Политика и ценности. Политическая философия и идеология. Базовые политические ценности.
Система ценностей изучается специальной научной дисциплиной философии – аксиологией.
Ценность – это значимость для людей определенных явлений действительности.
К числу основополагающих политических ценностей относятся:
- политические свободы;
- равенство;
- справедливость;
- права человека;
- демократия;
- политический плюрализм;
- толерантность;
- гражданственность;
- патриотизм и др.
Каждая из перечисленных ценностей представляет собой желательный для общества вариант разрешения какой-либо проблемы во взаимоотношениях индивида (группы) с государством.
В самих странах Запада свобода и демократия неоднократно сменялись тоталитарными формами государственного существования (фашизм).
К тому же определенной части людей вообще свойственно «бегство от свободы» (Э. Фромм), предполагающей высокую ответственность личности. Люди предпочитают свободе безопасность и социальную защищенность; во имя этих, столь же реальных ценностей они нередко вручают свои судьбы более жестким режимам, ограничивающим их политические свободы, но сулящим (отчасти и обеспечивающим) известную политическую стабильность и защищенность.
Наконец, к политической свободе надо «привыкнуть»: после длительного идейного и политического порабощения общества и личности свобода «в неограниченных размерах» «опьяняет» и вызывает неадекватные, деструктивные, разрушительные эффекты (межэтнические конфликты в СССР и СФРЮ и распад обоих государств; дискредитация действий «демократов первой волны» в странах Восточной Европы и др.)
Чрезвычайно сложна ценность равенства. Всякий индивид стремится не только к успеху, но и к достижению более высоких стандартов социального бытия по сравнению с окружающими (богатство, карьера, власть и др.) В современном государстве речь идет именно о политическом равенстве, которое устанавливается по трем основаниям:
- равенство всех граждан перед законом (политико-юридическое равенство);
- равенство объема гражданских и политических прав и свобод членов общества;
- равенство всех граждан в осуществлении права на участие в управлении государством.
Тем не менее, право на участие в управлении государством реализуется большинством населения только в процессе выборов. Повседневное политическое управление обществом осуществляется политическими элитами – группой компетентных профессионалов, для которых политика является профессией и формой повседневной трудовой деятельности.
В то же время деятельность политических элит стоит в определенном противоречии с ценностью демократии. Народ имеет право (и должен) сам определять свою судьбу. Но конкретные методы реализации народных идеалов могут (и также должны) взвешиваться, отбираться и применяться политиками-профессионалами.
Сложной политической ценностью является и справедливость. Государство должно быть справедливым (Платон). Но положение граждан государства крайне различно. Имеет ли право государство поддерживать одну часть граждан за счет другой? Американский философ Дж. Ролс выдвинул «теорию справедливости», основанную на двух принципах:
1. Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами для всех остальных людей.
2. Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно:
а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших;
б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей.
Таким образом, суть политической справедливости - в компенсационном механизме, который может смягчить экономическое неравенство путем установления политического равенства или даже неравенства в пользу малоимущих. Для политической справедливости характерна договорная природа: справедливо то, о чем сумели договориться противоборствующие стороны, придя к некоему консенсусу. Иными словами, справедливо в политике то, что признано большинством общества, что легитимно (М. Вебер).
Взаимосвязь политической философии и идеологии
Под идеологией понимается система определённых взглядов, идей, представлений, принципов и т.п., в которых выражается отношение человека к окружающему миру. В совою очередь политическая идеология делиться на целый ряд направлений (течений): либерализм, радикализм и т.д. Наравне с основными, традиционными идеологическими доктринами существуют и так называемые негативные идеологические направления: антифашизм, антикоммунизм и т.д.
