Комплексно-тематическая модель
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя [5].
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
Предметно-средовая модель
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель.
Календарь тематических недель
месяц | неделя | Тема | Сроки проведения |
СЕНТЯБРЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Адаптация | 1 – 5 сентября |
2 НЕДЕЛЯ | Адаптация | 8 – 12 сентября | |
3 НЕДЕЛЯ | Диагностика | 15 – 19сентября | |
4 НЕДЕЛЯ | Диагностика | 22 – 26 сентября | |
5 НЕДЕЛЯ | Здравствуй детский сад. Моя группа. | 29 сентября – 3 октября | |
ОКТЯБРЬ | 1НЕДЕЛЯ | Я человек. (Части тела и лица) | 6 – 10 октября |
2 НЕДЕЛЯ | Краски осени. Явления природы, признаки осени. | 13 – 17 октября | |
3 НЕДЕЛЯ | «Здоровей-ка»: урожай овощей. | 20 – 24 октября | |
4 НЕДЕЛЯ | «Здоровей-ка»: урожай фруктов. | 27 – 31 октября | |
НОЯБРЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Дружба. Игрушки. Моя любимая игрушка. | 3 – 7 ноября |
2 НЕДЕЛЯ | Транспорт. | 10 – 14 ноября | |
3 НЕДЕЛЯ | Животный мир: домашние животные и их детеныши. | 17 – 21 ноября | |
4 НЕДЕЛЯ | Кто как готовится к зиме. Дикие животные и их детеныши. | 24 – 28 ноября | |
ДЕКАБРЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Здравствуй, зимушка-зима! Явления и признаки зимней природы. | 1 – 5декабря |
2 НЕДЕЛЯ | Город мастеров. Мебель. | 8 – 12 декабря | |
3 НЕДЕЛЯ | Птицы. | 15 – 19 декабря | |
4 НЕДЕЛЯ | Новогодний калейдоскоп. Елка. | 22 – 26декабря | |
5 НЕДЕЛЯ | Новогодний калейдоскоп. Елка. | 29 – 31декабря | |
ЯНВАРЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Рождественские каникулы | 1 -11января |
2 НЕДЕЛЯ | Промежуточная диагностика детей группы риска. | 12 – 16 января | |
3НЕДЕЛЯ | Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы. | 19 – 23 января | |
4 НЕДЕЛЯ | Правила этикета. Посуда. | 26 – 30 январь | |
ФЕВРАЛЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Моя семья. Одежда. | 2– 6 февраля |
2 НЕДЕЛЯ | Азбука безопасности. ПДД. | 9-13 февраля | |
3 НЕДЕЛЯ | Наши защитники. Профессии пап. | 16 – 20 февраля | |
4 НЕДЕЛЯ | Домашние птицы и их детеныши. | 24 – 27 февраль | |
МАРТ | 1 НЕДЕЛЯ | 8 марта. Профессии мам. | 2-6 марта |
2 НЕДЕЛЯ | Миром правит доброта. Цветы. | 9 – 13 марта | |
3 НЕДЕЛЯ | Быть здоровыми хотим. Основы правильного питания и здоровьесбережения. Продукты питания. | 16-20 марта | |
4 НЕДЕЛЯ | Весна шагает по планете. Признаки и явления весенней природы. | 23 –27марта | |
5 НЕДЕЛЯ | К нам приехал цирк! Животные жарких стран. | 30 марта – 3 апреля | |
АПРЕЛЬ | 1 НЕДЕЛЯ | Приведём в порядок планету Космос. | 6 – 10 апреля |
2 НЕДЕЛЯ | Мой дом. | 13 – 17 апреля | |
3 НЕДЕЛЯ | Волшебница вода. Рыбы. | 20 - 24 апреля | |
4 НЕДЕЛЯ | Деревья. | 27-30 апреля | |
МАЙ | 1НЕДЕЛЯ | Диагностика | 5 – 8 мая |
2 НЕДЕЛЯ | Диагностика | 12 – 15мая | |
3 НЕДЕЛЯ | Мир природы. Лето. | 18– 22 мая | |
4НЕДЕЛЯ | Мир природы. Насекомое. | 25-29 мая |
Формы и приемы организации - образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Физкультурные занятия: -развлечения; -сюжетно-игровые, - тематические, -классические, -тренирующие, - на улице, -походы Общеразвивающие упражнения: -с предметами, - без предметов, -сюжетные, -имитационные. Игры с элементами спорта. Спортивные упражнения | Комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, Контрастные ножные ванны), Утренняя гимнастика, Упражнения и подвижные игры во второй половине дня; Объяснение Показ Дидактические игры Чтение художественных произведений Личный пример Иллюстративный материал Досуг Театрализованные игры | Подвижные игры Игровые упражнения Имитационные движения Спортивные игры (катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); Сюжетно-ролевые игры | Экскурсии в природу Пешие прогулки Беседа Совместные игры Походы Занятия в спортивных секциях Посещение бассейна Чтение художественных произведений |