Главные традиционные религии

В этом разделе мы рассмотрим лишь несколько религиозных систем, те, которые оказывают наибольшее влияние на жизнь современного российского общества. Таких религиозных систем три: иудаизм, библейское христианство и ислам (согласно хронологии становления). В то же время в нашей многоконфессиональной стране существенное место занимает буддизм, и поэтому его сущности мы тоже немного коснёмся в конце раздела.

Иудаизм

В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошёл весьма существенной частью в состав библейского христианства.Как известно, Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет (иудейское писание) и Новый завет (“христианское” писание). “Христиане” признают богооткровенным не только Новый Завет, но и Ветхий Завет. Именно поэтому знание его сущности особо полезно для народов России. Иудаизм общепринято считать «национальной» религией, однако по ряду признаков он вполне подходит под определение мировой религии.

Естественен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвящённых ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении её истории. В странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая в состав “христианской” традиции, долгое время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие учёные поплатились жизнью за политику усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и “христиан”, особенно для католического и православного духовенства Библия, в состав которой вошли священные тексты иудаизма, остаётся отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению Святого Духа. Вплоть до наших дней для представителей церковных и околоцерковных кругов защита Библии от критики является одной из главных задач.

Библия по сие время остаётся важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя (толпо-“элитаризма”). Именно поэтому всякая критика феодального крепостнического, а позже капиталистического строя, исходившая от прогрессивных общественных кругов, неминуемо включала и включает в себя также и критику Библии, а следовательно, еврейской религии, иудаизма. На этом поле вот уже более четырёх веков идёт ожесточённая борьба между силами прогресса и силами реакции. В ходе этой борьбы сложилась целая наука — библеистика.

Основной источник изучения древнееврейской религии — Библия.Прежде всего это книги закона (по-еврейски Тора), или так называемое Пятикнижие Моисеево — книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. Сюда входят Бытие— рассказ о сотворении Богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их грехопадении и изгнании из рая, о размножении человечества и его древнейшей истории, о всемирном потопе и спасшемся от него Ное с семейством, о патриархах — родоначальниках еврейского народа Аврааме, Исааке Иакове, Иосифе с братьями, о переселении евреев в Египет; Исход — книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые «10 заповедей Бога» (Исх. 20: 1-17) и другие религиозные предписания; Левит — религиозное законодательство; Числа — законодательство и история евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины («земли Ханаанской»); Второзаконие — религиозное законодательство. К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая в себе рассказ о завоевании евреями «земли Хананской» под предводительством Иисуса Навина.

Вторую группубиблейских книг составляют «исторические» книги или «писания». Наконец, третья группа — это пророческие книги. Все эти книги вместе “христиане” называют Ветхим Заветом (ветхозаветная литература), в отличие от собственно “христианских” (евреями не признаваемых) книг Нового Завета. О времени происхождения книг Ветхого Завета до сих пор идут споры учёных. Но большинство сходится на том, что самые ранние произведения появились не раньше VII в. до н.э.

На основании всех имеющихся в нашем распоряжении материалов и исследований историю еврейской религии можно представить следующим образом. В древнейший период своей истории, в первой половине второго тысячелетия до н.э., евреи представляли собой конгломерат скотоводческих бедуинских племён, кочевавших в Северной Аравии. Они жили тогда патриархальным родо-племенным бытом, и религия их отражала этот быт. Видимо, существовал культ родовых покровителей, может быть, духов-предков[70]. От этого культа сохранились слабые следы в библейском тексте.

С родовым же культом, по всей вероятности, связаны и представления о еврейских патриархах. Что патриархи, упоминаемые в Библии (Авраам, Исаак, Иаков и др., вплоть до Моисея), не представляют собой исторических личностей, признают многие исследователи. Но кто же такие эти патриархи?Конечно, ошибочно мифологическое понимание их имён как олицетворений небесных явлений. Наиболее правдоподобно, что образы патриархов — персонификация родоплеменных делений.

Совсем другое дело — личность Моисея (традиционно считающегося основателем еврейской религии) — не являвшегося родоначальником, но выделившегося в истории еврейских племён, как избавитель их от египетского плена. Мешать Моисея и его миссию в истории с местом и ролью еврейских родоначальников — не следует. Миссия Моисея состояла в пресечении попытки египетских “жрецов” и следующим их воле фараона сделать из евреев орудие ведения глобального наступления на другие страны.

