Общественное объединение труда
Современная цивилизация — технократическая. Это означает, что, во-первых, она не может существовать без порождённой ею техносферы и, во-вторых, она не управляет техносферой безопасным для себя образом, вследствие чего и является её невольницей, а по существу — заложницей порожденных ею же обстоятельств. «Технократия» — это власть техники и технологий над обществом, а не количественное или властное преобладание “технократов” в политической деятельности над юристами и прочими “гуманитариями”.
Ближайшей задачей является переход к технологической цивилизации, в которой управление техносферой организовано безопасным для биосферы и общества образом.
Но это не конечная цель: мы просто не видим способа прямого перехода к биологической цивилизации, свободной от техносферы, без того, чтобы удалось избежать катастрофы общества при полном прекращении технико-технологической деятельности и основанного на ней производства при нынешнем состоянии мировоззрения, нравственности и духовной культуры большинства.
Материальной основой жизни в цивилизации технократического и технологического типов является производство разнородной продукции, потребляемой обществом, из сырья, механически черпаемого из природы.
Такого рода производство невозможно безобщественного объединения специализированного труда[211]множества людей, сопровождающего технологическое разделение операций и производственный продуктообмен. Главная черта этого общественного явления — профессионализм, т.е. систематическое, а не от случая к случаю, исполнение людьми определённых — узкоспециализированных — видов деятельности, из которых складывается общественное объединение труда.
Традиционное разделение труда на труд «умственный» и труд «физический» в принципе не характеризует это общественное явление: каждый вид труда невозможен без хотя бы минимальной умственной деятельности и хотя бы минимальной мышечной. В общественном объединении труда значимо другое: объективноеобособление профессиональной управленческой деятельности, без которой невозможна непосредственно производительная профессиональная деятельность ни в сфере «материального»[212] производства, ни в сфере обработки информации (науки, искусства, образование и т.п.). Без каждой из этих сфер невозможно существование цивилизации при современном состоянии её духовности, к которой мы относим, прежде всего, идеалы нравственности, действительную нравственность и мировоззрение, определяющие реальное поведение индивидов в жизни, их строй психики.
Развитие общественного объединения труда это — дальнейшее дробление и специализация профессий; рост минимального квалификационного уровня в каждой из них, начиная с которого общество признает профессионализм человека, перестав считать его неучем-дилетантом, занятым не своим делом; а также это процесс освоения нескольких профессий, дополняемый миграцией членов общества по сферам профессиональной деятельности.
В цивилизации, жизнь которой обусловлена производством, важной характеристикой общественного объединения труда является уровень производительности в целом общественного труда в сферах материального производства и обработки информации, рассматриваемых обособленно от сферы профессионального управления.
Уровень производительности в целом общественного труда определяется не только уровнем производительности индивидуального труда, но и качеством управления множеством специализированных видов деятельности и множеством процессов, протекающих как в техносфере, так и в жизни общества в целом.
На определённом этапе развития общества темпы роста производительности в целом общественного труда (как и многое другое)становятся обусловленными качеством управления частными видами деятельности в обществе и процессами в техносфере, поскольку темпы роста производительности в целом общественного труда и индивидуального труда начинают определяться успехами и неудачами фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых обществом в целом на основе коллективной деятельности. Научно-технический прогресс и его результаты обусловлены направленностью изменения духовной культуры всего множества индивидов в обществе: их идеалами нравственности, действительной нравственностью и мировоззрением.
Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального производства и обработки информации качественно разнородны. Управленческий же труд в общественном разделении профессионализма неизбежно оказывается, начиная с какого-то уровня соподчинения профессий в устройстве жизни общества, трудом общественной в целом значимости,уже в период осуществления человеком управленческой деятельности.
Управленческая деятельность в отношении общественно-экономической системы в целом требует владения многими знаниями из различных областей науки и практики, накопленных не одним поколением в их преемственности; либо требует методологической культуры непосредственного самостоятельного воспроизводства этих знаний и практических навыков в темпе развития обстоятельств, вне зависимости от того, известны они были прежде в культуре или же нет.
Поскольку в обретении методологических навыков у людей нынешней цивилизации изначально большие проблемы (нравственно-психологического характера), то в сфере управления общественного в целом уровня значимости обладание знаниями многих поколений на протяжении всей её Истории является решающим фактором, если рассматривать процесс в длительном развитии, охватывающем жизнь многих поколений.
