Лекция 22 декабря 1912 г., Берлин

Я не буду говорить сегодня так, как это бывало в истекшие годы, о празднике Рождества в целом, я хотел бы отложить это до вторника. Зато я бы просил вас смотреть на то, что я буду излагать сегодня, как на своего рода рождественский подарок, как на то, что я с радостью хотел бы положить для ваших душ под елку, конечно, в качестве антропософского рождественского рассмотрения, которое в том важном, что мы можем воспринять благодаря ему, если мы правильно соединим его с нашей душой, быть может, еще долгое время сможет занимать нас в размышлении, в медитации. Вспомним в это рождественское время ту индивидуальность, которая для многих, правда, выглядит мифической или мистической, но с именем которой мы связываем - по крайней мере, привыкли определенным образом связывать - спиритуальные импульсы западной культурной жизни. Я имею в виду индивидуальность Христиана Розенкрейца.

С этой индивидуальностью Христиана Розенкрейца и ее деятельностью, начиная с 13 столетия, а мы часто характеризовали это, - связываем мы все то, что составляет для нас продолжение того Импульса, который был дан явлением Христа Иисуса на Земле и осуществлением Мистерии Голгофы. Уже излагалось однажды то, что мы можем назвать последней инициацией Христана Розенкрейца в 13 столетии. Сегодня будет говориться об одном деянии Христиана Розенкрейца, которое приходится приблизительно на конец 16 столетия; об одном деянии Христиана Розенкрейца, котopoe является весьма значительным для Импульса Христа, поскольку связывает с ним то, что было важнейшим деянием в истории развития человечества в последние времена перед Мистерией Голгофы.

Ко всем тем вещам, которые могут сделать хорошо понятным нам, каким решающим событием в земной истории человечества была Мистерия Голгофы, ко всему этому принадлежит деяние другого основателя религий, деяние Готамы Будды. Восточное мировоззрение передает нам, как в той жизни, о которой обычно рассказывается именно как о жизни Будды, Готама Будда на двадцать девятом году своей жизни возвысился от Бодисаттвы до Будды. Мы часто подчеркивали также все значение, мировое значение того, что доносится до нас как первое деяние Будды, ставшего из Бодисаттвы Буддой, подчеркивали все значение «проповеди в Бенаресе» Все это глубоко запечатлено в нашей душе Лишь об одном мы вспомним особо в нынешний день: что означает в великой мировой взаимосвязи, что Бодисаттва возвысился до степени Будды Восточное учение, а так же все то, чему учит нас западный оккультизм об этих феноменах, гласит: «человеческое существо, поднимаясь от Бодисаттвы до Будды, не нуждается впредь в возвращении на нашу Землю в человеческом плотском теле, однако, возвысившееся до достоинства Будды такое существо может действовать далее в чисто спиритуальных мирах. И мы полностью признаем как действительную для нас истину, что человеческая индивидуальность, которая в последний раз была на земле Готамой Буддой, продолжить в спиритуальных высях, действуя далее в развитии человечества из этих спиритуальных высей, посылая из этих спиритуальных высей в развитие человечества свои импульсы, свои силы для дальнейшего развития, устроения человечества.

Мы подчеркивали важное деяние, которое совершил Будда в качестве вклада, который ему надлежало внести в Мистерию Голгофы. Мы вспоминали о прекрасной легенде, прекрасном повествовании, которое мы находим в Евангелии Луки о том, как пастухи собрались, когда родился описываемый в этом Евангелии Иисус. Мы знаем, что легенда рассказывает об ангельском пении, которое раздавалось при этом рождении и которому пастухи внимали в своих доверчивых, в своих чутких душах. Мы тогда указали, откуда шло это пение: «Откровения расскажут о Божественном в Высях, и мир настанет на Земле для людей доброй воли». - Это было пение об откровении божественно-духовных сил в спиритуальных мирах и об их отблеске в сердцах людей доброй воли. Мы подчеркивали, что то, что раздавалось тогда как песнь мира, было именно вкладом Будды из спиритуальных высей в Мистерию Голгофы. Ибо Будда соединился с астральным телом того Иисуса, который выступает навстречу нам в Евангелии Луки. И то, что Евангелие передает как ангельское пение, есть втекание Евангелия мира Будды в то деяние, которое затем должно было быть исполнено Христом Иисусом. Будда вещал тогда при рождении Иисуса, и то, что явилось подобно ангельскому пению пастухам, было тем, что как послание мира и общечеловеческой любви из древних дохристианских времен должно было быть воспринято также и в Миссию Христа Иисуса.

