Л.Н. Гумилев: идея пассионарности
У основоположников евразийства Трубецкого и Савицкого было нема-ло идейных последователей, разработчиков их теорий и концепций. Но только в конце 1960-х и в 1970-х гг. разрозненное течение евразийцев, сос-тоящее из разных направлений, получило новый мощный интеллектуальный толчок и сформировалось в качественно иное течение - неоевразийство. И связано это течение с именем историка, этнографа, географа Л.Н. Гумилёва, с его идеей евразийской пассионарности.
Жизнь свела Л.Н.Гумилёва с П.Н.Савицким только в 1966 г., когда он приехал на археологический конгресс в Прагу. Hо последние евра-зийцы - Савицкий и Вернадский - внимательно следили за публикациямиГумилёва и очень высоко оценивали его идеи, носящие концептуаль-ный характер. Савицкий не раз писал о «всеобъемлющем кругозоре» Гумилёва. По мнению Вернадского, в работах Гумилёва очень суще-ственно то, что он подходит к проблемам становления и развития этно-сов в плоскости естественной, а не гуманитарной науки. В 1970 г. в письме к Льву Николаевичу Вернадский подчеркивает: «Вижу, что Вы все обоб-щаете, развиваете и углубляете Ваши столь важные изучения понятий «этнос», «ландшафт» и т.д. на фоне биосферы. Все это дает большой тол-чок мысли».
О каком же «большом толчке мысли» писал Вернадский? Речь идет об учении Гумилёва о человечестве и этносах как биосоциальных катего-риях. Гумилёв исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза и назвал ее пассионарностью.Такого понятия не знали Савицкий, Тру-бецкой и Вернадский. Их евразийская концепция была синтезом истории и географии (геополитики), а доктрина Гумилёва опиралась на выводы истории, географии и естествознания. По этому поводу Гумилёв говорил, что Г. В. Вернадскому как историку очень не хватало усвоения идей своего отца - академика В.И. Вернадского. Это замечание признавал сам Вернадский, который писал: «Я, конечно, приветствую, что он (Гумилёв) принимает постановку проблемы «биосферы» моим отцом... сюда надо добавить и «ноосферу».
Именно пассионарные толчки определили ритмы Евразии, полагал Гумилёв. Они обусловили приоритет тех или иных сил в разные периоды формирования единого мегаконтинента - Евразии. Особенно четко сформулированы эти идеи в его статье «Горе от иллюзий», где автор утвер-ждает:
«Можно, конечно, продолжать считать, будто история определяется асоциально-экономическими интересами и сознательными решениями. Но... в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное поло-жение...
Но никакими усилиями и желаниями не может человек сменить свою этническую принадлежность... Не заставляет ли это предположить,что в недрах многообразной этническойстихии человечествасокрыты глобальныеи объективные закономерности исторических процессов?»-.
Таким образом, Гумилёв считает, что отличия одного этноса от другого определяются не «способом производства», «культурой» или «уровнем образования». Этносы отличаются друг от друга стереотипами поведения,которые человек усваивает в первые годы жизни от родителей, сверстников, а затем использует всю жизнь. В этносе в отличие от общества работают не сознательныерешения, а ощущения и условные рефлексы. Этнос, каждый человек приспосабливается к географической и этнической среде.
Но на то, чтобы по-новому приспособиться к окружению (особенно к новому), а тем более создать этнос, нужна какая-то потенциальная энергия, нужны силы.Вэтом-то, подчеркивает Гумилёв,и есть «сердцевина новиз-ныпассионарной теории этногенеза». Она связывается со способностью людей «поглощать биохимическую энергию живого вещества биосфе-ры», открытую В.И. Вернадским.
Способности разных людей поглощать эту энергию различны. Ав-тор теории пассионарности предлагаетклассифицировать всех людей по этому признаку на три типа:
1.Наибольшее число людей располагает этой энергией в количестве, дос-таточном, чтобы удовлетворить потребности, диктуемые инстинктом само-сохранения. Эти люди (их чаще всего называют гармоничными) работают, чтобы жить, и никаких иных потребностей у них не возникает.
2.Есть определенное число персон, что наделены «экстремальной энер-гетикой». Этот избыток Гумилёв назвал пассионарностью (от лат. passio - страсть). Если пассионарности больше, чем требуется для спокойной жизни, человек пассионарный живет, чтобы работать ради своей идеальной цели.
