Основные виды физической культуры и спорта и их функции.
Введение.
Понятие – это четкое значение слова или словосочетание, означающее конкретные явления, при этом выделяют самые основные, самые характерные признаки этого явления. Понятиями оперируют в науке. Чем четче понятия, тем дальше наука, и наоборот.
Культура – это результат преобразовательной деятельности человека (умственная, духовная и физическая).
«Физическая культура» – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических качеств и способностей. Физическая культура – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.
Основным признаком спорта является соревнование, сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (ответ на вопрос, кто лучше, кто сильнее, кто быстрее)
Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования.
Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.
Цель дисциплины «Физическая культура» – формирование физической культуры личности.
Для этого необходимо:
1) Определенный объем знаний о:
a) морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма;
b) влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (способностей): силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости
2) Овладение системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физических способностей.
3) Практическое применение знаний и умений в жизни. Регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня развития физических качеств, то есть достижение определенного уровня тренированности.
Основные понятия и определения.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). На эти же изменения влияют и естественные факторы: возрастные изменения, условия жизни, наследственность.
Физическое развитие рассматривается в двух значениях: как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни; как результат этого процесса, характеризующийся следующими показателями: рост, вес, жизненная емкость легких и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.).
Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Определяется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степенью овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая).
Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека.
Физические упражнения – двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.
Физическая культура
Базовая ФК включает в себя:
1. Школьная ФК реализует базовое физическое воспитание. Здесь дается: аналитическая школа движения, это прежде всего элементарные гимнастические упражнения, способы их взаимосвязанного выполнения с целью научить человека управлять своими движениями; система упражнений для рационального использования сил – ходьба, бег, плавание, преодоление препятствий, метание и др.; школа единоборства, единодействия и взаимодействия – в сложных условиях и межличностных отношениях (игры, единоборства). Цель: обеспечить основное физическое воспитание и базовый уровень общефизической подготовленности.
2. Пролонгирующие разновидности ФК включают в себя секционные и самостоятельные занятия по ОФП. Это может быть усложненные элементы школьной ФК и другие средства и методы физического совершенствования. Главное – комплексность средств.
3. Базовый спорт – преимущественно ориентирует на достижение базовой/всесторонней физической подготовленности и оптимизирует общефизическую деятельность человека. Цель пролонгирующих разновидностей ФК и базового спорта: обеспечить дальнейшее повышение уровня базовой физической подготовленности или сохранение уже достигнутых способностей.
Фоновая ФК:
1. Гигиеническая ФК. Утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, а также физические упражнения, не связанные со значительными нагрузками.
2. Оздоровительно-рекреативная ФК – это активный туризм, физкультурно-спортивные развлечения, охота.
Цель: обеспечить здоровый отдых, удовлетворить эмоциональные потребности, связанные с содержательным, двигательным развлечением. В сочетании с другими видами ФК фоновая обеспечивает здоровье, высокую работоспособность.
Профессинально-прикладная ФК:
1. Собственно профессионально-прикладная ФК. Назначение: подготовка человека к конкретной деятельности.
2. Военно-прикладная ФК – подготовка к военной специальности.
3. Производственная ФК осуществляется в условиях трудового дня/процесса с целью повышения производительности труда физического и умственного. Цель: обеспечение специальной подготовленности и профессиональной деятельности, оптимизировать ее и ее воздействие на организм.
Оздоровительно-реабилитационная ФК:
1. Лечебная ФК – системное использование физических упражнений с лечебной целью, организованной в виде индивидуальных процедур, занятий урочного типа и др. Назначение: содействие восстановлению временно утраченных функциональных и приспособительных способностей организма в следствии травм, заболеваний.
2. Спортивно-реабилитационная ФК предусматривает восстановление человека после переутомления, связанного с физическими и психическими перенагрузками.
Спорт:
1. Спорт высших достижений. Цель: достижение спортивных результатов.
2. Базовый спорт.
Человека.
Физической культуры.
Показатель
Физического
Развития базовый спорт
Физ.воспитание
Физ.разв.
20-22 40 годы
Возрастные группы
С точки зрения физиологии.
Возрастные группы | Молодой возраст | Зрелый возраст | Пожилой возраст | Старики | Долгожители | ||
Возрастные периоды | Детско-юношеский 1-17/18 лет | Молодёжь 18-28 лет | 1-ый пер. женщины-до 35л., мужчины-до 40л. | 2-ой пер. женщины-до 55л., мужчины-до 60л. | женщины -55-74 мужчины -60-74л. | 74-80 | свыше 90 |
Особенности и задачи ФК и спорта для различных «возрастных групп».
Молодой возраст - характеризуется поступательным развитием организма, ведущим к увеличению большинства показателей развития и физической подготовленности.
Задачи ФК в молодом возрасте:
1. Достижение высокого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности на основе гармоничного развития органов, функций организма и двигательных способностей.
2. Освоение и совершенствование двигательных умений и навыков, воспитания морально-волевых качеств.
3. Формирование интереса к активным занятиям спортом и физкультурой.
4. Освоение и закрепление знаний, умений и навыков для самостоятельных занятий ФК.
5. Для молодого возраста возможна тренировка в полном объеме, а для физически подготовленных и здоровых людей, систематически занимающихся, возможны и большие нагрузки.
Зрелый возраст
1-ый период зрелого возраста характеризуется стабилизацией показателей физического развития.
