Тема 6. жанры научного дискурса: диссертация
Цель: Формирование знаний об основных особенностях текста диссертации, о его композиционно-семантическом членении; формирование навыков формирования текста введения диссертации.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: знания об основных особенностях текста диссертации, о его композиционно-семантическом членении; навыки формирования текста введения диссертации.
Актуальность темы заключается в том, что магистерская диссертация представляет собой обязательный элемент итоговой аттестации магистранта. Знание основных закономерностей создания текста диссертации, его основных характеристик, знание обязательных элементов текста магистерской диссертации будут способствовать ее успешному выполнению.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Магистерская диссертация как научно-квалификационная работа и жанр научного дискурса. Ведущую роль в учебном процессе в магистратуре занимает такая форма организации научно-познавательной деятельности как самостоятельное выполнение магистрантом научно-исследовательской работы по конкретной теме. Завершающим этапом обучения в магистратуре является подготовка к защите магистерской диссертации. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени.
Магистерская диссертация – это квалификационная работа, в которой магистрант показывает умения и навыки использования методов исследовательской работы, теоретического анализа, обработки и представления полученных результатов в их логической взаимосвязи. Важно подчеркнуть то, что магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты исследования. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню развития научного знания.
Магистерская диссертация представляется в виде, отражающем научную подготовку магистра. Научной основой магистерской диссертации выступает принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, обобщение ранее известных положений научных позиций и выводов магистра-исследователя. Содержание диссертации в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы.
Магистерская диссертация - это один из основных жанров научного стиля. Тексты данного жанра моделируют существенный фрагмент научной картины мира, который они в значительной степени воспроизводят на основе определенного множества аналогичных или близких по содержанию работ, однако выстраивают научное знание по-новому. Целью магистерской диссертации является внесение определенных дополнений или значительных изменений в существующую научную картину мира, что объясняет и размеры данного текста, и его интертекстуальные связи. Создание текста диссертации по определенному образцу отражает не только дискурсивные нормы общения, но и специфику процесса формирования научного знания об определенном (достаточно значительном) фрагменте действительности. Назначение заголовков и подзаголовков заключается в формировании у исследователя конкретного представления об общей структуре текста, способах и методах научного исследования. Текст магистерской диссертации отличается высоким уровнем дискурсивных связей с другими текстами, связи эти весьма разнообразны и многоплановы, поскольку магистерская диссертация какжанр научного дискурса предполагает наличие определенного количества отсылок к научным текстам, которые могут быть связаны с основной темой исследования не только непосредственно, но и косвенно. Научное цитирование – необходимое условие восприятия содержания магистерской диссертации и ее существования в научном дискурсе. Цитаты в научном тексте могут выполнять роль исходной точки, от которой отталкивается исследователь, выступать как общее место, являться основой научного исследования, могут использоваться в качестве иллюстрации истинности аргумента. Функции научных цитат в магистерской диссертации разнообразны, от иллюстрирующих научное знание до аргументирующих, представляющих тезис или выводное суждение.
При этом исследователи прибегают к различным способам использования других научных текстов, обращения к ним в собственном исследовании: прямое цитирование (реконструкция исходной точки исследования, приведение фактических аргументов, образно-иллюстративная функция); косвенное цитирование (объективация изложения, характеристика и оценка предмета исследования).
Научные основания проведения магистерского исследования.Одним из наиболее важных оценочных критериев магистерской диссертации является методологическая грамотность магистра-исследователя. Методологический аппарат магистерской диссертации располагается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о научном обосновании исследования. Методологическая грамотность магистранта позволяет ему научно обоснованно сформулировать проблему, цель исследования, объект и предмет, задачи, проверяемые гипотезы, пояснить, на каких теоретико-методологических основаниях строится работа, убедительно сформулировать новизну и значимость (теоретическую и практическую) полученных результатов, сформулировать положения, выносимые на защиту. Методологический аппарат диссертации состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности диссертанта. Методологический аппарат во введении является одним из наиболее важных элементов магистерской диссертации, которому следует уделять особо серьезное внимание.
При проведении научного исследования магистр должен знать критерии научности знания. Истинность знания как критерий научности знания базируется на законе достаточного основания, который является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. При этом важно исходить из того, что истины научного знания универсальны и принадлежат к формам знания, базирующимся на признании истины по объективно достаточным основаниям. Для магистра значимым должно быть понимание того, что системная организация научного знания обусловлена такой его обоснованностью, которая порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного анализа на основе имеющихся научных данных.
При анализе научной литературы по проблеме исследования магистр должен исходить из того, что в научном знании закрепилось понимание необходимости разделения научных знаний на эмпирические и теоретические знания.
Эмпирическое знание– это установленные факты науки и сформулированные на их основе закономерности и законы. При этом эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, недостаточно для познания внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта. Теоретическое знание трансформирует результаты, полученные на стадии эмпирического познания, в научные обобщения, вскрывая сущности явления, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта.
В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки. Знание магистром методологии является определяющим при организации научного познания.
Методология как учение о методе научного познания и преобразования мира основывается на том, что любая система научного знания, закон науки выступают как принцип и как метод науки. Методология существует в форме методов интеллектуальной, мыслительной деятельности, являющихся основой научных исследований и образовательно-преобразовательной практики.
Любой метод детерминирован предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен, прежде всего, своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).
Выделяют качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные. К характерным признакам научного метода относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность. В современной науке многоуровневая концепция методологического знания позволяет все методы научного познания разделить на философские; общенаучные и частнонаучные, методы междисциплинарного исследования.
Замысел исследования– это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:
– цель, задачи, гипотеза исследования;
– критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;
– последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);
– порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;
– порядок и формы представления результатов исследования.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов.
Первый этапвключает в себя:
– выбор научной проблемы и темы;
– определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач;
– разработку гипотезы исследования.
Второй этапработы содержит:
– выбор методов и разработку методики проведения исследования;
– непосредственно процессы самого научного исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этапявляется заключительным. Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа соответствующим образом оформляется.