [31, с. 29] |
По способу распространения документов в обществе различают следующие виды документов:
Вид документов | Определение | Примеры |
Опубликованные | Документы, предназначенные для широкого распространения и поэтому, как правило, проходящие рецензирование и редактирование, что приводит к повышению их значимости. Эти документы тиражируют в большом числе экземпляров | Книги, журналы, газеты |
Неопубликованные | Документы, тиражируемые в ограниченном числе экземпляров или по непосредственным запросам пользователей на основе распространяемых вторичных документов, с дальнейшим предоставлением их полного текста | Диссертации, отчеты НИР, депонированные рукописи |
Непубликуемые | Документы, изначально предназначенные для узкого круга пользователей, как правило, имеющие распространение в рамках отдельных ведомств, организаций, фирм | Приказы, распоряжения, штатные расписания и т.д. |
Промежуточные | Документы, содержащие материалы предварительного характера, распространяемые до выхода в свет издания, в котором будут помещены окончательные тексты | Препринты [30, с. 32] |
С точки зрения регулярности выхода документов в свет выделяют:
Вид документов | Определение | Примеры |
Непериодические | Документы, выходящие однократно и не имеющие продолжения | Монографии, альбомы, открытки |
Продолжающиеся | Документы, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала | Нумерованные тематические сборники, труды НИИ |
Периодические | Сериальные издания (документы), выходящие через определенные промежутки времени, с постоянным для каждого года числом номеров (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и т.д.) | Газеты, журналы, бюллетени, календари [31, с. 32] |
На современном этапе человечества чтение является одним из важнейших средств получения информации. Чтение, с точки зрения мыслительных процессов, протекает на различных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения. Под видами чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [32].
В зарубежной классификации видов чтения положены практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение содержания из всего многообразия факторов, оказывающих влияние на характер чтения, наиболее существенными из которых являются следующие: предполагаемое использование извлекаемой при чтении информации и вытекающая отсюда невольная установка читающего на степень полноты и точности читаемого. Эти два фактора можно считать за основные критерии при определении видов чтения, ибо они, в конечном счете, определяют характер чтения. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решение определенных коммуникативных задач.
Выделяют следующие виды чтения [8, 24]: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее.
Вид чтения | Определение |
Просмотровое, поисковое | Умение просмотреть книгу, журнал, статью и т. п., чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом, ее теме, основных вопросах, затрагиваемых в ней, и т.д. – и определить, представляет ли она (или отдельные разделы) интерес для читающего. В данном случае имеет место локализация содержащейся в тексте информации (определение области, к которой она относится), а затем – самая общая ее оценка: нужно/не нужно. В тот момент, когда читающий приходит к отрицательному выводу, чтение соответствующего раздела (отрывка и т.п.) фактически прекращается, часто не дочитывая отрывка, переходит к следующему. В случае положительной оценки либо меняется характер чтения, либо читающий берет соответствующий раздел на заметку, чтобы прочитать его позднее более внимательно [8, 24]. |
Чтение с общим охватом содержания (ознакомительное) | Умение бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в ней информацией. Этот вид чтения является как бы чтением для себя, без специальной внутренней установки на обязательное последующее воспроизведение полученной информации. Типичным примером этого вида чтения является чтение художественной литературы для времяпрепровождения, для собственного удовольствия или при работе со специальной литературой. Зная, что та или иная книга, статья и т.д. относится к интересующей нас области, мы прочитываем ее с целью общего ознакомления с содержанием, причем нас интересует не только то, о чем данная работа, но и что именно говорится по тем или иным вопросам. Чтение при этом сопровождается оценкой получаемой информации – новое/известное, интересно/неинтересно, непонятно/понятно и т.п. Для вынесения такого рода оценки читающий довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательства и т.д., причем часто не потому, что он не может достичь полного, глубокого понимания, а потому, что оно ему не требуется в данный момент. Однако в случае оценки «новое», «интересно», «непонятно» и другие, характер чтения меняется, так как изменяется отношение читающего к получаемой информации, со всеми вытекающими из этого последствиями. |
Изучающее чтение | Умение максимально полно и точно извлечь из иностранного текста содержащуюся в ней информацию. Читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию, а это связано с осмыслением информации, ее интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей или части информации) уже чтения. Так обычно читается литература, представляющая специальный интерес, необходимая для дальнейшей деятельности человека [8, 24]. |
Внимание при чтении [32]
Зачастую в работе с текстом мы бываем невнимательными. Это влияет на продуктивность чтения и уровень восприятия текста.