Но и затем оставалось действующим в поступательном потоке христианского развития на Западе то, что может быть названо Сущностью Будды. Особенно следует подчеркнуть одно деяние этого Будды, который впоследствии уже не действовал в человеческом теле, а действовал в духовном теле, как действовал он при рождении Иисуса, он действовал воспринимаемый теми, кто благодаря какому-либо роду инициации был в состоянии вступать в отношение не только с физическими людьми, но и с великими, высокими вождями и учителями, приближающимися к людям в чисто духовных телах.

Несколько столетий, ряд столетий спустя после того, как совершилась Мистерия Голгофы, на юге России, в области Черного моря процветала одна мистериальная школа. Значительные учителя были в той мистериальной школе. Здесь можно лишь намекнуть, - и намекнуть наполовину образно, - что же, в сущности, происходило там. Среди учителей, действовавших там в физическом теле, был также один, который действовал не в физическом теле, но мог приближаться лишь к тем ученикам и воспитанникам, которые могли вступать в отношение и в связь еще и с теми водителями и учителями, которые не были воплощены в физическом теле, а выступали в мистериях лишь в духовном теле. И вот, среди этих учителей, выступавших тогда в духовном теле в названном месте мистерий, находилась та же самая Сущность, о которой нам рассказывается как о Готаме Будде. Тогда, в 7, 8 столетии после Мистерии Голгофы эта сущность имела одного значительного ученика. Будда в его действительной сущности нисколько не помышлял тогда о распространении в старой форме того, что называют буддизмом, а шел в ногу со всей эволюцией, со всем развитием. Он воспринял Импульс Христа и сам участвовал, как мы видели, в Импульсе Христа. И лишь в настроении, в основном характере того, что он должен был давать в указанном мистериальном центре, выразилось то, что еще должно было перейти из древнего течения Будды. Но это выражалось так, что было полностью облечено в христианское настроение, в христианское одеяние. Можно как бы сказать после того, как Будда стал существом, которому не нужно уже инкарнироваться в человеческом теле, он стал помогать христианской эволюции из спиритуального мира. - И один верный ученик глубоко воспринял тогда то, что Будда мог дать в то время, глубоко воспринял нечто, что не могло стать всеобщим достоянием человечества, но что было чем-то вроде соединения учения Будды с учением Христа. – Это была абсолютная отдача тому, что является сверхчувственным у человека, отрешенность от непосредственной связи с чувственно-земным, посвящение всего себя - причем не посредством рассудка, разума, а с помощью сердца, - душевное посвящение себя тому душевно-духовному, что есть в мире, удаление от всего внешнего в мире, преданность всей душой духовному и его тайнам. И когда та душа, которая была тогда душой ученика Будды и Христа, которая, так сказать, узнала о Христе через Будду, когда она вновь появилась на Земле, она была воплощена в человеке, которого мы знаем из истории развития человечества под именем Франциска Ассизского И тот, кто исходя из оккультных глубин развития человечества, захочет узнать во всем ее душевном своеобразии фигуру Франциска Ассизского, пусть познакомится, - если захочет понять у Франциска Ассизского своеобразный склад его жизни, особенно в связи с тем, что так значительно и могуче выступает у него нам навстречу, поскольку он одновременно столь чужд миру и столь далек от всего, переживаемого непосредственно чувственно, - пусть познакомится он с тем, что в своей предыдущей инкарнации Франциск Ассизский был, как указано, христовым учеником Будды в указанном мистериальном центре.

Так - незримо и сверхчувственно - действовала Сущность Будды далее в том, что благодаря Мистерии Голгофы вступило в развитие человечества. Но именно на примере Франциска Ассизского может быть хорошо видно, каким было бы во все последующие эпохи это воздействие Будды, если бы не произошло ничего иного, кроме того, что Будда продолжал бы действовать так, как действовал он в том деянии, которое мы только что охарактеризовали и которым он подготовил Франциска Ассизского к его миссии. Если бы он действовал так и далее, появилось бы много, много людей с образом мыслей и настроением Франциска Ассизского. Они сделались бы учениками Будды, последователями Будды внутри христианства. Но то, что как настроение Будды продолжало бы жить в тех, кто стал последователем Франциска Ассизского, не смогло бы соединиться со всем тем, что должна была требовать от человечества современная эпоха уже на заре новой духовной жизни.

