Характеристика индивидуального стиля лидерства

Авторитарно-единоличный

Минимальная (0—7): проявляется в слабом желании быть лидером,

неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремле-

нии доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособ-

ных подчинённых.

Средняя (8—13): отражает хорошие лидерские качества, умение ко-

мандовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость,

стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением,

целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам под-

чиненных, нежелание слушать предложения заместителей.

Высокая (14—20): раскрывает ярко выраженные лидерские качества

и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в

суждениях, энергичность и жесткая требовательность, неумение учитывать

инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрез-

мерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низ-

кую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игно-

рирование общественным мнения.

Продолжение Приложения 1

Пассивно-попустительский

Минимальная (0—7): проявляется в неустойчивом желании работать

с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их сов-

местно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, им-

пульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательно-

сти и ответственности.

Средняя (8—13): отражает стремление переложить свои обязанности

на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и

доверчивость, податливость к постороннему влиянию и страх перед необ-

ходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к

нарушителям, склонность к уговариванию.

Высокая (14—20): показывает полное безразличие к интересам кол-

лектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные

решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышен-

ную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать

свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов,

попустительство, заискивание и панибратство.

Единолично-демократический

Минимальная (0—7): свидетельствует о слабом стремлении быть

ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников,

попытке направлять деятельность коллектива через заместителей и актив,

некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах.

Средняя (8—13): раскрывает устойчивое стремление жить интереса-

ми коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заме-

стителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться

на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и

принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям

подчинённых, развивать коллективное мнение.

Высокая (14—20): отражает умение координировать и направлять

деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее спо-

собным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы

работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым

и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и соци-

ально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и кри-

тику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмо-

сферу в коллективе.

В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности

будет различной:

- минимальной (0—7),

- средней (8—13),

- высокой (14—20).

В таблице 2 представлен ключ к решению теста.

Таблица 2

Ключ-таблица к тесту

Стиль лидерства Номера утверждений Сумма отве- тов
Авторитарно- единоличный 1,6,7,12,13,18.19,24,25,30.31,36,37,42, 43, 48, 49, 54, 55, 60  
Пассивно- попустительский 2,5,8, 11, 14, 17,20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44,47, 50, 53, 56, 59  
Единолично- демократический 3,4.9, 10,15, 16.21, 22, 27, 28, 33, 34, 39.40,45,46,51,52, 57,58  

Если оценки минимальны по всем трем показателям, то стиль лидер-

ства считается неустойчивым и неопределенным. Для более полной харак-

теристики индивидуального стиля и последующего совершенствования его

можно руководствоваться пояснениями, представленными также в Прило-

жении 1.

Зачетное задание № 4

2. Проанализируйте, чем, на ваш взгляд, характеризуется уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Заполните таблицу 3.

Наши рекомендации