Теоретические аспекты организации спортизированного физического воспитания
Идею спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе, на инновационной основе, выдвинул и успешно начал реализовывать доктор биологических наук, профессор В. К. Бальсевич. «Процесс спортивно-ориентированного физического воспитания базируется на принципах создания наибольших возможностей для освоения ценностей физической культуры и спорта, обязательности использования технологии тренировки и объединения в учебно-тренировочные группы». Результаты педагогического эксперимента В. К. Бальсевича показали не только значительное улучшение динамики и показателей физической подготовленности школьников, занимающихся в учебно-тренировочных группах, но и «коренное» изменение отношения детей к занятиям физкультурой и спортом [3, с. 20].
Реальные возможности использования инновационных образовательных технологий подтверждены в масштабных экспериментах по реализации идеи спортизированного физического воспитания, проведенных во многих городах нашей страны.
В результате проведения многолетних исследований и экспериментов, анализа опыта работы по спортивно-ориентированным технологиям, массового физического воспитания в общеобразовательной школе (Омск, Караганда, Сургут, Чайковский, Ижевск, Пермь, Самара) было убедительно доказано, что эти технологии обеспечивают высокий уровень качества физического воспитания детей и подростков, серьезном улучшении показателей их здоровья, поведения, психологической устойчивости и активного отказа от вредных привычек и здоровьеразрушающих зависимостей [4, с. 14].
В настоящее время спортивно ориентированное физическое воспитание выделяется среди приоритетных инновационных проектов модернизации системы физического воспитания в общеобразовательной школе, что определяется необходимостью повышения двигательной активности учащейся молодежи, обеспечения должного уровня их физической культуры, физического развития и подготовленности, улучшения показателей здоровья.
В связи с чем, наиболее существенным из противоречий в школьном образовании является несоответствие прокламируемых целей физического воспитания и физической подготовки и реальных возможностей их осуществления для каждого отдельного ученика. Так, школьное физическое воспитания провозглашает своей главной целью разностороннее развитие физических способностей учащихся, и на этой основе укрепление их здоровья. Но традиционный школьный урок в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить учащимся нужного тренировочного эффекта и в лучшем случае может помочь в обучении отдельным видам движений. В то же время существующая в школе система внеклассного физического воспитания (спортивные секции, кружки и т.п.) настолько слаба в методическом, материально-техническом и организационном отношении, что не в состоянии самостоятельно решить эту задачу [5, с. 10 ].
Инновационная сущность организации процесса спортивно ориентированного физического воспитания и состоит в том, чтобы создать условия для преодоления противоречия несоответствия классной формы организации обучения современным требованиям к качеству и эффективности. Спортизированная концепция, основанная на использовании средств и методов спортивной подготовки в школьником физическом воспитании по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры, предложенная В. К. Бальсевичем, включает следующие организационно-методические положения: тренировочная направленность уроков физической культуры; осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания; объединение учащихся по интересу к виду спорта, общеразвивающей и оздоровительной физической активности в учебно-тренировочные группы без жесткой привязанности к календарному возрасту; предоставление ученикам свободы выбора вида занятий, возможности перехода из группы в группу; организацию занятий не менее трех раз в неделю; возможность кооперации нескольких общеобразовательных школ, ДЮСШ, с целью объединения потенциала материально-технической спортивной базы и педагогического коллектива [6, с. 21].
Полное внедрение спортизированного физического воспитания возможно при очень хорошей спортивной базе школы, наличию заинтересованного административного и квалифицированного педагогического состава. Целесообразно использование и адаптированного варианта этой технологии. [7, с. 8].
Между тем в ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки. Тренировочная направленность и сейчас остается приоритетной в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Так, анализ учебных программ показывает, что основой учебного предмета школьной физической культуры было и остается содержание физической подготовки, которая сопрягается с преимущественным развитием природного (психосоматического) в ученике. Для большинства учителей физическая подготовка остается главной задачей физического воспитания, что снижает статус предмета «Физическая культура» в глазах учащихся, родителей, учителей-предметников [8, с. 46].
Ранняя физкультурная специализация учащихся, заложенная в спортивно ориентированном физическом воспитании, на наш взгляд, также не совсем целесообразна, т.к. не способствует освоению учащимися в полном объеме основных разделов учебного материала по дисциплине «Физическая культура»
В связи с вышеизложенным возникает проблема поиска эффективных форм организации физического воспитания в общеобразовательной школе.
На наш взгляд, наиболее оптимальный путь ее решения – это поэтапное, начиная с начальных классов, приобщение учащихся к спортивно-оздоровительной активности с углубленной специализацией их в среднем и старшем звене. При этом обязательным условием является выполнение базового образовательного стандарта по физической культуре, включающего не только двигательный, но и образовательный компонент.