Припомним еще раз, как мы изображали прохождение человеческой души через различные регионы мира между смертью и новым рождением. Вспомним, что эта человеческая душа должна проходить между смертью и новым рождением через то, что мы называем планетарными сферами, что она должна продвигаться в дали мирового пространства. Вспомним, что между смертью и новым рождением мы действительно становимся последовательно обитателями Луны, Венеры, Меркурия*, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна, становимся обитателями звездного неба, чтобы затем снова удалиться, сжимаясь, из этих миров, чтобы с помощью какой-либо родительской четы вновь воплотиться и пережить то, можно пережить на арене Земли, тогда как за пределами земного пространства мы осуществляем то, что должны совершить будучи обитателями других миров. /*Такова последовательность планет в тексте оригинала. - Примеч. перев./ О каждой душе, вступающей через рождение в бытие, мы можем сказать, что со времени последней смерти она прошла через различные переживания, какие могут быть пройдены там, в звездном небе. Через рождение мы вносим в бытие силы, переживаемые нами в различных областях звездного неба.

А теперь посмотрим, как протекает жизнь уже на Земле, как при каждой новой инкарнации, при каждом новом воплощении здесь на Земле человек находит Землю изменившейся, как он переживает всё новое. Вспомним, что в своих различных инкарнациях человек пережил дохристианские эпохи, что он был снова инкарнирован после того, как Мистерия Голгофы заняла место в развитии человечества и как импульс продолжала действовать в дальнейшем развитии человечества. Представим интенсивно в душе, что Земля проходила развитие, нисходя из Божественно-духовных Высей до известного самого низкого пункта; что затем с развитием соединилось то, что мы можем назвать Импульсом Мистерии Голгофы и что с того момента осуществляется восходящее развитие Земли, которое находится теперь лишь в самом начале, но которое пойдет далее, если люди воспримут в их души импульсы из этой мистерии, так что позднее они снова поднимутся до той ступени, на которой они стояли прежде, чем произошло искушение Люцифером. Уясним себе, что - исходя именно из глубочайших условий развития - мы находим земное развитие все снова иным, когда через рождение возвращаемся в земное бытие.

Но так же обстоит дело и тогда, когда между смертью и новым рождением мы вступаем на другие мировые тела. Да, эти мировые тела также проделывают развитие. Они проделывают прямо-таки эволюцию, нисхождение и восхождение в своем развитии, как и сама наша Земля. И всякий раз, когда после смерти мы вступаем на какое-либо мировое тело - Марс, Венеру или Меркурий, - мы встречаем иные условия, а встречая такие иные условия, мы воспринимаем также и иные переживания, иные импульсы от этих мировых тел и приносим назад всякий раз иные импульсы, скажем, от Меркурия, от Венеры и так далее; ибо мы воспринимаем там все те импульсы, которые через рождение мы затем снова вносим в бытие. Мы приносим с собой в душе всякий раз иные внутренние силы, поскольку другие мировые тела также проделывают свою эволюцию. Сегодня, когда благодаря глубокому значению праздника Рождества мы, так сказать, обращаемся мыслями к существу мирового пространства, к духовному существу самого мирового пространства, сегодня давайте вспомним в особенности о некотором развитии, которое представляется оккультному исследованию, когда это оккультное исследование действительно проникает до известной глубины в то, во что оно может проникнуть, - в существо других миров, которые связаны с другими планетами, другими планетными системами так, как духовная жизнь Земли связана с земной планетой. Как в духовной жизни Земли имеет место нисходящее развитие вплоть до Мистерии Голгофы, а начиная с нее - подъем, который только замаскирован, скрыт ныне, потому что Импульс Христа должен все более и более пониматься и потому что тогда люди будут проходить уже восходящее развитие, так имело место - и на этом мы остановим внимание - восходящее и нисходящее развитие и на Марсе, на арену которого мы также вступаем между смертью и новым рождением. Это происходило как раз до 15, 16 столетия, когда Марс проходил такое развитие, что то, что дано было ему вначале из спиритуальных миров, находилось в нисходящем развитии. Как земное развитие было нисходящим вплоть до начала нашего летоисчисления, так вплоть до 15, 16 столетия нисходящим было развитие Марса. Оно обязано было стать восходящим, должно было стать восходящим, ибо это нисходящее развитие проявлялось в своих следствиях наверху. Ведь как люди мы приносим с собой из звездных миров импульсы, силы, когда через рождение мы снова вступаем в земное бытие, и среди различных сил также и силы Марса. На одной индивидуальности мы можем особенно отчетливо увидеть, как изменилось то, что приносят с Марса на Землю.

