Шаг 1. Создание инициативной группы (команды)
Когда в образовательном учреждении обозначилась инициативная группа — команда единомышленников, которая:
1. желает создать студенческое объединение (клуб, общество, отряд и др. );
2. в своем составе имеет лидера (или лидеров);
3. готова предложить своим сверстникам ряд интересных дел, то это первый шаг на пути к созданию общественной организации.
Группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах работы, о распределении обязанностей, о механизме координации общей работы.
В инициативную группу может войти любой желающий студент или аспирант образовательного учреждения, но на практике это бывает именно та небольшая команда единомышленников, которая еще до проведения общего собрания загорелась идеей создать студенческое объединение, имеет примерный план дальнейшей деятельности.
Инициативная группа ведет всю подготовительную работу по созданию студенческого объединения.
В том случае, если участники инициативной группы намереваются работать в студенческом объединении, может представлять интерес их личностные особенности и профессиональные возможности.
Поэтому, при формировании инициативной группы можно учесть следующее.
I. Независимо от направлений деятельности вашего объединения, вы скорее всего будете осуществлять:
– привлечение материальных ресурсов (фандрейзинг),
– взаимодействие с администрацией вуза и средствами массовой информации – студенческая газета «Всегда в движении», сайт www.ispu.ru; студенческий портал и др.– (PR-деятельность),
– привлечение студентов (волонтеров, добровольцев) и работу с ними,
– информационное обеспечение.
II. Для эффективной работы команды вашего объединения, желательно, чтобы ее участники могли выполнять следующие ролевые функции.
– инициатор – начинает новые дела и выдвигает новые идеи;
– защитник – обеспечивает признание и значение вклада и усилий всех членов команды;
– страж цели – помогает команде сосредоточиться на целях и не отвлекаться от них;
– аналитик – оценивает практические возможности деятельности команды;
– координатор – суммирует результаты деятельности и соединяет их в единое целое;
– миротворец – заботится о целостности команды и разрешает возникшие в команде конфликты.
III. Для успешного решения поставленных задач желательно, чтобы участники команды обладали полным набором личностных характеристик.
Желательно, чтобыв вашей команде были люди:
– творческие, изобретательные, одухотворенные;
– коммуникабельные, открытые, эмоциональные и чувствительные;
– умеющие, получать информацию, работать с ней, взвешивать все «за» и – «против», анализировать события;
– уверенные, активные, решительные, умеющие организовать работу других.
Инициативная группа сформирована и следующий вопрос, на который ей следует ответить: «С какой целью создается ваша организация?». Ответ на этот вопрос будет записан в «уставе вашего объединения» и будет задавать рамки ее деятельности. Сформулированной цели будут соответствовать задачи и методы вашей работы. Поэтому отнеситесь к определению целей объединения серьезно и скурпулезно.
Многие студенческие объединения неприязненно относятся к жестким иерархическим структурам. Однако, существует две веские причины чтобы настоятельно рекомендовать не отказываться от того или иного типа формальной структуры:
1. Ответственность:определенные люди должны выполнять определенные обязанности. Но они будут выполнять эти обязанности только в том случае, если они:
а) распределены в разумных пропорциях,
б) возложены на тех, у кого для этого есть наибольшие способности и желание.
2. Публичное представительство:те от кого зависит принятие решений (ректорат вуза, профессорско-преподавательский состав кафедры, факультета и др.) в интересах Вашего объединения, склонны отдавать предпочтение группам с четко очерченной иерархической структурой.
3. Производить впечатление хорошо организованной группы – это жизненная политика, обеспечивающая нормальную деятельность и развитие любой организации в обществе. Кроме того, преподавателям, администрации вузу и сотрудника, руководителям «местных» СМИ должно быть ясно, к кому из членов группы следует обращаться с тем или иным вопросом. В этом им помогут распространенные названия должностей.
Обычно в структуре объединения обязательно выделяют четыре ответственных поста: руководителя, его заместителя, секретаря или офис-менеджера, казначея или бухгалтера. Важно не только как называется пост, но и функции, которые выполняют люди этот пост занимающие.
