Инструменты и техники для выхода за пределы брейнсторминга
Термин «брейнсторминг» был предложен в 1953 году Алексом Осборном (Alex Osborn ), топ-менеджером рекламного агентства, который был одержимо увлечен темой креативности. В своей книге «Прикладное воображение» Осборн говорит о брейнсторминге как о процессе, помогающем придумывать новые идеи. В книге говорится, главным образом, о креативных групповых сессиях различной продолжительности, во время которых участники используют только дивергентное мышление. Главные правила классической брейнсторминговой сессии следующие: (1) участники стремятся выдвинуть столько идей, сколько максимально возможно в рамках одной сессии, (2) обсуждение идей откладывается до окончания сессии, (3) участники развивают идеи своих коллег.
Брейнсторминг, безусловно, является полезной техникой, которая помогла нескольким поколениям сотрудников различных бизнесов генерировать идеи лучше и интереснее тех, что могли бы возникнуть без брейнсторминговой практики. Однако эта техника имеет свои ограничения. По сути дела, с помощью техники брейнсторминга выявляются идеи и концепции, которые уже прочно «поселились» в наших головах (хотя возможны новые комбинации и модификации идей). Во время брейнсторминга не происходит изменения модели нашего мышления, что заставило бы нас придумывать действительно неожиданные идеи и концепции.
Взгляните на Рис. 4–1, который иллюстрирует ситуацию, когда люди оказываются запертыми внутри своих моделей мышления, ограниченных логикой и незыблемыми допущениями. Именно эти модели и стереотипы мышления мешают нам придумывать по-настоящему свежие идеи – идеи, которые могут преобразить наш бизнес и заставить конкурентов мучиться вопросом «А почему же мы до этого не додумались?» Чтобы прийти к неожиданной идее, нам нужен определенный набор техник и приемов, который помог бы выбраться за рамки логики и традиционных допущений и который мы могли бы использовать, когда в этом возникает необходимость. Мы называем такие техники триггерными , то есть такими, которые инициируют новые непредсказуемые идеи.
Рис. 4–1.Границы нашего «мыслительного пространства» состоят из наших незыблемых допущений и логики
Рис. 4–2 показывает, что мы начинаем размышления внутри нашего «мыслительного пространства». Прежде чем выбраться за его пределы, нам необходимо освободиться от всех идей, которые в нем хранятся. Это поможет сделать техника «брейнсторминга до креативного истощения», которую мы рассмотрели в предыдущей главе. Затем мы применяем одну из триггерных техник , чтобы выйти за пределы «мыслительного пространства» и начать мыслить нестандартно, придумывая неожиданные концепции.
Конечно, во многих случаях нестандартные идеи оказываются совершенно бесполезными. Они могут выглядеть слишком скандальными, нелепыми и абсолютно противозаконными. Первым желанием будет отказаться от них немедленно. Но если приостановить наше конвергентное суждение на несколько секунд и спросить себя: «А что есть хорошего в этой идее?», то вполне возможно, мы превратим эту идею в нечто полезное и нетривиальное – в то решение, которое позволит нам добиться практического результата.
Рис. 4–2.Триггерная техника выхода за пределы «мыслительного пространства»
В современной литературе по креативности упоминается огромное количество техник, стимулирующих появление новых идей, однако большинство из них попадают в одну из четырех категорий, которые мы сейчас рассмотрим.