Что важнее: амбиции родителей или самореализация детей
Родители часто идеализируют своего ребенка, мечтая о его светлом и непременно успешном будущем. Строить планы на его судьбу мама и папа начинают чуть ли не с рождения младенца. Подрастает малыш, а с ним и амбициозные «ставки» родителей. Попробуем разобраться, с чем они связаны и что дает почву для их роста.
Истоки «наполеоновских» планов на достижение ребенком успехов следует искать в детстве самих родителей. Когда мама и папа были маленькими, они мечтали о том, как вырастут и станут виртуозными музыкантами, всемирно известными космонавтами или изобретут вечный двигатель. Но, к сожалению, так случилось, что детские мечты так и не стали реальностью. Теперь же, повзрослев, родители стараются спроецировать на своих детей собственные нереализованные мечты. Мама, мечтавшая в детстве играть на фортепиано, водит своего ребенка в музыкальную школу. Она заставляет малыша разучивать гаммы и всерьез грезит тем, что когда-нибудь он станет, по меньшей мере, лауреатом на престижном музыкальном конкурсе. Возможно, она даже не догадывается, что ее малыш ненавидит музыку и хочет рисовать. Если присмотреться, можно заметить, что на каждом клочке бумаги ребенок оставляет какой-то весьма талантливый рисунок. Однако мама упорно отказывается замечать, что сфера дарования малыша находится в другой плоскости. Со временем такие родители «сминают» характер и темперамент ребенка, делают его пассивным, аморфным и безынициативным. Родители решают за него, с кем дружить, кого приглашать в гости, какие экзамены сдавать, и даже какую профессию выбрать.
Далеко не все целеустремленные с пеленок. Некоторых вначале приходится заставлять. Ну и, конечно, надо присмотреться к ребенку - может к чему-то конкретному есть интерес.
Последствия родительского гнета негативно сказываются на детях. Степень урона зависит от возраста, на который пришелся пик прессинга. Чем младше ребенок, тем, соответственно, больше вреда наносится его психике. Малыш становится нервным, плаксивым, замкнутым, у некоторых может начаться энурез. Младшие школьники становятся вялыми, их перестает волновать учеба, они часто болеют, склонны к различным невротическим расстройствам. Дети подросткового возраста, напротив, скорее всего начнут бунтовать, огрызаться, прогуливать школу или кружки – в общем, всем своим видом показывать, что они «сами с усами» и могут самостоятельно решать, как им жить.
Что предпринять в таком случае родителям? Какой линии поведения следует придерживаться? В первую очередь, проанализировать свое поведение: не слишком ли вы завысили планку с родительским контролем, не требуете ли от ребенка того, чем ему совсем не хочется заниматься? Поговорите с дочерью или сыном. Спросите, к чему у него «лежит душа». Конечно, интересы детей с возрастом меняются. Это нормально. Главное, чтобы тот или иной род занятий был выбором малыша, а не вашим. Хочет он стать путешественником? Помогите ему, поддержите это стремление. Пусть дети вырастают и становятся биологами и учеными, артистами и танцорами, математиками и химиками, но только по собственному желанию.
Мама, купи!
Некоторые родители изо всех сил стараются не обсуждать с ребенком денежные отношения, так как не могут донести до малыша значение и ценность денег. Но совсем оградить его от подобных разговоров не получится – нравится нам это или не нравится, но вокруг денег крутится вся жизнь человека.
Не стесняться
Друзья семьи, пришедшие в гости, порой жалуются на маленькую зарплату, а по телевизору, наоборот, демонстрируют репортаж о звезде шоу-бизнеса, которая обзавелась десятым домом. Да и сами родители частенько усмиряют пыл малыша, просящего купить ему очередную игрушку, коротким, но емким – «Нет, это слишком дорого». У ребенка такие ответы вызывают множество вопросов. Отвечать на них придется. Только так можно научить детей обращаться с деньгами. Этот навык очень пригодится им во взрослой жизни, когда придется самостоятельно контролировать собственный бюджет. Если вы видите, что тема интересна малышу, посмотрите вместе мультфильм про Золотую Антилопу, почитайте «Незнайку на Луне» или «Приключения Буратино» – словом, начните с примеров должного и неосторожного обращения с деньгами, проведите причинно-следственную связь между поступками персонажей и последствиями, к которым они привели. Малыш должен сам прийти к выводу, что деньгами нельзя «сорить».