Хорошими помощниками в организации внимания являются слова-ориентиры. Их можно разбить на ряд групп, например:
· Прямое развитие мысли, уже выказанной ранее (таким же образом, к тому же следует добавить ….);
· Изменение хода мысли, противопоставление фактов, точек зрения (но, хотя, однако);
· Подготовка к разбору нового вопроса, переход другой мысли, сопоставление фактов (разберем еще вопрос, может быть и так);
· Выделение особо важного, существенного. Обращается внимание на выводы: поэтому, таким образом, в сущности…;
· Подготовка итогов и выводов.
Действенный путь воспитания внимания – контроль за чтением, закрепление прочитанного.
Запоминание текста [32]
Наряду с вниманием, в работе с текстами большую роль играет память.
Первое условие хорошего запоминания и дальнейшего воспроизведения – это цель. Необходимо всегда осознавать, для чего мы читаем.
Второе условие – понимание содержания текста.
Третьеусловие – осознание того, что можно получить из текста. Наша память фиксирует не только сам текст, но и то, что стоит за ним. Лучше всего усваивается текст, который написан эмоционально, ярко, образно, в котором много конкретного материала и иллюстраций.
Четвертое условие – это синхронная работа всех типов памяти – зрительной, слуховой, двигательной, моторной. Надолго запоминается текст, который мы и видим, и слышим, и произносим одновременно.
Пятое условие – учет закономерностей внимания и запоминания.
Шестое условие – соблюдение принципа «порционности», что особенно важно при учебе. Малознакомый и трудный текст надо разбить на более мелкие «пароли», но не более чем на 7 логических кусков (считается, что кратковременная память человека может быть выражена как «семь плюс минус два», являясь своего рода «психологической константой», т.е. некоей постоянной величиной, от которой зависит восприятие информации).
Седьмое условие – использование в запоминании мнемотехнических приемов, т.к. зачастую необходимо заучить материал, который слабо поддается смысловой обработке.
Осуществляя целенаправленный анализ содержания текста по уровням мыслей, мы в то же время непроизвольно организуем свое внимание и обеспечиваем непроизвольное запоминание в процессе активного осмысления.
Для того чтобы читать быстро, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
· читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения;
· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;
· читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение;
· читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;
· читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания;
· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.
Выписки
Письменное оформление результатов чтения также является второй ступенью после того, как пройдена первая – понимание читаемого.
Первичной фиксацией информации можно считать подчеркивания и пометки на полях. Для пометок можно воспользоваться следующей системой знаков:
! – очень важно;
? – вызывает сомнение, непонятно;
V – основное, обратите внимание;
= - вывод, резюме, итог;
В – выписать и др. [27]
Основное назначение записей это:
· Сохранение информации;
· Повышение оперативности использования наиболее значимой информации в разных целях;
· Сокращение объема для облегчения запоминания.
В каждом отдельном случае для ведения записей требуется:
· Решить вопрос о целесообразности ведения записи;
· Выбрать оптимальную форму записи;
· Обеспечить правильное содержание записи;
· Придать записи нужный внешний вид.
Умение правильно и удобно вести записи приобретается практикой.
Вести записи рекомендуется на одной стороне листа, что ускоряет поиск, упрощает систематизацию и дает возможность производить дополнительные записи и вставки при дальнейшей работе.
Наиболее простой вид записи – выписки (выдержки)[26].Они применяются при работе с любой книгой и статьей. Обычно делать большинство выписок рекомендуется после того, как книга прочитана. Так легче определить, что необходимо записывать. Выписывая текст дословно, необходимо заключать отрывок в кавычки и давать ссылки на источник (автор, заглавие, место, год издания или название журнала, год, номер, страницы). Цитировать текст надо по возможности законченными фразами. Многоточием отмечают пропуск в начале, в середине и в конце. Выписки обычно заносят на отдельный листок. Из них формируется картотека, подобранная по темам, фамилиям автора.