Задачи ФК для 1-го периода зрелого возраста:
1. Сохранение достигнутого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, и на этой основе – содействие творческому долголетию.
2. Поддержание на высоком уровне моральных и волевых качеств, двигательных умений, навыков и физических качеств применительно к требованиям труда и быта.
2-ой период ФК характеризуется постепенным снижением ряда показателей физического развития, причем масса тела, частота дыхания, давление увеличиваются, а показатели физической подготовленности снижаются, наступает дисгармония в общем развитии и физической подготовленности, отрицательно влияющие на общую дееспособность организма, усугубленную возрастом.
Задачи ФК для 2-го периода зрелого возраста:
1. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности в целях сохранения, улучшения или восстановления здоровья, противодействия возрастным изменениям, поддержание необходимого уровня дееспособности организма, содействие творческому долголетию.
2. Обеспечение должного уровня важных двигательных умений и навыков, необходимых в быту.
Пожилой возраст характеризуется дальнейшим снижением уровня физической активности, работоспособности и здоровья.
Задачи ФК – умеренная физическая активность, направленная на поддержание функций организма и двигательных способностей.
Группа «старики и долгожители» характеризуется сильным снижением работоспособности, ухудшением функций организма.
Задачи ФК – минимальная физическая нагрузка с целью поддержания работы организма.
Введение.
Понятие – это четкое значение слова или словосочетание, означающее конкретные явления, при этом выделяют самые основные, самые характерные признаки этого явления. Понятиями оперируют в науке. Чем четче понятия, тем дальше наука, и наоборот.
Культура – это результат преобразовательной деятельности человека (умственная, духовная и физическая).
«Физическая культура» – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических качеств и способностей. Физическая культура – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.
Основным признаком спорта является соревнование, сопоставление сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (ответ на вопрос, кто лучше, кто сильнее, кто быстрее)
Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования.
Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.
Цель дисциплины «Физическая культура» – формирование физической культуры личности.
Для этого необходимо:
1) Определенный объем знаний о:
a) морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма;
b) влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (способностей): силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости
2) Овладение системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физических способностей.
3) Практическое применение знаний и умений в жизни. Регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня развития физических качеств, то есть достижение определенного уровня тренированности.
Основные понятия и определения.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека; повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшение форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц). На эти же изменения влияют и естественные факторы: возрастные изменения, условия жизни, наследственность.
Физическое развитие рассматривается в двух значениях: как процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни; как результат этого процесса, характеризующийся следующими показателями: рост, вес, жизненная емкость легких и прочими антропометрическими данными, а также степенью развития физических качеств (сила, выносливость и др.).
Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Определяется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степенью овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая).
Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека к определенному роду деятельности.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в условиях производства, военного дела и других сферах общественного труда, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека.
Физические упражнения – двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.
Основные виды физической культуры и спорта и их функции.
Физическая культура
Базовая ФК включает в себя:
1. Школьная ФК реализует базовое физическое воспитание. Здесь дается: аналитическая школа движения, это прежде всего элементарные гимнастические упражнения, способы их взаимосвязанного выполнения с целью научить человека управлять своими движениями; система упражнений для рационального использования сил – ходьба, бег, плавание, преодоление препятствий, метание и др.; школа единоборства, единодействия и взаимодействия – в сложных условиях и межличностных отношениях (игры, единоборства). Цель: обеспечить основное физическое воспитание и базовый уровень общефизической подготовленности.
2. Пролонгирующие разновидности ФК включают в себя секционные и самостоятельные занятия по ОФП. Это может быть усложненные элементы школьной ФК и другие средства и методы физического совершенствования. Главное – комплексность средств.
3. Базовый спорт – преимущественно ориентирует на достижение базовой/всесторонней физической подготовленности и оптимизирует общефизическую деятельность человека. Цель пролонгирующих разновидностей ФК и базового спорта: обеспечить дальнейшее повышение уровня базовой физической подготовленности или сохранение уже достигнутых способностей.
Фоновая ФК:
1. Гигиеническая ФК. Утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, а также физические упражнения, не связанные со значительными нагрузками.
2. Оздоровительно-рекреативная ФК – это активный туризм, физкультурно-спортивные развлечения, охота.
Цель: обеспечить здоровый отдых, удовлетворить эмоциональные потребности, связанные с содержательным, двигательным развлечением. В сочетании с другими видами ФК фоновая обеспечивает здоровье, высокую работоспособность.
Профессинально-прикладная ФК:
1. Собственно профессионально-прикладная ФК. Назначение: подготовка человека к конкретной деятельности.
2. Военно-прикладная ФК – подготовка к военной специальности.
3. Производственная ФК осуществляется в условиях трудового дня/процесса с целью повышения производительности труда физического и умственного. Цель: обеспечение специальной подготовленности и профессиональной деятельности, оптимизировать ее и ее воздействие на организм.
Оздоровительно-реабилитационная ФК:
1. Лечебная ФК – системное использование физических упражнений с лечебной целью, организованной в виде индивидуальных процедур, занятий урочного типа и др. Назначение: содействие восстановлению временно утраченных функциональных и приспособительных способностей организма в следствии травм, заболеваний.
2. Спортивно-реабилитационная ФК предусматривает восстановление человека после переутомления, связанного с физическими и психическими перенагрузками.
Спорт:
1. Спорт высших достижений. Цель: достижение спортивных результатов.
2. Базовый спорт.