Кафедра Теории и методики физического воспитания
Кафедра Теории и методики физического воспитания
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Физкультурно-образовательные технологии
СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Выполнил; студент 454 группы
Шаламыгин М.А.
Проверил: к. п. н., доцент
Новичкова Наталья
Геннадьевна
Челябинск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ | |
1.1 Теоретические аспекты организации спортизированного физического воспитания …………………………………………………….. | |
1.2Проблемы внедрения спортизированного физического воспитания в практику………………………………………………………. | |
Выводы по первой главе …………………………………………........ | |
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ | |
2.1 Принципы организации спортизированного физического воспитания…………………………………………………………………….. | |
2.2 Программа по спортизированному физическому воспитанию учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки …………………..… | |
Выводы по второй главе …………………………………………...…. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………....… | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….......……… |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.Наблюдения педагогов и врачей, результаты научных исследований свидетельствуют о существовании тревожной тенденции снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста. В связи с этим специалисты приходят к заключению, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования.
Активное использование массового спорта имеет огромное значение для эффективного функционирования традиционной системы физического воспитания в школьном образовании и может существенно его обогатить. Следовательно, существует необходимость её совершенствования через школьный спорт.
Школьный спорт реализуется через разнообразные учебные технологии, в настоящее время рекомендуемые Министерством образования и науки России, такие как «Президентские тесты», проект СпАРТ, проект «Наш спорт – наше здоровье». Они учитывают материальную базу, климатические условия, профессиональную подготовку учителя, вместе с тем обязательно предполагают овладение базовыми основами физического воспитания [1, с. 11].
Накопленный многолетний опыт, результаты теоретических и масштабных экспериментальных разработок проблематики спортивно ориентированного физического воспитания свидетельствуют о его значительных креативных возможностях для формирования физического, нравственного и духовного здоровья ребенка.
В программах по физическому воспитанию указан обязательный (базовый) компонент «Лыжная подготовка».
Вопросы лыжной подготовки в физическом воспитании школьников были предметом многих исследований.
Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение всех возрастных групп страны в определенного уровня учебных заведениях технике передвижения на лыжах, выполнению учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность.
В процессе лыжной подготовки вовлекаются в работу большие группы мышц, укрепляются функциональные системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная; приобретается обязательный минимум знаний об основах техники передвижения на лыжах, методах развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.
[2, с. 24].
Исключительно велико и воспитательное значение всех видов занятий на лыжах: уроков, тренировок, соревнований, прогулок. На них успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно на этапе формирования личности в подростковый период.
Несмотря на уже известные методики спортивной подготовки, спортизированные технологии и подходы не нашли адекватных организационно-методических решений в современной теории и практике физического воспитания. Тем не менее, формирование спортивно ориентированного физического воспитания сдерживается из-за недостаточного программно-методического обеспечения, так как существующие программы спортивной подготовки в детском и подростковом возрасте сориентированы на подготовку спортивных резервов и не рассчитаны на массовое использование в общеобразовательной школе.
В настоящее время сложилось явное противоречие между необходимостью совершенствования физического воспитания в общеобразовательной школе на основе разработки и применения инновационных оздоровительных программ и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов содержательного и технологического обеспечения их, в том числе применения лыжных гонок в процессе физического воспитания учащихся 5-6 классов.
Цель исследования: разработать программу использования лыжной подготовки в спортивно ориентированном физическом воспитании учащихся 5-6 классов.
Объект исследования– процесс физического воспитания учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования– применения спортизированного физического воспитания учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты спортивно ориентированного физического воспитания.
2. Изучить практические проблемы применения спортизированного физического воспитания.
3. Разработать программу по спортизированному физическому воспитанию учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки в общеобразовательной школе.
Выводы по первой главе
Рассматривая проблему спортизированного физического воспитания, отметим, что накоплен многолетний опыт, результаты теоретических и масштабных экспериментальных разработок, свидетельствующте о его значительных креативных возможностях для формирования физического, нравственного и духовного здоровья ребенка.
Инновационная сущность организации процесса спортизированного физического воспитания и состоит в том, чтобы создать условия для преодоления противоречия несоответствия классной формы организации обучения современным требованиям к качеству и эффективности.
Спортизация в школьной практике проявляется в разных формах суть которых заключается в интеграции основного и дополнительного образования, спортивно-оздоровительной деятельности. Таким образом, сущностью спортизации общеобразовательной школы является приобщение школьников к культуре спорта, предоставление им возможности испытать на себе культуру спорта и приобрести полезный спортивный опыт в более аутентичной атмосфере.
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СПОРТИЗИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
Выводы по второй главе
Разрабатывая программу спортизированного физического воспитания для учащихся 5-6 классов, необходимо делать это, основываясь на общих организационно-методических принципах: принцип гармоничностиразвития личности обучающегося, принцип активного формирования здоровья, воздействий особенностям возрастного развития ребенка, своевременное развитие координационных способностей и двигательных навыков, принцип свободы выбора.
Программа включает несколько компонентов: концептуальная часть, содержательная часть, диагностическая часть.
