Тема 4. жанры научного дискурса: научный доклад
Цель: Формирование знаний об основных особенностях научного доклада, о разновидностях научных докладов; формирование навыков составления научного доклада.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части: знания об основных особенностях научного доклада, о разновидностях научных докладов; навыки составления научного доклада.
Актуальность темы заключается в том, что научный доклад — одна из основных форм вторичного научного текста, которая активно применяются как в случае представления нового научного знания, так и в учебно-научных целях. Учитывая, что обучение в магистратуре предполагает постоянное ведение научной и учебно-научной работы, знания, умения и навыки, обретаемые студентами в ходе изучения данной темы, приобретают особую актуальность.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Функциональные разновидности научного доклада.Сам по себе доклад представляет собой устное сообщение на определенную перед научной или учебной аудиторией.По своим функциональным разновидностям доклады могут быть классифицированы следующим образом:
- доклад на научной конференции;
- научный доклад на защите диссертации (магистерской, кандидатской, докторской);
- доклад на научном семинаре;
- учебно-научный доклад.
Доклад на научной конференции (симпозиуме, научном форуме и т.п.) представляет собой краткое сообщение перед научной аудиторией, в котором приводятся результаты научного исследования. Объем доклада на конференции определяется в первую очередь регламентом конкретного заседания в ходе конференции. Содержание доклада полностью определяет его автор, задача которого состоит в том, чтобы в профессиональной научной среде обнародовать результаты проведенного им научного исследования. Обнародование результатов исследования на научной конференции может преследовать разные цели. Если автор считает, что полученные им данные (теоретические, экспериментальные, эмпирические, статистические) представляют собой новое слово в науке, несут в себе новое научное знание, то целью автора в этом случае может быть публичная декларация своего авторства, с одной стороны, и доведение результатов до профессионального сообщества с целью дальнейшего развития научного направления — с другой. И та и другая цель выступает реализацией совершенно естественных намерений автора внести личный вклад в свою область научного знания. Принимая в расчет эти цели, автор стремится в отпущенное регламентом время с максимальной точностью и ясность, как можно полнее изложить наиболее существенные результаты научного исследования, что находит соответствующее отражение в его докладе: принимая в расчет, что аудиторию составляют люди в полной мере компетентные, не следует растрачивать время на обширные обзоры научных трудов других авторов, работавших или работающих в этом же направлении, достаточно упомянуть научные концепции и теории, которые легли в основу исследования, результаты которого автор намерен представить на конференции. Кроме того, следует учитывать, что во многих случаях заблаговременно до начала конференции публикуются тезисы докладов и заинтересованные лица вполне могли с ними ознакомиться, хотя в любом случае следует ориентироваться на тех, кто еще не знаком с содержанием вашего доклада, поскольку именно среди них могут оказаться наиболее заинтересованные специалисты.
Несколько иначе обстоит дело, если полученные автором и обнародованные на конференции результаты вступают в противоречие с данными, полученные другими учеными, и выступление будет иметь полемический характер. В этом случае обзор работ других авторов неизбежен по причине требований объективности научного знания. Иными словами, чтобы вынести на суд аудитории новые данные, способные породить полемику, необходимо этой аудитории представить другие точки зрения, чтобы она могла сопоставить представленные данные и объективно оценить научные достижения выступающего. Такова корпоративная этика научного сообщества.
Научный доклад на защите диссертации (магистерской, кандидатской, докторской) также имеет целью представление новых научных данных, но существенно отличается от доклада на научной конференции. Одна из целей доклада на защите диссертации — аргументированно доказать научную состоятельность полученных теоретических и практических данных а также научную новизну исследования. Кроме того следует учитывать, что после представления доклада на защите диссертации неизбежно последуют вопросы выступающему, ответить на которые он должен быть готов. Все это требует особо тщательной подготовки к докладу на защите диссертации.
На защите магистерской диссертации для доклада соискателя предоставляется, как правило, не более десяти минут. В отведенное время докладчик должен успеть сообщить необходимый минимум так называемых паспортных данных диссертации (подробно о них сказано в шестом и седьмом разделах данного пособия) и изложить основные результаты исследования, оформленные во введении как положения, выносимые на защиту.