Откуда берутся деньги
С некоторых пор выделяю ребенку карманные деньги, немного, по 50 рублей в день. Но... мой ребенок покупает на них исключительно лимонад, сухарики и чипсы! И этому поеданию вредностей уже месяц и что-то конца и края этому не видно.
Дети, которым еще не исполнилось 5 лет, часто думают, что деньги просто лежат на работе или в банкоматах, и взрослые могут брать сколько угодно и когда угодно. Расскажите малышу о том, как непросто достаются маме и папе деньги, можно даже устроить экскурсию на работу родителей, чтобы ребенок начал ценить стремление родителей заработать в семейную копилку деньги.
Ребенку постарше, который интересуется, почему его одноклассники лучше одеты, чаще ездят в отпуск и т.д. стоит объяснить, что количество денег в семьях может отличаться. К примеру, звезды эстрады зарабатывают значительно больше врачей, но это не значит, что медики занимаются чем-то малозначительным.
Если вы сами убеждены в том, что работают люди исключительно ради денег, и озвучиваете эту мысль своему малышу, то ждите закономерных вопросов, почему же вы не нашли работу, за которую больше платят. Объясните ребенку, что работают взрослые не только для того, чтобы получить доход. Работа должна приносить удовольствие, даже если на прибыль от нее невозможно купить загородный дом или дорогой автомобиль. Объясните, что чрезмерная роскошь портит людей. Конечно, всегда нужно ставить перед собой более высокую планку, однако надо быть довольным тем достатком, который есть на данный момент.
Привлекайте ребенка к обсуждению семейного бюджета. Если возникли проблемы – понадобились деньги на лечение, например, ребенок должен об этом знать. Тогда он с пониманием отнесется к новости, что поездка на море откладывается. Обиды у ребенка будет гораздо меньше, если вы всей семьей решите, как можно весело провести отпуск без особенных затрат.
Учиться тратить
Карманные деньги нужно выделять ребенку, начиная с 7 лет. Для начала достаточно давать один раз в неделю, потому что распределить бюджет на месяц младший школьник еще не сумеет. Малыш должен понимать, что деньги можно потратить сразу, но лучше расходовать средства постепенно. Было бы здорово, если бы ребенок научился откладывать часть карманных денег на какую-то игрушку, о которой давно мечтал. Это научит его экономить, а не транжирить деньги.
Предупредите, что если малыш предпочтет потратить всю выделенную сумму сразу, дополнительного «пособия» не будет. А вот обратиться к вам за помощью в планировании бюджета может всегда. Самостоятельно расходовать карманные деньги он, скорее всего, научится только в подростковом возрасте. К этому периоду рекомендуется «проиндексировать» размер карманных денег и выдавать их раз в месяц.
В этом же возрасте важно еще раз поговорить о разном финансовом положении людей. Беседуя с ребенком о дорогостоящих вещах, которых он жаждет, вы можете лучше его понять – к примеру, автомобиль ему необходим, чтобы покатать приятелей и больше весить в их глазах. Но этого можно добиться и другим способом – пригласив сверстников в парк или в гости, умением объединять людей с помощью собственной коммуникабельности.
Ближе к 14 годам между родителями и подростком должен состояться еще один важный разговор о том, как он может самостоятельно заработать деньги: раздавать уличные рекламки, гулять с соседской собакой и т.д.
Пускай смеются дети
Ребенок, который умеет шутить, обычно вызывает симпатию и у других детей, и у взрослых. Особенно, если его шутки никого не обижают. Но чем отличается детское чувство юмора от взрослого, и как его развить?
Смех, игра, развитие
В своей чудесной книге «От двух до пяти» Корней Чуковский пишет, как к нему пришла двухлетняя дочь и, лукаво улыбаясь, сказала: «Ава – мяу». «Нет, ава – гав!» – не согласился писатель. «Ава – мяу!» – настаивала девочка, немного стесняясь того, что придумала. И тогда детский писатель решил поддержать дочку и сказал, что «мяу» кричит петушок. Он был вознагражден смехом и восторгом ребенка. Размышляя о том, как устроены детские шутки-перевертыши, и зачем они детям, Чуковский пришел к выводу, что это особая игра ума, помогающая малышам развиваться. После чего он написал одно из самых известных своих стихотворений – «Путаница». Маленькие читатели с восторгом заучивают фрагменты о том, как «свинки замяукали – мяу! Мяу!», а «кошечки захрюкали – хрю, хрю, хрю!» Если вашему малышу уже исполнилось 2 года, обязательно прочтите ему это стихотворение.