Экономическая социология: структура, основные задачи.

Экономическая социология – дисциплина, использующая основные понятия и инструментарии социологии для анализа экономических отношений.

Цель ЭС – исследовать аспекты и последствия развития эконом сферы в условиях рыночных отношений; + способствовать повышению результативности соц. механизма экономики и принимаемых управленческих решений.

Предмет ЭС – это экономическое поведение, реализуемое в разнообразных: индивидуальных, групповых, организационных и массовых формах, детерминируемое и интегрируемое в социальную систему различными специальными институтами, механизмами и ценностями.

Объект ЭС – соц. реальность в сфере эконом отношений:

▪ человек во всем разнообразии выполняемых им ролей в сфере экономики и финансов;

▪ социально статусные группы и общности (соц-терр, соц-дем, соц-проф.), осуществляющие свою деятельность во всех областях эконом жизни и проявляющие разные формы эконом поведения;

▪ соц. институты и организации, выступающие в качестве субъектов рынка (гос-во, банк, страх и инвестиционные компании, домохозяйства, налоговые инспекции, фондовая биржа).

ЗАДАЧИ:

• 1. Исследование социальных механизмов, влияющих на развитие экономики и регулирующих экономическую деятельность индивидов, социальных общностей и групп. Т.е. проведение социологической экспертизы: социальных последствий экономических преобразований, баланса социальных и экономических компонентов общественного развития, баланса экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ.

• 2. Изучение особенностей мотивации поведения субъектов экономической деятельности.

• 3. Исследование конкретных социокультурных условий функционирования и трансформации экономики.

• 4. Раскрытие взаимодействия экономики с другими подсистемами общества, динамики его социально-экономической структуры.

• 5. Выявление социальных ролей субъектов экономической деятельности, их социального статуса и социальной мобильности.

• 6. Анализ основных трудовых ценностей населения, их динамики и роли в формировании экономического поведения.

• 7. Выявление социальных функций экономики в развитии современного общества, формировании социальных целей субъектов хозяйственной деятельности.

• 8. Формирование наиболее оптимальных направлений социально-экономической политики государства, основанных на принципах социального партнерства и гуманизации экономических отношений.

• 9. Прогнозирование социальных последствий технологического прогресса и происходящих под его влиянием изменений в экономической системе и др

Структура категорий экономической социологии может быть представлена как многоуровневая иерархия:

1. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории - экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и общества.

2. Второй уровень образуют категории социального механизма развития экономики и частных социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов.

3. Третий уровень образуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, - экономическое сознание и экономическое мышление, социальные стереотипы, экономическое поведение, экономическая культура и другие.

2.16. Социальные проблемы реформирования системы образования в современной России.

В последние два десятилетия российская система образования существенно изменилась: появились дошкольное обучение, обучение в семье, экстернат, негосударственные школы и вузы. При этом социологи постоянно фиксируют у россиян достаточно высокую значимость образования как социальной ценности. Однако «реформирование» российского образования происходило и происходит в основном методом нескончаемого экспериментирования, зачастую недостаточно продуманного и последовательного, что вызывает массу вопросов и нареканий.

Ситуацию в сфере образовательной политики россияне оценили как катастрофическую и кризисную — 56,2%, как терпимую — лишь 22,9% (ВЦИОМ). Данные исследования Института социологии РАН «20 лет реформ глазами россиян» подтверждают эту тенденцию, отмечая рост агрессии на фоне утраты надежд. А ведь опыт других стран, в частности европейских, свидетельствует о том, что разочарование молодежи, «не видящей для себя будущего», даже несмотря на хорошее образование, делает аполитичную молодежь «практически в одночасье политической силой». Стоит сразу же отметить, что реформирование образования, безусловно, необходимо, поскольку научно-технический прогресс требует и соответствующих новых подходов к обучению и просвещению населения.

Исследования показали, что образовательный уровень среди 50–60-летних россиян в 2,5 раза выше, чем среди 22–24-летних. СССР был страной всеобщей грамотности, в те годы все дети были охвачены школьным образованием. Но уже в середине 1990-х гг. от 300 тыс. до 3,5 млн детей оказались вообще вне системы образования. По итогам опроса ВЦИОМ в 2010 г., треть респондентов показала чудовищную безграмотность, заявив, например, что Солнце вращается вокруг Земли. С переходом от советской классической системы образования к западным стандартам образования, от которых везде уже начинают постепенно отходить, мы многое утрачиваем. Так, по чтению россияне находятся на 43-м месте, по математике — на 40-м.

Нынешнее реформирование сферы образования, в частности введение обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухуровневой системы высшего образования и пр., до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как в педагогическом сообществе, так и в российском обществе в целом. Да и новые стандарты образования крайне негативно восприняты населением. От ЕГЭ хотят избавляться во многих экономически развитых странах, например в США, поскольку он уже не соответствует запросам времени. Казалось бы, это только форма тестирования знаний. Но не все так просто: из-за нацеленности учащихся не на получение знаний, а на прохождение тестов происходит девальвация образования как такового.

Главные негативные последствия реформы образования:

1. Падение социального статуса учителя и преподавателя. Это отразилось как в степени уважения представителей современного российского социума к подобного рода труду, его престижу, так и в уровне оплаты труда и социальных гарантий современных учителей и преподавателе.

2. Бюрократизация системы образования. Несмотря на катастрофическое падение качества образования, количество чиновников в ведомствах, управляющих данной сферой, год от года только увеличивается.

3. Ликвидация централизованной системы образовательных критериев и эталонов. Советской системе образования, на всем историческом периоде ее существования, была известна работа методических советов, тщательно прорабатывающих разделение учебного процесса на специальности, отдельные учебные дисциплины, их почасовое содержательное наполнение и т.д. На сегодняшний день нарезка учебных часов и содержание преподаваемых предметов в каждом отдельном ВУЗе производится хаотично, в основном исходя из интересов тех или иных подразделений либо конкретных людей, занимающих определенные позиции.

4. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как средства приема в ВУЗы. Формулировка заданий в тестовом и табличном формате, во-первых, с трудом доступна большинству детей с гуманитарным стилем мышления, а во-вторых, по-настоящему способна проверить лишь память абитуриента, либо его натасканность на тот или иной формат задания.

5. Внедрение системы «Бакалавриат-Магистратура». Существовавшая в советское время система специалитета как матрицы получения высшего образования включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет обучения по очно-заочной форме. Внедряемая на сегодняшний день в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата предписывает переход к четырехлетней системе обучения. В результате, имеющиеся в образовательной программе базовые учебные курсы урезаются до минимума и часто ставятся к преподаванию на младших курсах института, что весьма существенно отражается на их усвоении студентами ВУЗов. Дисциплины же, имеющие специальный и узкопрофильный характер, либо подаются вперемежку с базовыми учебными предметами, либо имеют фрагментарно-мозаичный характер.

6. Введение балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Эта мера, хотя и не прописана в существующем российском законодательстве, весьма активно внедряется образовательными ведомствами в учебный процесс.

7. Второе высшее платное!!

Наши рекомендации