Бодибилдинг в семидесятые годы

В 1970 году наступил мой звездный час. Я завоевал титулы "Мистер Мир" по классификации ССЛ, "Мистер Вселенная" по классификации САБ и "Мистер Олимпия" по классификации МФБ. Наконец-то я победил всех и теперь считал, что по праву могу называть себя чемпионом мира. 1971 год ознаменовался высшей точкой в замечательной карьере Билла Перла. Билл впервые завоевал титул "Мистер Америка" в 1952 году, затем побеждал в соревнованиях на титул "Мистер Вселенная" в 1961, 1963 и 1967 гг. На чемпионате "Мистер Вселенная" 1971 года, через девятнадцать лет после своего первого титула "Мистер Америка", он вернулся и нанес поражение самому Серджио Оливе. Так он доказал, что является одним из величайших культуристов всех времен. К сожалению, Билл не стал выступать на конкурсе "Мистер Олимпия" в том же году, поэтому мне так не представилось случая посостязаться с ним, и мы так и не разобрались, кто из нас смог бы стать главным чемпионом.

Позирование с Дейвом Дрейпером и Регом Парком на конкурсе "Мистер Олимпия" в 1970 г.

Билл Перл

Я завоевывал титул "Мистер Олимпия" шесть раз в 1970–1975 гг., но это не значит, что я не встречал достойного сопротивления. К примеру, в 1972 году грозный Серджио вызвал меня на поединок, о котором говорят до сих пор. В те годы взошла звезда Сержа Нюбре, и на конкурсе "Мистер Олимпия" 1973 года он произвел потрясающее впечатление своей способностью создавать необыкновенный размер и рельеф мускулов при довольно изящном телосложении.

В 1973 году на сцене появился новый «монстр». Луи Ферриньо завоевал титул "Мистер Вселенная" и дал всем понять, что на горизонте появился сильный соперник. Луи снова стал "Мистером Вселенная" в следующем году, а затем принял участие в конкурсе "Мистер Олимпия". Он признавал, что всегда относился ко мне с некоторым трепетом, но это не помешало ему сделать все возможное, чтобы отобрать у меня почетный титул.

Джо Вейдер вручает призы победителям 1973 года: Кену Уоллеру ("Мистер Мир"), Луи Ферриньо ("Мистер Америка") и мне ("Мистер Олимпия")

Позирование с Сержем Нюбре и Франко Коломбо на конкурсе "Мистер Олимпия" в 1973 г.

"Мистер Олимпия" 1974 г., с Луи Ферриньо и Джо Вейдером .

"Мистер Олимпия" 1975 г., с Сержем Нюбре , Луи Ферриньо и Беном Вейдером .

"Мистер Олимпия" 1975 г., с Франко Коломбо .

Франко Коломбо

Конкурс "Мистер Олимпия" 1975 года, пожалуй, был кульминационным моментом в истории этих великих соревнований. Ферриньо вернулся, решительно настроенный на победу; Серж Нюбре тоже вернулся и находился в превосходной форме. Впервые шесть или семь бывших чемпионов состязались за этот титул, и я особенно горжусь своей победой, после которой надолго отошел от соревнований.

В следующем году произошло поистине грандиозное событие в истории бодибилдинга. Титул "Мистер Олимпия" завоевал Франко Коломбо — первый спортсмен небольшого роста, которому удалось добиться такого успеха. До тех пор обычно побеждали рослые участники, но начиная с 1976 года рост перестал играть решающее значение. Главными слагаемыми успеха стали мускулистость и практически полное отсутствие жировых отложений, что требовало почти научного подхода к тренировкам и строгой диеты. В конце 70-х Фрэнк Зейн достиг зенита своей славы, завоевав подряд три титула "Мистер Олимпия" благодаря своему необыкновенно эстетичному телосложению. Робби Робинсон тоже достиг мирового класса и демонстрировал эстетические качества наряду с прекрасно развитой мускулатурой. С другой стороны, когда Кэл Шкалак стал чемпионом на конкурсе "Мисс Вселенная" в 1976 году, это было достигнуто скорее за счет невероятного развития мышечной массы, чем за счет симметричного развития, как у Фрэнка Зейна.

В 1980 году я вернулся к соревнованиям и победил на конкурсе "Мистер Олимпия" в Сиднее. Трудно было поверить, что соперничество может достичь такого размаха или что мне придется выдержать столь жесткую конкуренцию с культуристом низкого роста, каким был Крис Дикерсон. Повсюду я видел примеры когда-то немыслимого развития отдельных групп мышц — от бедер Тома Платца до широчайших мышц спины Роя Каллендера, — умопомрачительную рельефность, невероятную плотность. Моя карьера была более долгой, чем у большинства культуристов (отчасти в силу того факта, что я начал тренироваться еще в ранней юности), но в 1970-х годах растущая популярность бодибилдинга означала, что многие из звезд 60-х должны активно участвовать в соревнованиях, чтобы отстоять свои титулы против новых претендентов.

Фрэнк Зейн

Робби Робинсон

В 1970-х годах также возрос интерес к Международной ассоциации бодибилдинга как главной организации, объединяющей культуристов. Под руководством ее президента Бена Вейдера МФБ ныне включает более ста стран-участниц и стала шестой из крупнейших мировых спортивных федераций. Кроме того, конкурс на титул "Мистер Олимпия" теперь считается высшим профессиональным чемпионатом по культуризму, который можно сравнить с Уимблдонским теннисным турниром и открытым чемпионатом США по гольфу.

"ЛЮДИ, КАЧАЮЩИЕ ЖЕЛЕЗО"

Одним из факторов, оказавших наиболее сильное влияние на бодибилдинг в 1970-е годы, была книга "Люди, качающие железо", по которой впоследствии был снят фильм. Чарльз Гейнс и Джордж Батлер выбрали тему, о которой большинство людей не знало практически ничего, и сделали одной из самых горячо обсуждаемых в течение следующих десяти лет. Впервые широкая публика получила некоторое представление о том, что такое бодибилдинг и чем занимаются культуристы. Гейнс и Батлер смогли привлечь внимание людей к спорту, который долгое время находился в тени из-за кривотолков и неведения. Успех книги "Люди, качающие железо" не только придал моей карьере мощный толчок и помог культуризму пробиться в сетку спортивного вещания и крупнобюджетные кинофильмы, но также способствовал триумфальному переходу бодибилдинга из гимнастических залов при школах и университетах в такие культурные центры, как Оперный дворец в Сиднее и Музей Уитни в Нью-Йорке. Фотографии культуристов появились на бесчисленных журнальных обложках, а о бодибилдинге был написан ряд книг, которые впоследствии стали бестселлерами.

Наши рекомендации