Ведь всем оккультистам известно, что тя же самая душа, которая выступила в Николае Копернике, чтобы, так сказать, вызвать утреннюю зарю нового племени, была воплощена прежде с 1401 по 1464 год в кардинале Николае Кузанском. Но сколь различны обе чти личности, которые в известном отношении таили з себе одну и ту же душу! Николай Кузанский, в 15 столетии целиком предавшийся спиритуяльным мирам, коренящийся в своих созерцаниях в спиритуальных мирах - и вызывающий при своем новом появлении тот могучий переворот, который мог быть вызван только благодаря тому, что из созерцання мирового пространства, планетной системы было выброшено все, что было спиритуально, и внимание было сосредоточено лишь на внешних движениях и внешних соотношениях небесных тел! Почему же для одной и той же души, которая, будучи на Земле Николаем Кузанским, была целиком еще, предана спиритуальным мирам, возможно было, появившись в следующем воплощении, столь абстрактно, математически, чисто пространственно-геометрически мыслить небесные соотношения? Это было возможно потому, что проходя в промежутке между земной жизнью Николая Кузанского и жизнью Коперника сферу Марса, люди попадали как раз в упадочное состояние Марса. С Марса не приносили сил, которые инспирировали бы души в их земной жизни для полета в выси духовных миров. В таких душах, которые проходили Марс именно в это время, жило только то, что находилось в физически-чувственном. Если бы всё на Марсе происходило так и дальше, если бы Марс остался в своем нисходящем развитии, то души приносили бы от этого мирового тела только то, что они способны были бы делать здесь на Земле для чисто материального восприятия мира. Но благодаря тому, что происходило из нисхождения Марса, возникло современное естествознание: это изливалось в души так, что повело от триумфа к триумфу в области материального познания мира, и в дальнейшем развитии человечества это продолжало бы действовать только в духе всего того, что могло стать материалистическим естествознанием, что могло стать основой индустрии и торговли, внешнего построения земной культуры.