3.Если пассионарность человека меньше, чем необходимо для
обычной жизни, индивид, называемый субпассионарием, живет, чтобы не работать, и ориентируется на потребление за счет других людей.
В каждом этносе соотношение людей разных типов меняется со временем. Суммируясь, пассионарность индивидов образует пассионар-ность на популяционном уровне. Биологической нормой opганизма считается приспособление ради воспроизводства потомства. Значит, популяция, вос-производящая биохимическую энергию на уровне нормы, является неагрес-сивным, вполне довольным жизнью этносом. Но если в такой популяции появляется определенное число пассионариев, то поведение этноса меняется. Избыток энергии на что-то должен быть истрачен. Он может быть истрачен на какие-либо социальные идеи или достижение определенных материаль-ных, политических и других целей.
Гумилёв утверждает, что стремясь к своему идеалу, люди пассионар-ные часто жертвуют своей жизнью ради других, но для достижения своих практических целей они перестраивают саму этническую систему, меняют ее стереотипы поведения и цели развития.
Когда же лидеры-пассионарии, а затем их потомки оказываются унич-тоженными (в войнах, на кострах инквизиции, в концлагерях, при взаимо-истреблениях), то вновь виден трудолюбивый народ, довольный своей жизнью. От момента пассионарного толчка (появления первых пассионариев в спокойной популяции) до возвращения в новое состояние равновесия -гомеостаз - проходит около 1200 - 1500 лет. За это время пассионарность вначале устойчиво растет - это фаза подъема, когда структура этнической системы постоянно усложняется, из разрозненных субъектов (сословий) воз-никает единый новый этнос. Когда пассионарность достигает вершин, создается единый этнический мир - суперэтнос, состоят из отдельных, близ-ких друг к другу по поведению и культуре этносов. Вся последующая этническая история связана с обратным процессом - разрушением создав-шеегося суперэтноса вследствие спада пассионарности.
Спад пассионарности предопределен тем, что энергичныхпассионарных людей с каждым поколением становится все меньше и меньше, а соци-альнаясистема, созданнаяими, не успевает запеременами, так как она более инерционна,чем природная среда. И в фазе надлома этноса сис-тему приходится постоянно перестраивать, приспосабливая к ухудшаю-щимся условиям. Если этот процесс заканчивается благополучно, этнос имеет шанс дожить до следующей фазы этногенеза - инерционной.В данной фазепассионарность убывает медленнои плавно, люди наслажда-ются материальными и культурнымиблагами. Но когда пассионарность падает ниже критической точки, то обманчивое благополучиегибнет от рук собственных пассионариев, этнос исчезает, а отдельные люди либоассимилируются, врастая в новые этносы, либо остаются в виде этнических реликтов.
Но самыми тяжелыми моментами в жизни этноса(в жизни людей)бывают смены фаз этногенеза, фазовые переходы.Фазовый переход - это кризис, связанный с изменением уровня пассионарности,спсихологической ломкой стереотипов поведения ради приспособления к новой фазе.Необхо-димо знать, что любой процессэтногенеза может быть насильственно обор-ван извне (агрессии, эпидемии ит.д.).
Может ли все человечество влиться в один гигантский суперэтнос, где будут торжествовать общечеловеческие ценности. Гумилёв полагает,что пока существуютразные уровни пассионарного напряжения в уже имеющихсясуперэтносах, пока существуют различные ландшафты Земли,требующие специфического приспособления вкаждом отдельном случае,такое слияние маловероятнои торжество общечеловеческих ценностей, к счастью, будет лишь очередной утопией.Если же это слияние произойдет, то восторжествуют не «общечеловеческие ценности»,а этническая доминантакакого-то конкретною суперэтноса.
В геополитической научной мысли сложилось убеждение, что Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза и этнических цикловпродолжает линию «органического»подхода и отчасти «географическогодетерминизма», которые являются основой геополитики Ф. Ратцеля,Г. Челлена, К. Хаус-хофера и т.д. По мнению других ученых, вряд ли можно полностью сог-ласитьсяс таким категорическим утверждением, значительно сужающим методологию Гумилёва.Из анализа трудовученого можно сделать вывод, что это был хотя и спорный, но совершенно оригинальныйподход к проблемам этногенеза и становления государственности великороссов.По мнению Гумилёва, великороссы– особый этнос сложившийся на основе тюрк-ско-славянского слияния, под мощным воздействием пассионарного тол-чка. Этот тезис- своею рода обоснование русского контроля над землями, населенными тюркскимиэтносами. И сплав этносов мог образоваться как симбиоз, порожденный специфическим сочетанием Леса иСтепи. Тесный союз Леса иСтепи предопределил сущность цивилизации,культуры, стереотипов поведения великороссов.
