Генетически модифицированные растения: выгоды и риски
Первыми источниками пищи для всех форм жизни на земле являются растения. До недавнего времени в растениеводстве для обеспечения населения продуктами питания, а животных кормами возделывались культурные растения с природными наследственными признаками, полученные селекционными методами.
В последние десятилетия прошедшего века американскими специалистами в области генной инженерии разработаны технологии, позволяющие создавать растения с изменёнными наследственными признаками — генетически модифицированные (трансгенные) культуры.
Генетически модифицированным может называться растение, в котором успешно функционирует ген или гены, пересаженные из клеток других видов растений или животных для того, чтобы это растение-реципиент приобрело новые полезные для человека и животных качества и свойства (продукты этих растений принято называть так же: генетически модифицированные, или трансгенные).
Известно, что гены как материальные носители наследственности обеспечивают в потомстве преемственность присущих организму признаков. Они расположены в линейной последовательности в хромосомах, находящихся в ядре клетки организма и образуемых дезоксирибонуклеино-вой кислотой (ДНК) вместе с белками-гистонами. Каждый ген ответствен за формирование определённого признака организма и обеспечивает проявление этого признака путём воздействия на химические реакции, происходящие в живом организме.
Трансгенные растения создаются гораздо быстрее, чем получаемые традиционными методами селекции сорта и гибриды. Более того, появление их в естественных условиях невозможно.
Биоинженерные технологии позволяют создавать растения-трансгены по жизнестойкости (например, по зимостойкости, устойчивости к засухе, вирусам, насекомым-вредителям, гербицидам и пр.), по длительности сохранности и вкусу продуктов, содержанию тех или иных питательных и биологически активных веществ (например, витаминов) и т.п. Так, в соответствии с запросами потребителей создана и возделывается соя с повышенным содержанием масла; возросшая жизнестойкость сои позволяет сократить в процессе её выращивания расход пестицидов. Культивируется генетически модифицированная свёкла, устойчивая к высокоэффективному гербициду (пестициду) широкого спектра действия; применение такого гербицида позволяет полностью уничтожить сорняки, не воздействуя негативно на свёклу, которая к тому же лучше растёт. Пользуется известностью трансгенный картофель с повышенной крахмалистостью, устойчивый к колорадскому жуку; проходит испытание генетически модифицированный сладкий картофель, устойчивый к вирусам, которые уничтожают его традиционных «родственников» в Африке, а также трансгенный рис, обогащённый железом и витаминами, способный улучшить обеспечение ими население Азии. Трансгенные культуры превосходят по урожайности родственные им культуры, полученные селекционными методами, на 15—50 %. На рынках сбыта они находятся вне конкуренции.
В разных странах мира выращиваются десятки генетически модифицированных культур. Производство трансгенной сои, кукурузы, хлопка, рапса (канолы), картофеля, свёклы и других культур растёт быстрыми темпами. В 2003 г. в 18 странах их возделыванием занималось примерно 7 млн. фермеров; ими было занято 67,7 млн. га земельной площади, которая увеличилась за предшествующие 9 лет в 40 раз. Уже речь идёт и о новом сельском хозяйстве, базирующемся на возделывании генетически модифицированных культур, которое сможет решить проблемы преодоления голода и обеспечения растущего населения планеты нормальным питанием.
Однако, соглашаясь с важным предназначением генноинженерных технологий в решении указанных проблем, учёные предостерегают от поспешности в генной модификации растений, опасаясь несовершенства этих технологий, неполной изученности биологии создаваемых трансгенных культур из-за отсутствия исчерпывающих данных о безопасности для человека и окружающей среды как растений, созданных методами радикальной перестройки генного «аппарата», так и их продуктов. В частности, существует опасение, что генетически модифицированные культуры, вытесняя многие другие растения, тем самым вызовут сокращение биологического многообразия на Земле — несомненного её богатства.
Полагают, что с масштабным распространением трансгенных культур, устойчивых к насекомым-вредителям, исчезнут многие их виды, затем птицы, мелкие млекопитающие, питающиеся насекомыми, а потом и крупные млекопитающие, употребляющие в пищу мелких животных, то есть существует опасность нарушений в природе, которые могут привести к разрушению трофических (питательных) цепочек.
По мнению ряда учёных, особый риск представляет вероятность встраивания «чужих» генов из генетически изменённых растений в геном (совокупность генов) другого организма, в т.ч. и человека, последствия которого непредсказуемы и могут проявиться в последующих поколениях. Указывается на возможность появления, в частности, новых видов вирусов и бактерий, вызывающих острый токсикоз, аутоиммунные (например, нефрит, коллагенозы) и онкологические заболевания.
В публикуемых сообщениях отмечается, что в эксперименте кормление лабораторных животных генетически модифицированным картофелем привело к угнетению иммунной системы, морфологическим и функциональным нарушениям в жизненно важных органах. Так, в 1996 г. было выявлено, что генетически модифицированная соя с встроенным геном бразильского ореха способна вызывать смертельно опасную аллергическую реакцию у людей, страдающих пищевыми аллергиями.
Утверждается также, что потребление некоторых трансгенных продуктов может обусловить невосприимчивость к тем или иным лекарственным препаратам, в т.ч. антибиотикам, что существенно осложнит лечение больных. Полагают, что продукты, содержащие трансгены, представляют особую опасность для детей раннего возраста.
К несомненным рискам относят и возможность использования генно-инженерных технологий для создания страшного по своему воздействию биологического оружия в руках террористов, а в связи с этим и невинных ошибок или злонамеренных действий одного человека или группы людей, которые могут явиться причиной рукотворных катастроф для человеческой цивилизации. Вместе с тем в 2000 г. Национальный исследовательский совет США пришёл к выводу, что свидетельств об опасности потребления продуктов, полученных в результате применения технологий генной инженерии, нет.
В настоящее время продукты генетически модифицированных растений производятся в США, Канаде, Китае, Аргентине, Мексике, Уругвае и ряде других стран. В США 80 % продовольственных товаров производится с использованием трансгенного сырья и его компонентов. Например, генетически модифицированную кукурузу вводят в состав кондитерских и хлебобулочных изделий, используют для приготовления безалкогольных напитков, а трансгенную сою и её компоненты добавляют в маргарины, соусы для салатов, майонезы, варёные колбасы, «Детское питание» и др. Кукурузу и продукты переработки сои широко используют и в качестве кормов для сельскохозяйственных животных.
В то же время некоторые страны мира и местные административно-территориальные управления воздерживаются от производства и использования продуктов трансгенных растений. В странах Европы нет единого подхода к этому вопросу. Однако признано безоговорочное право потребителя на получение информации о наличии в реализуемом товаре продуктов трансгенных культур. В 2004 г. Евросоюз (ЕС) установил, что товары, содержащие более 0,1 % продуктов генетически модифицированных растений, должны маркироваться.