Вполне возможным стало бы, что тому классу людей, который развился благодаря тому, что он целиком находится под влиянием отсутствия определенных старых сил Марса, который, следовательно, был бы предан лишь внешней культуре, противустал другой класс людей, класс людей из одних только последователей Франциска Ассизского или перенесенного в христианство буддизма. Сущность, подобная Сущности Будды, - продолжавшая действовать указанным сегодня образом вплоть до Франциска Ассизского, - сама сумела бы образовать противовес на Земле чисто материалистическому пониманию мира, вливая в души могучие силы. Однако эти силы привели бы к тому, что образовался бы класс людей, которые могли бы вести лишь монашескую жизнь наподобие Франциска Ассизского, и что лишь этот класс мог бы подниматься в спиритуальные выси.Если бы все осталось так, человечество все больше и больше подразделялось бы на два класса: с одной стороны, на тех, которые отдавались бы материальной жизни, поскольку этот класс стал необходим уже на Земле для продолжения внешней материальной земной культуры, и благодаря продолжающему действовать импульсу Будды выделены были бы ценители, попечители и хранители спиритуальной культуры. Но эти последние не смогли бы соучаствовать, - как не смог соучаствовать Франциск Ассизский, - во внешней материальной культуре, и всё резче и резче разделялись бы эти две категории людей. И когда можно стало пророчески предвидеть, что должно было бы наступить нечто в этом роде, то задачу той индивидуальности, которую мы чтим под именем Христиана Розенкрейца, составило не допустить, чтобы земное развитие происходило так, чтобы могло произойти подобное расщепление земного развития Ведь Христиан Розенкрейц чувствовал миссию предоставить каждой человеческой душе, находящейся на том или ином плане в современной жизни, возможность подняться в спиритуальные выси. Ведь мы всегда подчеркивали, - и в моем сочинении «Как достигнуть познаний высших миров?» это подчеркнуто, - что наша цель в западном оккультном духовном развитии заключается в достижении подъема в спиритуальные миры не путем обособления от жизни, не путем аскетического обособления от жизни, a в предоставлении возможности того, чтобы каждая душа, где бы она ни стояла, из самой себя могла бы найти подъем в духовный мир. Чтобы подъем в духовные миры был соединим со всякой иной жизненной позицией; чтобы это могло наступить так, чтобы человечество не распалось на две отделенные друг от друга категории, из которых одна предалась бы лишь внешней индустриальной, коммерческой, мате риальной культуре и благодаря этому становилась бы все более остроумной, но тем не менее все более животной и материалистической, тогда как другая все более и более обособлялась бы и вела бы жизнь в духе Франциска Ассизского; чтобы этого не произошло, - вот что составляло заботу Христиана Розенкрейца по мере приближения нового времени, которое должно было вызвать материалистическую культуру, где все души должны были приносить с собой силы Mapcа, находившиеся в нисхождении. А поскольку в душах не могло находиться того, что воспрепятствовало бы этому расщеплению, то от сил Марса также должно было придти к человеку побуждение всеми силами своей души выступить за спиритуальное, за духовное Человечество должно было бы научиться хорошо мыслить естественнонаучно, естественнонаучно рассматривать мир создавать себе идеи и понятия о мире целиком по образцу современных естественнонаучных мыслей, но оно должно было одновременно сохранять в душе возможность спиритуального углубления, спиритуальной выработки идей, чтобы обрести путь от естественно научного воззрения на мир к спиритуальный высям. Эта возможность должна была быть создана! И создана была от Христианом Розенкрейцем, который в конце 16 столетия собрал вокруг себя отовсюду, со всей Земли своих верных для участия в том, что хотя совершается пространственно от звезды к звезде, но подготавливается тем не менее в свя-щенных мистериальных центрах, там, где на мировых телах осуществляется работа, ведущая за пределы мировых тел к вселенской культуре, а не только к планетарной культуре Христиан Розенкрейц собрал вокруг себя тех, кто был собран также при его инициации в 13 веке. Среди них находился также и тот, кто в давнее время стал его учеником и другом, кто некогда был инкарнирован на Земле, а теперь уже не нуждался в появлении на земле - Готама Будда, та духовная Сущность, каковой он был после того, как стал Буддой. Он был учеником Христиана Розенкрейца! И для того, чтобы всё, что могло произойти благодаря Будде, приняло такой оборот, чтобы перейти в миссию, которая была только что описана как миссия Христиана Розенкрейца в то время, для этого в совместном деянии Христиана Розенкрейца и Сущности Будды Будда был перенесен от чисто земной деятельности к деятельности космической. Готама Будда, - или, в сущности, индивидуальность Готамы Будды, - стал благодаря тому, что он смог воспринять из импульсов Христиана Розенкрейца, способен к следующему... - позже мы когда-нибудь подробнее поговорим об отношениях между Готамой Буддой и Христианом Розенкрейцем, ныне надо лишь указать, что благодаря этим отношениям индивидуальность Будды действительно не действовала уже на Земле так, как она когда-то учила в мистериальном центре на Черном море, - Будда покинул сферу непосредственной деятельности на Земле и перенес сферу своей деятельности на Марс. Так что в начале 17 столетия на Марсе имело место нечто подобное тому, что в начале восходящего развития Земли совершилось в Мистерии Голгофы. Под влиянием Христиана Розенкрейца произошло то, что можно назвать Явлением Будды на Марсе. Этим было положено начало восходящей культуре Марса. С того времени на Марсе началось восходящее развитие, как на Земле вместе с Мистерией Голгофы началась восходящая культура.

Так Будда стал для Марса таким же Искупителем, Спасителем, каким стал Христос Иисус на Земле Подготовкой к этому было для Будды то, чему он учил, будучи Буддой, - учение о Нирване, неудовлетворенности Землей, освобождении от земных инкарнаций. То, чему он так учил, было подготовлено за пределами Земли, но в земных целях. Надо заглянуть в душу Будды, постичь «проповедь в Бенаресе», постичь, как подготовительно в ней обнаруживает себя иная деятельность, нежели просто разыгрывающаяся на Земле, и тогда поймешь, сколь мудр был договор между Христианом Розенкрейцем и Буддой, вследствие которого в начале 17 столетия Будда покинул место своего действия на Земле, где в земной сфере, но именно из духовных миров, он мог бы воздействовать на человеческие души между смертью и новым рождением, чтобы отныне действовать для человеческих душ между смертью и новым рождением на арене Марса. Вот то значительное, что было вызвано, можно сказать, перенесением с Земли на Марс праздника Рождества. Так что с тех пор все души людей в определенном смысле проходят своего рода исповедывание Франциска Ассизского, а через него косвенно - и Будды; но люди проходят его не на Земле, все люди проходят - если выразиться парадоксально - свое монашество, свою приверженность Франциску Ассизскому на Марсе и оттуда приносят себе силы на Землю. Благодаря этому они в виде дремлющих сил могут обладать в своих душах тем, что они добыли там, в какое бы положение они ни были поставлены, и не нуждаются в превращении в монахов, чтобы переживать что-либо в качестве, например, особых учеников Франциска Ассизского. Последнее было предотвращено тем, что Будда был отослан в космические миры в согласии с Христианом Розенкрейцем, действовавшим теперь на Земле без Будды Если бы Будда действовал далее в сфере Земли, он мог бы достигнуть только того, что вызвал бы к жизни буддийских или францисканских монахов, а другие души отдались бы тогда материальной культуре. Но благодаря тому, что имела место своего рода «Мистерия Голгофы» для Марса, души людей за пределами Земли - в сфере, где они не находятся в земной инкарнации - переживают то, в чем они нуждаются для дальнейшей земной жизни, что должно быть воспринято в души как подлинный элемент Будды и что в христианскую эпоху может быть воспринято только между смертью и рождением.