Соответственно в технократических и технологических цивилизациях главенствующий принцип организации внутриобщественного управления это «Знание — власть»[213].
То же касается и обществ, где значима разносторонняя магия: там то же всё определяют освоенные знания, но иного рода по сравнению с техническими цивилизациями. Соответственно народовластие (демократия в её существе),в такого рода цивилизациях—это реальное равноправие выходцев из всех общественных групп в получении и использовании образования сколь угодно высокого уровня, который индивид может освоить. Если же при этом знания, даваемые системой обязательного образования, выражают общие законы бытия Мироздания в Объективной реальности, включая и законы бытия человечества, и объём их достаточен для их понимания, то всеобщая доступность такого Знания открывает человечеству дорогу к Богодержавию (построению на Земле Царства Божиего), в котором власть не может быть тиранической по отношению к личности, и человечество способно обрести свободу от техносферы, на основе духовности, качественно отличной от ныне ему свойственной.
Образ жизни нынешней цивилизации обусловлен господством определённых — во множестве разнообразных возможных вариантов — типов строя психикиособи вида Человек Разумный[214]. Нормально, когда достоинство личности человека выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе его психики. Общественный прогресс и регресс выражаются в изменении составляющих статистики носителей каждого из выявленных — объективно различных — типов строя психики, а вовсе не в достижениях «материальной» культуры, искусств, государственного устройства и тому подобных легко различимых демонстрационных атрибутов того или иного общества.
Общественное объединение труда — это ещё и обмен продуктов частных видов деятельности в соответствии с общественными потребностями, традициями и возможностями. В этом продуктообмене участвует и продукт управленческого труда: качество управления (темпы роста производительности общественного труда, от которой зависит объём свободного времени, необходимого для того, чтобы индивид осознал идеал человека и преобразовал себя в соответствии с идеалом; уровень безопасности членов общества и общества в целом и т.п.) и средства, его обеспечивающие.
При общей нехватке продукции пропорции её производства и нехватки выражаются в ценах на продукцию и услуги. В условиях монополии “элиты” на образование, необходимое для осуществления управления, цена на продукт управленческого труда монопольно высока, так как всё общество зависимо от монополии “элиты” на обеспечение качества управления достаточно высокого уровня, а “элита”, по своему злонравию, не может ограничиться в потреблении производимого на основе общественного объединения трудапотребностями, не выше средних в обществе.
Первичная монополия “элиты” на доступ к знаниям и сокрытие от народа методологии самостоятельного познания позволяет корпоративно замкнутой “элите” установить эту вторичную потребительскую монополию, которая узаконена правящей “элитой” и видится остальному обществу как более высокий «уровень жизни» семей, принадлежащих к сфере управления. Поскольку в общественном объединении труда участвуют все классы, но только “элита” предъявляет обществу монопольно высокую цену за продукт своего труда, то все, ею обездоленные, воспринимают это как эксплуатацию человека человеком, угнетение жизни большинства, то есть несправедливость.
В термине «эксплуатация человека человеком» в сфере производства и потребления скрыта монопольно высокая цена на продукт управленческого труда, реже — иная монопольно высокая цена.
В общем же смысле, эксплуатация человека человеком — это употребление возможностей, данных Свыше другому человеку, вопреки его воле и объективнымжизненным интересам как его самого, так и других, в том числе и в последующих поколениях.
Однако полное устранение толпо-“элитаризма” не достигается только лишь прогрессом системы образования, поскольку в основе толпо-“элитаризма” лежит извращённая нравственность и господство в обществе недочеловеческих типов строя психики: одни полагают, что они — лучше, чем другие, вследствие чего они, якобы имеют право помыкать остальными и прожигать их жизни по своей безответственной похоти; а другие попустительствуют вседозволенности первых — ладно бы в отношении лично себя; но в отношении других — им такого права попустительствовать — никто не давал.
Толпо-“элитаризм” устранится нравственным преображением — включая, в первую очередь, религиозную сторону жизни — всех толп в человечество, в результате чего человечный строй психики станет безраздельно и необратимо господствующим в обществе.