Эффективность управленческих решений
Эффективностьпродукции определяется соотношением эффекта (результата, прироста) и затрат на его получение.
Результативностьотражает способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным временным или количественным параметрам.
Производительностьтруда — это показатель экономической эффективности трудовой деятельности персонала. Она определяется как отношение количества выпущенной продукции к затратам на ее производство.
Эффективность может быть положительной и отрицательной.
Рис. 5.2. Основные виды функциональной эффективности
Организационная эффективность УР —это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Она связана с реализацией следующих потребностей:
Экономическая эффективность УР —это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию. Прибыли, снижения затрат, получения кредитов.
Социальная эффективность УР -также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Результатом социальной эффективности может быть хороший социально-психологический климат в подразделении, взаимопомощь, неформальные отношения.
Технологическая эффективность УР —факт достижения определенных результатов, запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами. Результатом технологической эффективности могут быть современные приемы творческого труда, конкурентоспособность продукции, профессионализм персонала.
Психологическая эффективность УР —факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Результаты данной эффективности могут проявляться в корпоративной культуре компании, взаимопомощи, патриотизме и лояльности.
Правовая эффективность УР -оценивается степенью достижения правовых целей. Результатом правовой эффективности может быть переход на легальный бизнес, работа в правовом поле.
Экологическая эффективность УР —это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Результатом данной эффективности может быть производство экологически чистой продукции, достойные человека условия труда.
Этическая эффективность УР —факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.
Политическая эффективность УР - это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Эффективность оценивается на основании:
· деятельности компании в целом;
· степени удовлетворения потребностей и интересов персонала;
· деятельности компании на конкретном рынке;
· управленческой, обслуживающей и производственной деятельности;
· непосредственного производства;
· производства отдельных видов продукции (услуг, информации и знаний);
· использования материальных и интеллектуальных ресурсов;
· паблик-рилейшнз компании.
Чтобы УР было эффективным, должны учитываться ряд факторов:
1. Иерархия в принятии решений– делегирование полномочий по принятию решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. Контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допускаются.
2. Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации.
3. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связейпри принятии решений. В данном случае сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству. Такой подход способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.
4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е. каждый низший руководитель решает свои проблемы (принимает решения) со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящим руководством, минуя своего непосредственного начальника.