Мы находимся здесь непосредственно у порога великой тайны, тайны, принесшей импульс, который продолжает действовать в развитии человечества О, тот, кто действительно понимает это развитие человечества, знает, что всё, что когда-либо выявилось на нашей Земле, правильным образом постоянно включается в общий поток развития человечества Мистерия Голгофы Марса была иной, чем на Земле, - не столь могучей, не столь радикальной, не ведущей к Смерти. Но вы сможете получить представление о ней, если представите себе, что значит, что тот, кто был величайшим владыкой мира и любви, носителем сострадания на Земле, был перенесен на Марс, чтобы действовать по главе всей эволюции Марса. Это не мифология, Марс получил свое имя по той причине, что является планетой, на которой силы, находящиеся там, больше всего воюют друг с другом. А Миссия Будды состоит в том, что он должен был «распять» себя на арене этой планеты, где находятся большей частью воинственные силы, хотя они там и вполне психически-спиритуальной природы.

Так стоим мы перед деянием того, кто имел задачей правильно воспринять и продолжить импульс Христа и бить великим служителем Христа Иисуса Так стоим мы перед тайной Христиана Розенкрейца находим его столь мудрым, что другие импульсы подготавливавшие Мистерию Голгофы, как бы выстраивающиеся в развитии человечества вокруг Мистерии Голгофы, - он - насколько это от него зависит - строгим образом включает во всё развитие человечества.

Такое дело, какое изображено было теперь, нельзя воспринимать просто в словах и идеях, но его не обходимо почувствовать в его глубине и всей его широте всей своей душой и всем своим сердцем. Надо почувствовать, что это значит - знать: «вместе с силами, которые мы вносим теперь в наш нынешний цикл (развития) человечества, когда через рождение идем к земной инкарнации, находятся также и силы Будды». Туда, где мы проходим жизнь между смертью и новым рождением, они были перенесены, что бы мы правильно вступали в земную жизнь; ибо в пределах земной жизни, жизни между рождением и смертью, наша задача состоит в том, чтобы при обрести правильное отношение к Импульсу Христа к Мистерии Голгофы. Мы можем достигнуть этого, только если правильно взаимодействуют все импульсы. Христос нисшел из других миров и соединился с эволюцией Земли. Он должен дать здесь людям величайшее, что как импульс может соединиться с человеческой душой. Но это может произойти только в том случае, если силы, связанные с развитием человечества, в надлежащем для всех них месте вступят в это развитие человечества. Великий Учитель Нирваны, призывавший людей освободить их души от влечения к перевоплощению, не должен был действовать там, где человек должен входить в новое воплощение, но согласно великому плану, который ткется Богами, но в котором должны участвовать люди, поскольку они служат Богам, согласно этому плану этот великий Учитель должен был действовать далее в жизни, находящейся всегда по ту сторону рождения и смерти.

Попробуйте почувствовать теперь внутреннюю оправданность такого представления, попытайтесь проследить с помощью этой идеи ход развития человечества, чтобы понять, почему Будда должен был предшествовать Христу Иисусу, и как действовал он после того, как Христов Импульс влился в эволюцию человечества. Попробуйте переработать это, и тогда вы в верном свете увидите начавшееся в 17 столетии новое развитие человечества, новое духовное развитие, в котором находитесь и вы сами, поскольку вы увидите, как воспринимают души людей силы, которые они должны нести далее, прежде чем через рождение вступят в бытие.