Функции идеологии:
a) Рефлекторная (отражает, аккумулирует, теоретически осмысливает политические интересы соответствующих социальных групп);
b) Апологетическая (защищает, часто предвзято, свои идеалы восхваляет их);
c) Наступательная (нападает, критикует другие идеологии);
Формы идеологической борьбы бывают разными: от идейно-теоритических дискуссий - до полномасштабной "психологической войны".
d) Преобразовательная; "… Теория становиться материальной силой, как только она овладевает массами" К. Маркс.
e) Интегративная; "социальный клей"
f) Регулятивная (формирует определённое политическое поведение граждан);
g) Контрольная.
Всякая идеология характеризуется некоторыми основными чертами:
1) Она объективна по своему генезису, как объективны человеческие интересы, которые она выражает, её существование неизбежно, естественно.
2) Хотя идеология есть отражение материальных условий жизни людей, она не копирует их механически, а имеет относительно самостоятельное существование, собственную историю и логику развития.
3) Отражая экономический строй общества, идеология оказывает на него активное обратное воздействие.
4) Всякая идеология наряду с проблемами истины содержит в себе заблуждения, мечты, предрассудки, цели, и т.п. - что зовётся "мнимой реальностью" ("политическая мифология").
5) Если наука открывает объективные законы, то идеология, отражающая интересы определенных социальных групп всегда партийна, фрагментарна.
6) В каждую идеология экономически и политически господствующего класса является господствующей, и частично может выражать интересы других социальных групп.
Та или иная идеология выступает в форме определённой политической доктрины какой-либо партии. Доктрина - это формула, выражающая основную установку политической деятельности.
Цель любой идеологии - укоренить определённое понятие и рефлексы в сознании электората.
Либерализм (либеральная демократия) - политическая идеология, отстаивающая полноправие и свободу личности, надёжные гарантии её социально-экономической и политической деятельности. В числе других идеалов либерализма - природное равенство людей, абсолютная ценность человеческой личности, законность и правопорядок, верховенство закона по отношению к государству и другим политическим субъектам.
Консерватизм (неоконсерватизм) - это политическая идеология, отстаивающая незыблемость существующего политического строя, ожидающая революционные преобразования общественно-политических институтов и порядков. К идеалам и ценностям консерватизма относиться семья, здравый смысл, частная собственность, связанные с нею ответственность и трудолюбие, религия, мораль, традиции. Социальное неравенство для них - состояние от рождения, поэтому естественна определённая социальная иерархия.
В ХХ в. консерватизм под влиянием либерализма несколько видоизменился, приняв форму неолиберализма.
Социализм (коммунизм, марксизм, революционный социализм).
Социализм - это идеология, отстаивающая общественную собственность на средства производства, социальное равенство и справедливость, коллективистский образ жизни, свободный от эксплуатации человека человеком.
В рамках этой идеологии социализм и коммунизм - сходные понятия, которые часто переплетались..
Марксизм - научное, революционное (или леворадикальное) течение мысли. На его базе сформировались I и II Интернационалы - международные товарищества рабочих, а затем социал-демократических партий.
Марксизм - идеология "голодных рабов", но её создатели и адепты - рафинированные интеллектуалы, ибо доказывали они недоказуемое: что эффективно работать можно без частной собственности, и распределения важнее производства и прочее..
№26 Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
Либерализм отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы; свобода- свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства; разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение; равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение); толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм; согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии; конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.
В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим; несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо; иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе; порядок — общество может существовать только в том случае, если государство установит в нем закон и порядок; патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов; собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом)
№27 Социальное и политическое представительство. Представительство связано с демократическим режимом. Политическое представительство – такой характер полит. отношений субъектов полит. процесса, которое позволяет одному использовать право, делегированное им другим для использования властных отношений.
Политическое представительство – это отношения, возникающие между субъектами, которые позволяют осуществлять от имени первого властные полномочия и иную полит. деятельность (выборы, делегирование).
Соц. представительство – когда субъект получает полномочия от множества людей, одной или нескольких соц. общностей. При делегировании полномочий на участие в процессе принятия решений, представитель сам получает власть над теми, кто эти полномочия ему предоставил (разница с адвокатом).