Одна из разновидностей выписок – рабочая запись. Она обычно делается на карточках или отдельных листах.
План – это краткая программа какого-нибудь изложения; совокупность кратко сформулированных мыслей-заголовков, в сжатом виде представляет смысловую структуру текста.
План, оставляемый при чтении помогает уяснить содержание, глубже его усвоить. План позволяет быстро вспомнить прочитанное, осознать, насколько глубоко понят материал. Читая, надо фиксировать, где кончается одна мысль автора, и начинается другая.
Чаще всего, план лишь первый этап работы. Он очень облегчает составление тезисов и конспектов.
Тезисы(от греч.) – полагаю, утверждаю – это основные положения текста.
Если в плане произведения мы только называем основные положения, то в тезисах – раскрываем само содержание этих положений. Составление тезисов позволяет более детально расчленить текст, чем запись плана. Тезисы должны быть обоснованны и доказательны. Формулировки – четкие и краткие, но, самобытность формы произведения должна быть сохранена в тезисах, иначе снизится острота восприятия материала. Тезисы полнее всего позволяют обобщать материал, передавать его суть в кратких формулировках.
Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. В окончательном варианте тезисы могут быть пронумерованы по порядку. Различия между тезисами и конспектом можно четко обозначить в таблице:
тезисы | конспект |
Содержит основные мысли текста в форме утверждения или отрицания | Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними |
В каждом положении содержится одна мысль | Сохраняет черты деления на части, свойственные оригиналу |
Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии | Цель – сохранение в памяти |
Выделяются, «извлекаются» из текста | Сжимает, «уплотняет» произведение |
Началом подготовки к конспектированию служит внимательное ознакомление с книгой, затем вдумчивое чтение. Читая, надо разобраться в структуре книги, уяснить ее общий план, выделить важные вопросы.
Быстрее ориентироваться в книге поможет предисловие или введение, аннотация и т.п.
При конспектировании больших трудов или книг сначала составляют план.
Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, иллюстрации.
Выделяют 4 типа конспектов:
Типы конспектов | определение |
Плановый конспект | Основан на предварительно составленном плане произведения. Такой конспект краток, прост, его можно использовать для срочной подготовки к докладу, выступлению |
Текстуальный конспект | Создается из отрывков подлинника – цитат. Недостаток такого конспекта – он слабо активизирует мышление, может спровоцировать автоматическое переписывание цитат |
Свободный конспект | Суть его в том, что читатель не сохраняет порядок мыслей автора, а излагает материал в более удобном для себя порядке. Но он наиболее ценный вид конспекта, так как развивает умение самостоятельно и кратко формулировать основные положения |
Тематический конспект | Прежде всего, надо подобрать литературу по теме, расположить в определенном порядке – по степени полноты и научности изложения темы. Далее – изучить тему с источника, где она изложена наиболее полно. По этому источнику необходим создать подробный план с указанием страниц. Затем можно приступать к изучению остальных источников. Если обнаружился новый материал, надо записать отдельный пункт к плану с указанием источника [24]. |
Необходимо соблюдать следующие правила при сокращении слов в конспекте:
· не сокращать несколько слов подряд, т.к. можно потерять их согласование;
· писать все предлоги и сохранять все знаки препинания;
· придерживаться одной и той же системы сокращения, т.е. создать свой, индивидуальный словарь сокращений слов и наиболее употребительных обозначений.
Таким образом, процесс работы с документами достаточно творческий, хотя и направлен на определенные цели - написание реферата, курсовой и дипломной работ, статьи и т.д. Каждый человек сам должен решить, какими способами он будет работать с интересующими его изданиями. Но, при этом, необходимо учитывать все требования при записи тех или иных сведений, а также порядок их сокращения.
Вторым этапом работы с документами является оформление результатов учебной и научной деятельности.
Оформление результатов учебной и научной работы (реферат, курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы. Данный этап работы (оформление библиографической части рукописи) включает [25]:
· ведение личных картотек;
· использование цитат и ссылок;
· оформление списка литературы;
· библиографическое описание документов.