Вот то, что сегодня, в полный значения праздничный день я хочу как бы положить под елку не в качестве непосредственно рождественской лекции, но как своего рода Христов дар, который я должен сделать вам, говоря о Христиане Розенкрейце. Быть может, некоторые или многие из вас примут это так, как это и было задумано, - как укрепление сердца, как укрепление сил души, в котором мы нуждаемся, если хотим уверенно жить нашей душой среди той гармонии и дисгармонии, которую предлагает нам жизнь И если именно в рождественские дни в сознании нашей связи с великими мировыми силами мы сможем воспринять такое усиление и укрепление души, тогда, может быть, вместе с таким праздничным подарком, что кладется под елку, мы возьмем из такого, как это, места для антропософской работы и то, что останется живым в течение всего года и что мы должны проработать, но что нам удастся проработать лучше, если с помощью такого поощрения мы сможем прожить жизнь между этим и следующим Рождеством.

ПРИМЕЧАНИЯ

В ходе лекционной деятельности Рудольфа Штейнера, обнимающей собой период приблизительно с 1899 по 1924 год, тема розенкрейцерства и его основателя, Христана Розенкрейца, звучала на протяжении многих лет и заняла одно из центральных мест: в розенкрейцерстве 14-18 веков подготавливалась современная духовная наука, методические основы которой, как и ее самое, развивал Рудольф Штейнер.

Ядро лекций на данную тему составляют три лекции, прочитанные Рудольфом Штейнером в 1911 и 1912 годы в Невшателе в Швейцарии, но к ним примыкает целый ряд лекций в других городах Европы, читанных перед другой аудиторией, иногда в иной связи и контексте. Они приводятся в Дополнениях и содержат сведения, отчасти известные уже из невшательских лекций, но отчасти и новые и, наконец, - что особенно ценно, - вводят оттенки, детали, отсутствующие в лекциях в Невшателе. Это позволило включить ряд их, несмотря на некоторые повторы содержания лекций в Невшателе, в настоящий сборник.

Название сборнику, не исчерпывающему, однако, всех тех лекций Рудольфа Штейнера, где содержится упоминание о Христиане Розенкрейце, дано издательством. Названия отдельных лекций принадлежат Марии Яковлевне Сиверс-Штейнер, осуществившей их первую публикацию (главным образом в 1947 г.), или Издательству имени Рудольфа Штейнера в Дорнахе (Швейцария), продолжившему начатую ею работу. Вошедшие в сборник лекции взяты, в основном, из 130-го тома Полного собрания сочинений (ПСС) Рудольфа Штейнера, издание которого осуществляется в Дорнахе...

Только более поздние лекции стенографировались Лекции более ран-

ние сохранились в записях разных слушателей, которыми дорнахское издательство располагало и пользовалось для установления наиболее точного и полного по содержанию текста. Сами лекции, очевидно, звучали несколько иначе.

Предаваемые здесь впервые гласности переводы лекций Рудольфа Штейнера на русский язык следуют текстам оригинала и выполнены при издательстве «Дамаск». При этом учитывались, когда было возможно, переводы, существовавшие в частном обращении и ранее.

Примечания к отдельным лекциям, сделанные издателями переводов, помечены *. Остальные примечания принадлежат издателям Полного собрания сочинений.

К трем лекциям в Невшателе. - Перевод выполнен по второму изданию т.130 ПСС «Эзотерическое христианство и духовное водительство человечества», Дорнах, 1977.

К лекции 27 сентября 1911 г.

С.5. Христиан Розенкрейц. - Личность, считающаяся в науке легендарной. Первое упоминание о «ей относится к 1604 г., когда Валентином Андрее, лютеранским пастором в Вюртемберге, было написано анонимно изданное затем в 1616 г. в Страсбурге сочинение «Химический брак Христиана Розенкрейца 1459 года». Краткое жизнеописание Христиана Розенкрейца содержится в двух анонимных розенкрейцерских сочинениях - «Fama Frateraitatis или Откровение Братства высокочтимого Ордена Р. К», Кассель, 1614 и «Confessio Fraternitatis или Исповедание славного Братства высокочтимого Кре-ста с Розами», Кассель, 1615

С.6. В своих последних экзотерических высказываниях... - Очевидно, Рудольф Штейнер имеет здесь в виду передаваемые в литературе слова, сказанные графом Сен-Жерменом в Вене в 1790 г.: «В конце столетия я удалюсь из Европы и отправлюсь в область Гималаев. Я буду отдыхать, я должен отдохнуть Через 85 лет меня будут видеть каждый день» В 1875 г, то есть ровно 85 лет спустя после того, как было сделано это высказывание, было основано Теософское общество.