Механизм социального представительства включает в себя процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, а также формирование особ институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство с целью реализации интересов определенных социальных общностей.
Виды избирательных систем:В мировой практике существует разный порядок избрания кандидатов. Во всех системах подсчет ведется от количества избирателей, явившихся на избирательные участки. Для победы в выборах нужно набрать наибольшее число голосов.
1.Мажоритарная (от французского «мажорите» - большинство). В ее основе лежит принцип большинства. Голосование идет за конкретных кандидатов и избранным считается тот кандидат, за которого подано наибольшее число голосов.
2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе лежит принцип распределения мандатов в избирательном округе между партиями и объединениями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией (объединением). Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, и чем больше голосов получит партия на выборах, тем больше мест в парламенте займут ее представители. Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, он может быть гибкий (очередность прохождения кандидатов определяют избиратели); а может быть и жестким - очередность прохождения кандидатов определяется партийными органами.По пропорциональной системе избирается Государственная Дума России.
3.Смешанная система. В ней сочетаются пропорциональная и мажоритарная системы. Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, часть по мажоритарной. Такая система существует при выборах в законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Виды выборов. Существует несколько классификация видов выборов:1. Прямые и косвенные. 2.Всеобщие (участвует все совершеннолетние дееспособные граждане государства) и частичные (участвует часть населения); могут быть дополнительные (при необходимости пополнения состава палаты депутатов, если кто-либо из них досрочно выбыл в случае смерти, отставки и т.д.).3.Общенациональные, региональные и местные.4.Первоначальные, повторные (при голосовании в несколько туров), новые (если первоначальные выборы признаны не состоявшимися или недействительными).5.Очередные или внеочередные (из-за смерти Президента, роспуска парламента). 6.Всеобщие или ограниченные (цензовые).7.Равные и неравные.8.Выборы с тайным голосованием и с открытым.
Избирательный процесс- это урегулированный законодательством порядок деятельности избирателей, государственных органов, организаций, местного самоуправления, групп граждан по подготовке и проведению выборов.В разных странах он длится разное время. В РФ - 4 месяца, в Японии - 2 недели, в США по выборам Президента - 8 месяцев. Стадии избирательного процесса:1.Назначение выборов.2.Установление избирательных округов (если они есть).3.Установление избирательных участков.4.Создание избирательных органов – центральной избирательной комиссии, территориальных, участковых комиссий.5.Регистрация избирателей в комиссиях.6.Выдвижение кандидатов.7.Агитация.8.Непосредственно голосование.9.Подсчет голосов и установление результатов выборов.10.Проведение 2-го тура голосования и последующих туров или новых выборов (при необходимости).11Подведение окончательного результата выборов и его официальное опубликование.
Избирательная система России
В России закрепляется всеобщее, равное и прямое избирательное право граждан при тайном голосовании.
Активное избирательное право в нашей стране принадлежит гражданам с 18 лет, а пассивное - при выборах в депутаты Государственной Думы - с 21 года, при выборах Президента - с 35 лет.
Согласно статьи 32 Конституции РФ: «1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
По статье 81 Конституции «1. Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет».
В последние годы избирательная система России достаточно активно реформируется. По сути, почти к каждым новым выборам в Государственную Думу принимается новый закон о выборах.
№28 Демократический режим или демократия (от древнегреческого «δημοκρατία» – «народовластие») – политический режим, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом (представительная демократия). В политологии классическим считается определение демократии, данное А. Линкольном: «правление народа, для народа, посредством народа».
Считается, что при демократии права и свободы человека не ограничены ничем, кроме прав и свобод других людей. Более того, главной целью демократий называют наиболее точный, полный и своевременный учет интересов всех граждан путем предоставления им максимальной возможности оказывать влияние на формирование и осуществление власти. Кроме того, демократия обеспечивает верховенство закона и равенство перед законом, неприкосновенность личности. Здесь царят терпимость и взаимопонимание, открывается широкий простор для самореализации личности и разнообразного творчества.
