Социология культуры. Основные проблемы и методы изучения.
Социология культуры - это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы проявления человеческой деятельности, связанная с созданием, усвоением, сохранением и распространением идеи, представлений, норм и образцов поведения, регулирующих отношение в обществе, а также между обществом и природой.
Объект изучения - развитие культуры общества; взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия.
Предмет: (в шир.смысле) – любые явления, процессы и нормы, сообщества и институты, существующие в обществе и имеющие касательство к культуре; (в узк.смысле) – те явления и процессы, которые существуют не во всем обществе в целом, а только в одной области – культуре.
Круг проблем очень широк. Изучение и статики, и динамики культуры, отдельных предметов или процессов, анализ влияния СМИ на общество, проблемы культурного многообразия в обществе, влияние культурных явлений на социальную жизнь; институционализация культуры, изучение проблем поддержки культуры, культура материальная и нематериальная.
Социология культуры наибольшую связь имеет с соц. антропологией и с культурологией.
Так как с одной стороны она может пониматься как отраслевая социология (в основе различных подходов понимания культуры), с другой стороны рассматривается как особый подход к реальности.
Основные методы изучения культуры.
1. Культурологический метод – в рамках этого метода происходит описание, обобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры
2. Философский метод – выражает необходимость осмысления культуры с познавательной точки зрения и выявления наиболее общих закономерностей функционирования
3. Системно – структурный метод – позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри культуры и отдельных её образований, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество их взаимодействия
4. Психологический метод – обращает внимание на специфику восприятия выразительности культурных форм, механизмы закрепления и хранения в памяти общества или отдельного субъекта культурных феноменов, их влияние на поведение человека
5. Семиотический метод – дает возможность проследить превращение реального культурного факта, события, явления, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.
6. Информационный метод – акцентирует моменты, связанные с рассмотрением культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии
7. Социологический метод – позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре
Методы социологического изучения культуры
1. - Интервью.
2. - Контент-анализ.
3. - Фокус-группы.
4. - Наблюдение.
5. - Опросы
Фундаментальные характеристики культуры по Дж. Мердоку:
Культура передается посредством научения.
Коллективный опыт не наследуется генетически. Поэтому каждое новое поколение должно освоить этот опыт путем обучения. Каждая культура предусматривает наличие определенных механизмов передачи культуры.
Культура прививается воспитанием.
Усвоение культуры новыми поколениями предусматривает не только овладение какими-то знаниями и навыками, но также и «дисциплинирование животных импульсов ребенка с целью приспособления его к социальной жизни».
Культура социальна.
Культура это всегда культура определенной общности.
Культура идеационна.
Коллективный опыт, составляющий содержание культуры, мб в словах и понятиях, которые служат руководством к действию в самых разных областях.
Культура обеспечивает удовлетворение потребностей.
Любая культура включает в себя представления о допустимых способах удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.
Культура адаптивна.
Адаптация это приспособление к среде. Любая культура результат приспособления общности к природной и социальной среде.
Культура интегративна.
Элементы любой культуры имеют тенденцию образовывать некую целостность, что каждый элемент культуры должен получать свое объяснение лишь в связи с культурой в целом.
Типы: материальная/нематериальная; элитарная/массовая/народная; контр-культура (культура, нормы и ценности которой не только отличаются от широко распространенных, но и противоречат им); субкультура (культура группы, отличающаяся от доминирующей "культуры большинства").
Функции культуры:
1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде природной, исторической, психологической.
2. Социализация.
3. Смыслополагающая (мировоззренческая) функция. Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.
4. Легитимация. Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.
5. Интеграция. На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.
6. Идентификация. Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" – идентичность.
7. Инноваторская. Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.
8. Регулятивная. Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.