Социально-бытовая и пространственная ориентировка
Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут освоить значимые для адаптации элементарные умения и навыки социально-бытовой и пространственной ориентировки к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих людей.
Обучающиеся овладеют навыками личной гигиены, самообслуживания, у них будет формироваться потребность в аккуратности. У воспитанников будут сформированы первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни, которые позволят сделать достаточно комфортным пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умения, которые позволят обучающимся расширить круг общения и перечень доступных видов предметно-практической деятельности. У обучающихся будут формировать конкретные представления об окружающих их предметах и действиях с ними. Они получат возможность для развития умений и навыков по социально-бытовой и пространственной ориентировке.
Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков.
Личная гигиена:
умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;
умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования;
умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами;
навыком использования и хранения туалетных принадлежностей.
Одежда и обувь:
умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды;
умением использовать одежду и обувь по назначению;
умением определять способы хранения одежды и обуви;
умением ухаживать за одеждой и обувью;
навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи.
Жилище и ориентировка в нем:
умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений;
умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;
знаниями способов поддержания чистоты и уборки помещений; использования необходимого инвентаря для уборки помещений, знаниями способов его хранения;
умениями ухаживать за комнатными растениями;
умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой и пространственной ориентировке;
умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности.
Питание:
умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху;
умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки;
знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи;
умением готовить простейшие блюда, наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку, выполнять сервировку стола;
умением соблюдать правила поведения за столом.
Транспорт:
умением узнавать транспортные средства;
представлениями о наземном пассажирском транспорте, о близлежащих остановках, проездных билетах и документах;
правилами поведения в общественном транспорте;
умением использовать в речи формулы речевого этикета.
Культура поведения:
правилами поведения в повседневной жизни и в общественных местах; при общении со сверстниками; правилами поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми;
умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому;
правилами поведения в магазине и умением обращаться за помощью; правилами поведения в парке и др.;
правилами поведения в гостях и умением выбирать подарки.
Предприятия торговли:
навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; умением находить указатели видов магазинов;
умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; умением совершать покупки в предприятиях торговли, пользоваться денежными купюрами;
правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
умением свободно ориентироваться «на себе»;
умением ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте, на доске;
Обучение ориентировке в макропространстве:
умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;
умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.
4.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих является оценка образовательных достижений обучающихся.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО;
осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом.
Система оценки достижения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных.
Основное содержание оценки личностных результатов включает:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране, городу (краю);
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
сформированность знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, формирование интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к проявлению личностных результатов в повседневной жизни в различных социальных (школьной, семейной) средах.
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке.
Оценка предметных результатов овладения обучающимися АООП НОО представляет собой оценку возможных достижений слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области и включает:
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету;
овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области.
В связи с неоднородностью данной группы оценка достижений обучающихся, базируясь на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, предполагает, что объектом оценки предметных результатов, связанных с достижениями обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету выступает способность применять их в практической деятельности. В процессе оценки результатов необходимо иметь в виду, что даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания, несложные умения, незначительно выраженная способность использовать их в практической деятельности играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго класса и сочетать ее с поощрением и стимулированием деятельности обучающихся, используя только качественную оценку. При этом принципиально важным является оценка не только того, насколько обучающейся продвигается в освоении того или иного учебного предмета, но и появление у него значимых предпосылок учебной деятельности (способность осуществлять действия не только под непосредственным и прямым руководством учителя, но и с определенной долей самостоятельности; готовности слушать и вступать в диалог и др.).
Предметные результаты данной группы в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся подлежат итоговой оценке.
Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практические достижения обучающихся в решении задач, связанных с учебно-познавательной деятельностью и повседневной жизнью.
Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование деятельности обучающихся на курсах коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности.
Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся. В сложных случаях в качестве критерия оценки результатов может выступать сохранение психоэмоционального статуса обучающегося.
Содержание оценки, критерии, организационные процедуры, используемый инструментарий оценивания, формы представления результатов разрабатывается образовательной организацией.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке.
Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области может осуществляться в ходе мониторинговых процедур или посредством использования метода экспертных оценок. В случае использования метода экспертных оценок в образовательной организации создается экспертная группа, в состав которой входят: педагогические работники; педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
Для полноты оценки результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной).
При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом:
результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся.
Содержательный раздел