К весьма древней эпохе восходит, несомненно, скотоводческий культ еврейских племён. С ним связано, в частности происхождение древнего праздника Пасхи, который вначале был чисто скотоводческим праздником — весенним жертвоприношением первого приплода стад. Сюда относится, например, мифологический образ Азазела, в жертву которому в определённые моменты приносили козла; этого козла Азазела (в русском переводе Библии — «козла отпущения») изгоняли живым в пустыню, «возлагая» на его голову все грехи народа.

Так в Библию вошла древнейшая родоплеменная традиция «искупления грехов народа», ставшая устойчивой религиозной практикой не только иудеев, но и “христиан”. Праздник еврейской Пасхи связан с древним обычаем искупления грехов с помощью жертвоприношения козла или агнца. Самой древней в Библии таким образом является доктрина искупления грехов.

Для религии евреев искупительная доктрина долгое времябыла, главной, стимулирующей религиозную жизнь людей, мешая им естественным образом менять себя, свою нравственность иллюзиями лёгкого «отпущения грехов», якобы магически отводимых избранным “козлом” одним махом для целых племён и народов. Эта доктрина так и осталась одной из самых главных в современном иудаизме.

Итак, искупительная религиозная доктрина зародилась в глубокой древности, ещё задолго до появления на свет “основателя иудаизма” (как традиционно считается) — Моисея. Сам же Моисей, согласно Ветхому Завету, был призван Богом вывести еврейские племена из египетского плена. Датируется этот исторический момент рубежом XIII-XII вв. до н.э. После исхода из Египта еврейские племена попали в Синайскую пустыню, где, также согласно Ветхому Завету, разворачивались основные события, связанные с обретением еврейской веры через Моисея. По прошествии 42-х лет нахождения в пустыне, евреи вторглись в Палестину. Моисей к тому времени умер, как написано в Библии.

Первые попытки завоевание Палестины начались в XV-XIV вв. до н.э., и растянулось на несколько столетий. В течении их евреи вели упорную истребительную войну с аборигенами палестинских земель. Ожесточённость этой многовековой борьбы сказалась на самом духе Библии и отражённой в ней религии.

Еврейский “Бог” Яхве (ставший впоследствии единым Богом Библии) выступает в эту эпоху как воинственный общееврейский национальный Бог, предводительствующий своим народом в его борьбе против всех врагов. Эта роль Яхве проходит красной нитью через книги Библии. Отсюда и самый частый эпитет Яхве — Саваоф (Себаот), что значит «бог воинств».

Видимо племена, которые, как считается в Библии, вели свой род от общего предка Израиля (израильские племена) и/или какие-то другие семитские племена вели войны за земли Палестины (возможно и под присмотром египтян) задолго до знаменитого вторжения туда евреев из Синайской пустыни под предводительством Иисуса Навина (как это описано в Библии). У них и был племенной бог Яхве.

Библейский “Бог” иудеев и “христианский” «Бог-отец» по сути своей одно и то же: культ «Бога-отца» является продолжением культа иудейского “Бога” Яхве. Чтобы не смешивать общебиблейского “Бога” с “христианским” — “христианам” создали свой культ «Бога-сына», за которым «Бог-отец» отошёл на второй план и соотносится контекстом Библии к единому “Богу” (в первую очередь иудеев).

В то же историческое время египетские власти — “жрецы” и фараон — встали перед необходимостью захвата Палестины (древнее название Ханаан), как главного информационного, финансового и торгового форпоста всего ближневосточного региона. Не в силах справиться с противоборствующими им войсками Хеттов (особенно во времена Рамзеса II), египетское “жречество” создало себе войско из “подручного материала”, воспитало это войско в Синайской пустыне и именем родного большинству племён воинствующего “Бога” — “благословило” на штурм Ханаана. Мало того, в среде самого войска была установлена оригинальная иерархия: одни племена стали «священниками» (левиты), а другие — просто войнами. Возможно, что в Синайской пустыне обучались не все вторгшиеся в Ханаан племена, а лишь их часть, которая вышла из Египта. Эти племена и были до исхода храмовыми рабами. Другие же племена верноподданно подчинялись племенному богу Яхве, чьим именем и оперировали еврейские «священники», “благословляя” евреев на кровавую бойню за земли.