Основные формы демократии:1) непосредственная демократия (прямая демократия) - принятие решений непосредственно гражданами,2) представительная демократия:(выборы единоличных руководителей, коллегиальных органов, судей и присяжных (народных) заседателей путем всенародного голосования);
Кроме того, политологи называют следующие основные модели (формы, разновидности) демократии:
- либеральная демократия («миниархия» - властвование по минимуму), где особо пристальное внимание уделяется защите жизни, частной собственности, других прав и свобод, в том числе обеспечивается некий минимум прав политических меньшинств;
- социал-демократия (всенародная демократия, демократический социализм, «социализм с человеческим лицом»), где важнее всего справедливое распределение благ, максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей каждого, социально-экономическое равенство;
- элитарная демократия (буржуазная демократия, аристократия), где есть явное политическое преобладание имущих (высших) классов, несмотря на формальное соблюдение демократических процедур;
- индивидуалистическая демократия, где выпячивается защита индивидуальных интересов;
- плюралистическая демократия («полиархия»), заботящаяся о множестве центров властного влияния, многообразии политических форм и идей, а также о балансе всех интересов;
- управляемая демократия (декоративная демократия, мнимая демократия), где демократические процедуры прикрывают единоличное и групповое всевластие.
Суверенная демократия — концепция, введённая в широкий оборот заместителем руководителя Администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005-2006 годах. Являлась одной из главных идеологем на думских и президентских выборах в России 2007-2008 годов. Разновидность имитационной демократии. Первоначально термин «суверенная демократия» был введён гоминьдановским правительством Тайваня для описания существующей у них политической системы.
Согласно определению данному самим В. Ю. Сурковым, суверенная демократия — этообраз политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.Другое определение «суверенной демократии» даёт ведущий аналитик движения «Наши» — Виталий Трофимов-Трофимов[5], определяющий «суверенную демократию» какодна из форм нелиберальной эгалитарной демократии, где политическая, экономическая и общественная свобода отдельного человека ограничивается интересами общества, прежде всего, сохранением государственного суверенитета/
Критики термина «суверенная демократия»Термин «суверенная демократия» критиковался как надуманный и бессмысленный Д. А. Медведевым, М. С. Горбачевым и М. М. Касьяновым, а также рядом зарубежных официальных лиц.24 июля 2006 года было опубликовано интервью с первым заместителем председателя правительства России Д. А. Медведевым, в котором он высказал мнение, что понятия суверенитет и демократия — из разных понятийных категорий и сравнивать их нельзя.
«Если же к слову „демократия“ приставляются какие-то определения, это создает странный привкус. Это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии».
21 июня 2009 года американский историк Ричард Пайпс заявил, что он не знает что такое "суверенная демократия" - «я не понимаю этого термина, — или есть демократия, или нет.» Демократия в России, по его мнению, существует только наполовину, и если название "суверенная демократия" именно это отражает, то это «очень хорошее тогда название. Думаю, что половина демократии»
Использование термина в политической жизни России послужило поводом к возрождению старого советского анекдота: «В чем разница между демократией и суверенной демократией ? Такая же как между стулом и электрическим стулом».
№29 История становления политических партий. Современные политические партии, их типология.
Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям. Возникновение политических партий обусловлено развитием буржуазных отношений, демократизацией политической жизни и выходом на арену политической борьбы третьего сословия.
М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два первых из которых считаются предысторией политических партий :
1) партии как аристократические группировки;
2) партии как политические клубы;
3) современные массовые партии.