Доклад на защите диссертации строится, как правило по двум схемам. По первой схеме доклад строится в соответствии с текстом диссертации, из которого удаляются все второстепенные элементы, и в доклад включаются необходимые паспортные данные и сильно редуцированная (сжатая, сокращенная) версия основного текста диссертации. По второй схеме в доклад после необходимых паспортных данных включаются положения, выносимые на защиту, после каждого из которых в тексте доклада приводятся аргументы и примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
Доклад на научном семинаре выполняется с целью доведения до узкого круга специалистов результатов научного исследования, а также с целью участия в научной дискуссии по определенному вопросу. Поскольку научный семинар проводится, как правило, по какому-либо конкретному научному вопросу, его аудитория представляет собой группу ученых — специалистов в этой области, из чего следует, что доклад должен содержать совершенно конкретные научные данные, которые подлежат обсуждению компетентной аудиторией.
Учебно-научный докладвыполняется учащимся для участия в учебном семинаре. В этом случае преподаватель дает тему и список научных первоисточников, по которым студент должен будет подготовить доклад. Цель такого рода докладов состоит, с одной стороны, в том, чтобы учащийся получил навык работы с первоисточниками, получил из них необходимые научные данные, обретал навык публичной речи. С другой стороны, цель такого доклада состоит в том, чтобы конкретные научные данные были доведены до сведения учебной аудитории и подверглись всестороннему обсуждению для как можно более полного усвоения сути вопроса.
Учебно-научный доклад представляет собой результат научно-поисковой деятельности учащегося, которая сама по себе является разновидностью исследовательской деятельности. Цель составляющего учебно-научный доклад состоит в том, чтобы создать цельный в композиционно-семантическом отношении текст, подлежащий публичному представлению — представлению в учебной аудитории на семинарском занятии. Этот текст должен сохранять типичное членение научного текста: во вводной части аудитории сообщается тема и цель доклада; если того требует материал, если состав аудитории требует, далее в доклад включается обзорно-аналитический фрагмент, в котором сообщается о состоянии научных разработок в этой области, о подготовительной работе, проведенной при составлении доклада. Основная часть текста, самая протяженная, как правило, содержит научные данные, соответствующие теме и цели доклада. Заключение содержит общие выводы, отсылки к использованной литературе и прочим источникам.
Основная часть доклада требует особого внимания. Во-первых, следует учитывать, что учебная аудитория на семинарском занятии может состоять из студентов самого разного уровня подготовки по данной дисциплине. Во-вторых, задача докладчика состоит в том, чтобы продемонстрировать свой уровень понимания вопроса, научной проблемы, и в то же время донести основные идеи до аудитории. Поэтому доклад, с одной стороны, должен быть ориентирован на высокий уровень представления полученного студентом нового для него научного знания; с другой стороны, доклад должен быть составлен в доступной для основной массы учащихся форме. При этом учебный семинар (семинарское занятие) может быть специально использован для прояснения особо сложных научных проблем, поэтому доклад по научному уровню может быть несколько выше уровня знаний аудитории в расчете на то, что именно на семинарском занятии при обсуждении доклада сложные вопросы будут разъяснены учащимся.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Прочитайте статью в Приложении 3. Найдите в ней и выделите ключевые компоненты: цель исследования, научная проблема, актуальность, основные результаты исследования, перспективы исследования. Составьте схему статьи, состоящую из языковых выражений, представляющих ключевые элементы текста статьи, ранее выделенные Вами.
Задание 2. Подготовьте из статьи в Приложении 3 доклад продолжительностью 9-10 минут для выступления на научной конференции. Объем статьи — 9,5 страниц А4, 14 кегль, межстрочный интервал — 1,5. Имейте в виду, что неторопливое, внятное чтение одной страницы такого формата занимает около двух минут. Таким образом, чтение всей статьи заняло бы 19 минут. Рассчитайте максимальный объем текста доклада и, исходя из этих расчетов, составьте доклад, учитывая неполемический характер статьи и приведенные в теоретической части рекомендации.
Список рекомендуемой литературы:
1. Основы научной речи / Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. – СПб., 2003.
2. Бахтина Л. Н., Кузьмич И. П., Лариохина Н. М.Обучение реферированию научного текста. – М., 1988;
3. Бахтина Л. Н., Кузьмич И. П., Лариохина Н. М. Реферирование научного текста: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык (Специальность: информатика, математика, физика). – М., 1999.
4. Барыкина А. Н., Бурмистрова В. П., Добровольская В. В., Цыганкина А. Г. Практическое пособие по развитию навыков письменной речи. – С. 291–293.
5. Гребенюк Н.И., Гусаренко С.В. Стилистика русского научного дискурса. Учебное пособие (курс лекций). - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015.