Этносы имеют системную природу, в связи счем Гумилёв пишет: «Это значит, что в основе этносов лежит не похожесть особейего состав-ляющих, а связи, цементирующие коллектив и простирающиеся на природные особенности населяемого данным коллективомландшафта»1.
Как влияет тот или иной ландшафт (т.е. месторазвитие)на форми-рование этносов? На этотвопрос русский ученыйотвечает так:
«Степные просторы... всегда были удобны для развития скотоводства. Поэ-тому в Восточную Европу переселялись азиатские кочевники... Они вступали в военные и хозяйственные контакты со славянами, хозяйство которых базиро-валось на лесных массивах. Однако кочевое хозяйство не может существовать вне связи с земледелъческим, потому что обмен продуктами одинаково важен для обеих сторон. Поэтому мы наблюдаем постоянные примеры симбиоза».
Гумилёв выделяет три основных формы контактов этносов: симбиоз, ксения и химера.
Симбиоз- сочетание этносов, при котором каждый занимает свою эко-логическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое националь-ное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он повышает жизненные возможности народов, делает могу-щественными страны.
Ксения- сочетание, при котором один этнос - «гость», вкрапление в теле другого. «Гость» живет изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина».Присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но ког-да «гость» начинает утрачивать свою изолированность, сочетание этносов чаше всего превращается в химеру.
Химера- соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплимен-тарностью. (несовместимостью ценностей), живут перемешавшись, прони-зывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь иразрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада этносов может длиться 150-200 лет и более.
По мысли Гумилёва, экономико-географическоеединство региона, в котором сочетаются зональные и азональные (речные долины) ландшаф-ты, определяло необходимость создания целостной системы, где части не противостоят друг другу, а дополняют одна другую. Он ссылаетсяна исследование А.Ю. Якубовского, который писал:«Русская буржуазная историография... не сумела заметить тогофакта, что для отношений междурусскимикняжествами и половецкойстепью более характерными и нормальнымиявляются не война и набеги, а интенсивный товарообмен».
Русская земля в XIIв. была вместилищем многих этносов, но сла-вяне были ведущим, наиболее инициативным этносом,восприимчивым к византийской культуре.Они моглиуспешно противостоять другим этносам - более агрессивным, с более низким уровнем культуры.Но шло соперничество и между славянскими субэтносами, например киево-волын-ским и чернигово-северским.Инициаторами междоусобицбыли не князья Рюриковичи, а люди, их окружающие, которые кормили князей,боролись за властьв своемкняжестве и за властьв других княжествах Руси.Таким образом,Русь и завоеванная Степь составляли в XII в. единое, хотя и не централизованное государство,впавшее в XIII в. в состояние глубокого кризиса.
При постоянном взаимодействии «истории природы и истории людей» - Леса и Степи - русичи выступаликак представители Леса, который не только кормил,давал материал длясооружения жилищи поселений («деревня»- «дерево»), но и позволял укрыться отконницы неприятеля, а кочевники - как представители Степи, которая их кормила, даваламесто для огромноймассы людей. В связис этим представляет большой интерес научно-историческийи геополитический анализпроблемы соотношения Леса и Степи в романеДмитрия Балашова «Младший сын». Там, в частности, есть такие рассуждение:
«Восток безмерен. Он бесконечен,как песок... Запад вседневен.Города,городки... А там(Восток) - море. Тьма там. Тысячелетия. Безимен, безлиц.
Оттуда исходит дух силы. Закручивает столбом и несет, и рушитвсе на своем пути, и вздымает народы,словно сухой песок, и уносит с собой...
Этосмерч.Пройдет, и на месте городов - холмы, и дворцы поверженыв прах, и иссохлиарыки, и ворон каркает над черепами владык,и караваны идут по иному пути…
И из пустоты, из тишины степей исходят тьмы и тьмыи катятся по земле, неостановимые, как само время...
Это смерч. Сгустившийсявоздух. Дух силы.Сгустившаяся пустота степей».
Ибезусловно, при столкновении этносов Леса и Степи меняется социальная иэтническая психология, мотивы поведения и цели.