А20. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. В приведённомсписке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторю колонку – порядковые номера черт различия.

1) выполняют функцию регулятора поведения человека

2) возникли до появления государства

3) основаны на мнении людей о правильном поведении

4) регулируют поведение людей, разделяющих определённые верования

Черты сходства Черты отличия
       
       

В2. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры Типы экон. систем
A) основа экономики страны Z —сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается 1) командная
Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг 2) традиционная
B)в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров 3) рыночная
Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг  
Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом  

В3. В стране Н. был проведён социологические опросы. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи»? Результаты опросов представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОПРОШЕННЫХ в (%)
Очень хорошее и хорошее
Среднее
Очень плохое и плохое
Затрудняюсь ответить

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и впишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2007 году граждан считают своё материальное положение сред-ним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение хорошим.

В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.

Часть 3.

Для ответов на задания это части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6

Религия и культура

Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существуют боги, требующие от нас определенного поведе­ния. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Религия - это не только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, совершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением даров - плодов или жертвенных животных. Да­ры приносились или как жертва в ознаменование уже полу­ченного блага (например, рождение ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). В религиях, возникших позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, каковыми являются праведность жизни и справедливость. Поэтому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы - самоотречения, молитвы и добрых дел.

Существует много обрядов, с помощью которых люди поклоняются Богу. С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются причащение и крещение христиан или паломничество в Мекку у мусульман. Во многих странах основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью.

Религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. То же самое можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ислама для Ближнего Востока. Самая ранняя и порой самая великая литература в каждой культуре бы­ла религиозной. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для литературных произведений. Ряд выдающихся музыкальных произведений был написан для религиозных событий. Религия была источником изобразитель­ного искусства. Самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего времени зданий являются религиозными храмами.

По материалам сайта . Internet-school. ru

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.

С5. В государстве И. существует традиция крестить ново­рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле­нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

С6. В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источ­ником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой зре­ния? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

2 вариант

Ответы на задания итоговой контрольной работы

По обществознанию

Класс

Часть 1

№ задания   Ответ

Часть 2

№ задания Ответ

Часть 3

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) понятие «религия»; 2) религиозные обряды; 3) влияние религии на культуру. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.    
Выделены три смысловые части текста
Выделены одна - две смысловые части текста
Смысловые части текста не выделены или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С2. Какие две характерные черты любой религии названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие черты: 1) наличие веры в существование богов; 2) осуществление обрядов и ритуалов поклонения богам.    
Названы две характерных черты религии
Названа одна характерная черта религии
Характерные черты религии не названы или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С3. Какие два способа умилостивить богов приводит автор текста?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть отмечены следующие способы: 1) соблюдение обрядов; 2) принесение даров или жертв.    
Названы два способа
Назван один способ
Способы не названы или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С4. Приведите по два примера, иллюстрирующие личные и общественные религиозные обряды.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть приведены примеры 1) личных религиозных обрядов: а) крещение новорожденного ребенка; б)венчание;   2) общественных религиозных обрядов: а) совершение богослужения в храме; б) обряд освящения здания.    
Названы два примера личных и два примера общественных религиозных обрядов
Названы только два личных или два общественных религиозных обряда
Примеры религиозных обрядов не приведены или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С5. В государстве И. существует традиция крестить ново­рожденных детей в церкви, венчаться в церкви при вступле­нии в брак. Какой тип религиозных обрядов иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должно быть указано, что это примеры личных религиозных обрядов. Приведено положение текста: «...С их помощью религиозные люди освящают определенные события в своей жизни... Существуют как личные, так и общественные обряды... основные события жизни человека, такие как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождаются религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью».    
Приведён ответ и положение текста
Приведён ответ, положение текста не приведено
Ответ не приведён или ответ неправильный
Максимальный балл 2

С6. В тексте высказано мнение о том, что религиозное мировоззрение является одним из основных источников культуры. Невозможно понять европейскую культуру, не ощутив огромного влияния христианства, которое послужило источ­ником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искусства. Согласны ли вы с этой точкой зре­ния? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с авторской точкой зрения может быть указано, что - религия является одной из древнейших форм культуры; - религия давала первые объяснения всему происходившему вокруг человека и таким образом становилась основной опорой человека и отражалась во всех его начинаниях, в том числе в культуре;   в случае несогласия с авторской точкой зрения может быть указано, что - религиозное мировоззрение не является единственным в любой стране, всегда есть довольно большое количество лю­дей, не разделяющих его. И их мнение также отражается в произведениях искусства; - не всегда религиозное мировоззрение становилось вой произведений искусства. Многие творения художник или музыкантов, напротив, подвергались гонениям со стороны церкви и даже уничтожались по ее настоянию. Например, запрет на изображения Христа в византийской церкви в VIII веке привел к уничтожению многих ранних фресок и икон.   Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) примеры.    
Приведено мнение обучающегося и два аргумента для его подтверждения
Приведено мнение обучающегося и один аргумент для его подтверждения
Приведено мнение обучающего, но без аргументов для его подтверждения
Мнение обучающегося не приведено, аргументы не названы
Максимальныйбалл 3

3 вариант

Наши рекомендации