Первые прообразы современных политических партий возникают в периоды буржуазных революций и зарождения парламентских форм борьбы за власть: 70—80-е гг. XVII в. в Англии — тори, виги; 80—90-е гг. XVIII в. во Франции — якобинцы, жирондисты. Первые партии современного типа возникают в первой половине 19 в. с введением в ряде европейских стран и США всеобщего избирательного права. Например, в 30-е гг. XIX в. возникли Лейбористская и Консервативная партии в Англии и Республиканская и Демократическая партии в США.
В России первые политические партии возникают в конце XIX — начале XX в. Например, в 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров.
Первые политические партии по своей сути были буржуазными, и их борьба за власть в основном была направлена против феодальных порядков. В дальнейшем появляются массовые политические партии, выражающие интересы различных социальных общностей и классов. Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения.
Они могут возникать:
1) по инициативе «сверху». Некие политические лидеры или государственные функционеры, преследуя свои политические цели и амбиции, стремясь заручиться поддержкой избирателей, инициируют создание «своей» политической партии. Таким образом появилось большинство из ныне существующих партий в России, например ЛДПР, «Яблоко», «Единство» и др.;
2) по инициативе «снизу». Массовые общественные движения постепенно трансформируются в политическую партию. Например, так возникла партия «зеленых» в ФРГ;
3) путем слияния или раскола других партий
Существует великое множество критериев классификации современных политических партий, в том числе:
- по причастности к власти (правящие - оппозиционные, либо парламентские - непарламентские);
- по типу идеологий (идеологические - религиозные - беспринципные - оппортунистические);
- по сути отстаиваемых доктрин (либеральные - социал-демократические - коммунистические - и т.д.);
- по отношению к переменам (прогрессивные - консервативные, а точнее консервативные - реформистские - революционные - реакционные);
- по социально-классовой сущности (буржуазные - пролетарские - мелкобуржуазные - аристократические, либо работодателей - рабочих - крестьян - ремесленников и т.д.);
- по внутреннему режиму (демократические - авторитарные - тоталитарные, а также централизованные - децентрализованные (полицентрические));
- по открытости (подзаконности) деятельности (легальные - нелегальные - полулегальные);
- по национальному признаку (националистические - интернациональные, или германские - российские - белорусские - т.д.);
- по половозрастным признакам (мужские - женские - молодежные - пенсионерские - т.п.);
- по источникам финансирования (самофинансируемые - опекаемые – субсидируемые).
Пользуется популярностьюклассификация партий, предложенная М. Дюверже:
- кадровые (на постоянной основе работает только руководящий состав и представители партии в госорганах, в остальном – аморфность свободного членства);
- массовые (уставное членство, заметное идеологическое и организационное единство – такие партии объединяют своих членов, как коммерческие компании своих работников);
- строгоцентрализованные (жесткая идейная и организационная дисциплина, сродни армейской).
Еще одно не менее модное деление позаимствовано из практики Революционного Конвента Франции:
- правые (консервативные) партии;
- левые (прогрессивно-революционные) партии;
- центр (балансирующие, в целом реформистские).
Но надо иметь в виду, что едва ли не у каждого политолога свое, весьма путанное представление о «левых, правых и центристах».
30. Способы и формы партийного строительства. Политическая элита. Рекрутирование и типология элит.
В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.
Типология политической элиты | |
Способ отбора (рекрутирования) элиты | · Открытая (антрепренерская) элита; · закрытая элита (гильдии) |
Род деятельности | · Политическая; · экономическая; · военная; · бюрократическая; · культурно-информационная |
Место в политической системе | · Правящая; · оппозиционная (контрэлита) |
Характер внутриэлитных отношений | · Объединенная (с высокой степенью интеграции): а) идеологически объединенная; б) консенсусно объединенная; · разъединенная (с низкой степенью инте- грации) |
Степень представительности | · С высокой степенью представительности; · с низкой степенью представительности |
Способ отбора
Открытая (антрепренерская) элитахарактеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.
Закрытая элита (гильдии)характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.
Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.
Род деятельности
Политическая элитаосуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.
Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.
Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.
Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.
Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.