Обычно деятельность организации эффективна тогда, когда работа распределяется по отдельным группам. Чаще группы формируются когда в них возникает необходимость – в связи с проведением акции или другого мероприятия. Но целесообразна постоянная работа, по крайней мере двух групп:
Группа по общественным связям (в функции могут входить как оперативная связь с членами объединениия, так и связь со СМИ и администрацией вуза)
Группа по финансам (функции – учет финансовых средств, а также привлечение финансовых ресурсов для деятельности и развития организации).
Обязательно установите сроки полномочий всех должностных лиц и групп, это облегчит такие процедуры как:
– приглашение людей на определенные должности, так как заранее известно, когда появятся вакансии;
– смещение тех должностных лиц, которые не справляются со своими обязанностями;
– периодическая оценка того, насколько целесообразны какие-то должности и комитеты в данное время.
Структуру можно назвать ясной и четкой, когда члены студенческого объединения отчетливо представляют себе, что же такое они делают. А гармоничной и непротиворечивой она будет в том случае, если все ее составляющие элементы полностью вписываются в исходную идею и усиливают друг друга. Ни один из элементов структуры не должен преобладать над другим.
Совет! Если не будет выработана структура, определяющая порядок принятия решений, вашего объединения вместо бурной деятельности грозит полный паралич.
Шаг 2. Подготовка и проведение первого (учредительного) собрания
На сегодняшний день ничего нового в данном вопросе не придумано и формой создания любого объединения единомышленников, коллег формально остается проведение учредительного собрания. Формально оно остается, но проводить его надо отнюдь неформально и готовиться к нему следует серьезно и продуманно.
Учредительное собрание— это общее собрание единомышленников, желающих создать какое-либо объединение, в нашем случае студенческое. Исходя из смысла учредительного собрания, его участниками становятся, как правило, те, кто уже решил для себя, что он желает создать объединение, он готов вступить в создаваемое объединение, он готов участвовать в ее деятельности и вносить свой посильный вклад.
Кто может стать участником учредительного собрания?Поскольку создаваемое вами объединение — студенческое, то ее членами могут быть все студенты и аспиранты, молодые граждане России от 18 до 30 лет, обучающиеся в данном образовательном учреждении.
При подготовке учредительного собрания стоит убедится, что:
– насколько проинформированы обучающиеся вуза, потенциальные члены объединения о проведении собрания;
– время собрания устраивает всех, и никто не будет спешить по своим неотложным делам;
– все ли члены инициативной группы знают о своих обязанностях;
– помещение, где будет проводиться собрание достаточно удобно и комфортно.
При проведении собрания полезно:
– создать атмосферу, располагающую к свободному обмену мнениями,
– дать возможность высказаться всем желающим,
– до принятия окончательного решения рассматривать и анализировать любые альтернативные варианты,
По результатам первого студенческого объединения заполняется анкета (см. Приложение 1). В анкете указывается контактная информация о руководителе и представителях данного студенческого объединения. Также большое внимание уделяется планированию деятельности студенческого объединения. Планы могут быть перспективными и текущими. Перспективный план работы — это план работы на учебный или календарный год. Перспективный план включает в себя основные направления деятельности объединения, программы, крупные основные мероприятия. В текущем плане отражается более подробно вся работа студенческого объединения. Данный план можно разбить на разделы:
– Организационная работа (проведение собраний, работа с вновь вступающими в объединение).
– Досуговые мероприятия (организация фестивалей, конкурсов, проведение спортивных соревнований, организация собственной дискотеки, музыкальной группы, клуба КВН, кружков, секций).
– Общественная деятельность (проведение каких-либо акций, помощь в обустройстве территории вуза, организация дискуссионных клубов по общественной тематике и т. д.).
Основные правила составления планов:
– планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что надо сделать, какого результата достигнуть;
– планы должны быть реальными, не планируйте того, чего наверняка не сможете сделать;
– планы должны учитывать реальные интересы членов объединения;
– каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение (либо организацию выполнения);
– сроки исполнения надо ставить реальные, крупные мероприятия необходимо готовить заранее;
– ознакомление с планом должно быть доступно всем желающим и не только членам объединения.