Программа предназначена для спортизированной подготовки детей средствами лыжного спорта. В процессе реализации программы предусмотрено: увеличение количества часов занятий; вынесение занятий за рамки академического расписания, добровольность выбора вида спорта, тренировочный характер занятий.
В процессе занятий по разработанной программе обучающиеся проходят разделы: теоретическую и тактическую подготовку, техническую подготовку, в практической подготовке выделены разделы: общая и специальная физическая подготовка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирования результативности, а также возможностью беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:
а. спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
б. общеразвивающая тренировка по программе ОФП;
в. оздоровительная и адаптивная физическая культура.
Анализ и обобщение научно-методической литературы показывает, что, несмотря на образовательные программы различной направленности, в практике физического воспитания учащихся 5-6 классов недостаточно представлены и реализуются программы, связанные с использованием спортивной направленности, приемлемые в условиях общеобразовательных школ, в частности на основе лыжной подготовки.
Разработанная программа по спортивно ориентированному физическому воспитанию учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки рассматривает основные и частные задачи, особенности многолетней подготовки, требования по теоретической, технической, физической подготовленности, а также контрольные нормативы, вопросы воспитательно-психологической подготовки, методы педагогического и врачебного контроля. Программа рассчитана на 228 обязательных часов в год.
Разработка экспериментальной программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки осуществлялась в соответствии с соблюдением педагогических принципов комплексно- оздоровительной направленности. В ней были использованы некоторые основные положения, такие как общие принципы и методы обучения двигательным действиям, основные принципы физического воспитания учащихся, обобщение рекомендаций по проведению занятий физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми видами физической культуры, результаты собственных исследований.
Проведение учебных занятий по экспериментальной программе основывалось на соблюдении общедидактических принципов: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности, которые раскрывают образовательные и развивающие функции физической культуры. Лыжная подготовка как составляющая часть программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию оказывает благотворное влияние на организм учащихся 5-6 классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аграновский, М. А. Лыжный спорт: учеб. пособие для инструкторов-общественников секций лыжного спорта, 2-е изд., испр-е, допол. / М. А. Аграновский. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 232 с.
2. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич,
Л. И. Лубышева // Теория и практика физ.культуры. – 2003. – № 5. – С.19-22.
3. Вишневский, В. А. Особенности поведения школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, связанного со здоровьем / В. А. Вишневский // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 1: Спец.выпуск. – С. 47-52.
4. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры: курс лекций / И. В. Еркомайшвили. – Екатеринбург : УТГУ-УПИ. – 2004. – 192 с.
5. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе / Под ред. Л. Н. Прогонюка. – Сургут : Дефис, 2001. – 212 с.
6. Лубышев, И. А. Олимпийская культура в спортизированном физическом воспитании / И. А. Лубышев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2004. − № 3. – С. 47-49.
7. Лукьяненко, В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры [Текст]: монография / В. П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2005. – 256 с.
8. Лыжный спорт: Учеб. для инст-ов и техн. физ. культ. / Под ред. В. Д. Евстратова, Б. И. Сергеева, Г. Б. Чукардина. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 319 с.,ил.
9. Лыжный спорт: Учебник / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов – М. : Физическая культура, 2005. – 320 с.
10. Лях, В. И. Воспитание, а не только физическая подготовка / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. – 1991. – № 1. – С. 11.
11. Матвеев, А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Дис. в виде научного доклада ...д-ра пед.наук. –М., 1997. –70 с.
12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд / Л. П. Матвеев. − СПб.: «Лань», 2003. – 160 с.
13. Островский, Б. И. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников / Б. И. Островский, Д. Г. Федотенков // Молодой ученый. – 2016. – № 26. – С. 669-674.
14. Прогонюк, Л. Н. Управление развитием инновационных процессов в общеобразовательной школе (на примере физического воспитания) : автореф. дис. … канд.пед.наук / Л. Н. Прогонюк. – М, 1998. / Л. Н. Прогонюк. – 23 с.
15. Салов, В. Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : автореф. дис. ...д-ра. пед. наук / В. Ю. Салов. – СПб, 2001. – 55 с.
16. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Человек, Спорт, 2015. – 620 c.
17. Фонарев, Д. В. Использование инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в средних образовательных учреждениях: Учеб.пособие / Д. В. Фонарев. – Чайковский : ЧГИФК, 2003. – 71 с.
18. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов,
В. С.Кузнецов. – М. : Издательский цент «Академия», 2013. – 479 с.
19. Хромин, Е. В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Хромин. – Омск, 1998. – 23 с.
20. Чедов, К. Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва / К. Е. Чедов // Физ.культура : воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 3. – С.45-46.
21. Чернов, К. Л. Подготовка юных лыжников: пособие для преподавателей физ. воспитания и тренеров по лыжному спорту /
К. Л. Чернов – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 96 с.
22. Шапошникова, В. И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков / В. И. Шапошникова. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 136 с.
Кафедра Теории и методики физического воспитания
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Физкультурно-образовательные технологии