Гинрикус Мадатанус, теософ - Анаграмматический псевдоним последователя Парацелься Адриана а Мунзихта, ок. 1590-1638. Его сочинение «Тайные фигуры розенкрейцеров» было издано в Альтоне в 1785 - 88 гг

Елена Петровна Блаватская, урожд Ган, 1831. Екатеринослав - 1891, Лондон В l875 г. в вместе с полковником Г.Олькоттом основали в Нью-Йорке Теософское общество, чей центр вскоре переместился в Адьяр (под Мадрасом в Индии) Ее книга «Изида без покрывала» вышла в первый раз по-английски в двух томах в Нью-Йорке в 1877 г. В русском переводе известна под искаженным названием <Разоблаченная Изида» *

С. 8. задача пятой послеатлантической культурной эпохи. - Согласно исследованиям Рудольфа Штейнера, после гибели континента Атлантиды человечество проходит в своим развитии через семь последовательно сменяющих друг друга культурных эпох продолжительностью в 2160 лет каждая. Пятая из них началась в 1413 году и характеризуется развертыванием сил самосознания, души сознательней, наиболее зрелого члена душевного существа человека. См. «Очерк тайноведения», гл. 4 «Развитие мира и человек»; также «Теософия», глава «Существо человека». *

С. 8. В одном месте Европы... - это место не было названо и позднее.

С 9.... семь великих риши индусов - Семь учителей древней Индии, положивших основание первой послеатлантической культурной эпохе в восьмом тысячелетии до Р. X.

С. 10.... записи в имагинациях. - Имагинации язык сверхчувственных образов, непосредственно постигаемых тем, кто их видит, первая ступень сверхчувственного познания. Всевозможные символы, иероглифическое письмо имеют здесь свое происхождение. (См. Рудольф Штейнер «Порог духовного мира» гл. «О познавании духовного мира»). *

С. 16. Всё, что возвещается как теософия.. - Рудольф Штейнер пользуется термином «теософия» не столько в том смысле, что то было учение Теософского общества, перед членами которого он читал свои лекции, сколько в том расширительном смысле, в каком этот термин употреблялся для обозначения существовавшего всегда знания о сверхчувственном мире. После основания Антропософского общества в 1912 году Рудольф Штейнер для разграничения между понятием «теософия» и тем новым, что со-тавляло его собственный вклад в развитие учения о человеке и духовных мирах, пользуется понятием «антропософия» *

Только это имя присаливалось и другим лицам... - В 18 веке это имя носил, например, французский военный деятель, граф Клод-Луи де Сен-Жермен, участник Семилетней войны. *

Г. Э. Лессинг, 1729-1781. В сочинении «Воспитание человеческого рода» Лессинг вводит идею перевоплощения.

С. 17. Г. Виденман, 1812-1876. «Мысли о бессмертии как повторении земной жизни». Вена, 1851.

М. Дроссбах, 1810-1884. В 1849 г. написал «Новое рождение или Разрешение вопроса о бессмертии на эмпирическом пути согласно известным естественным законам».

К лекции 28 сентября 1911 г.

С. 26. Генрих Кунрат, 1560-1605, врач и автор многочисленных алхимических сочинений.

С. 30. Иешу бен Пандира - один из руководителей иудейского ордена ессеев приблизительно на рубеже II и I вв. до Р. X. Скудные сведения о нем содержит Талмуд. Как о Бодисаттве - преемнике Готамы Будды Рудольф Штейнер говорил о нем в лекции 4 сентября 1910 г. и последующих в составе бернского цикла «Евангелие от Матфея», т 123 ПСС. *

К лекции 18 декабря 1912 г.

«Миссия Христиана Розенкрейца», ее характер и задачи

Миссия Готамы Будды на Марсе».

С. 33. Николай Коперник, 1473-1543. Труд Н. Коперника «О «ращении мировых сфер» увидел свет в 1543 году.

С. 36. Франциск Ассизский, 1182-1226.

С.39 Николай Кузанский 1401-1464 «Do docta ignoraritia» - основной труд Николая Кузанского, вышел в1440 г.

... и

Наши рекомендации