Коренное население Палестины “Бог” предписывал беспощадно истреблять. Первый же взятый с боя ханаанский город — Иерихон был разрушен до основания и все жители его перебиты (Библия, Нав. 6:20, 23)[71]. Со вторым городом, Гаем, поступили так же; только по приказанию Яхве Иисус Навин оставил в живых скот и взял его себе в добычу (там же, 8:1-2, 27-28). Иногда Яхве и сам принимал участие в битве, помогая своему народу: так, в сражении израильтян с аморейцами, когда последние обратились в бегство, «Господь бросал на них с небес большие камни (града)… и они умирали; больше было тех, которые умирали от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом (на сражении)» (там же, 10:11). Это сражение было, кстати, тем самым, во времена которого Иисус Навин решил удлинить день, чтобы довершить свою победу, и остановил своим словом солнце на небе (там же, 12-13). Такой же кровожадностью отличались и дальнейшие войны евреев, когда они, по выражению Библии, «побили всё дышащее», что находилось в завоёванных ими городах (там же, 11:11). В результате столь расчётливо составленного плана страна совершенно опустела. Только некоторых из соседних с евреями народов Бог не дал истребить, но отнюдь не из жалости, а опять по хитроумному расчёту: они были оставлены в качестве орудия для испытания израильтян в будущем и как своего рода учебный материал, на котором Израиль будет практиковаться в военном деле (Суд. 2:21-23). «Вот те народы, — пишет всё с тем же наивным цинизмом составитель Библии, — которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, — для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали её: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоряне и Евеи, живущие на горе Ливане…»(там же, 3:1-3).

Такие вот кровожадные воины вышли после обучения из Синайской пустыни под предводительством Иисуса Навина. Скорее всего Моисей, действительно пытался сделать из евреев народ, который смог бы нести людям единобожие и справедливость. Но вместе с Моисеем в Синайскую пустыню ушли и некоторые египетские “жрецы”. В первые годы нахождения в пустыне “жрецы” устранили Моисея и заняли его место, сделав самих себя «священниками» из еврейского колена Леви. Так до сегодняшнего дня все еврейские «священники» — левиты — потомки древнеегипетских “жрецов”. Миссия от Бога (которую нёс Моисей) и от которой отказались евреи (этот отказ зафиксирован Библией) была подменена на миссию от египетских “жрецов”. От захвата Палестины можно отсчитывать время начала холодной войны за глобальное управление миром по библейской толпо-“элитарной” концепции.

Школа обучения зверствам, начатая в Синайской пустыне, видимо, постоянно совершенствовалась и дополнялась новыми практическими занятиями по искоренению всего человеческого именем еврейского “Бога”. Зверства, которые описаны в Библии, называются «война» и этой «войне» еврейский “Бог” и его служители постоянно после захвата Ханаана обучали тех, кто не участвовал в войне, на «орудиях для испытания», коими были оставленные в живых остатки местного населения. Вопрос: чем не германский нацизм-фашизм, только на 3000 лет раньше?

Условное название доктрины восхождения иудеев к мировому “господству” методом холодной войны от имени библейского “Бога”, которую мы цитируемым по основным библейским источникам — Доктрина “Второзакония-Исаии”:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословили тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». — Библия, Второзаконие, 23:19, 20, в библейской орфографии.

Слова «чтобы овладеть ею» относятся не к тогдашнему обетованию Палестины, поскольку в древности она была захвачена военной силой, а не ростовщичеством; они относятся ко всем прочим землям, в которые входят иудеи и сохраняют себя в качестве еврейства, несущего культуру ростовщического паразитизма по этикету и церемониалу, вне зависимости от сохранения ими вероисповедания или его утраты. Речь идёт не о том, является ли паразитом тот или иной еврей конкретно, речь идёт о статистике, во множественности которой есть место и паразитам, и созидателям вне зависимости от их происхождения, и о распределении этой статистики между еврейством и народами Земли: т.е. среди кого паразиты встречаются чаще и живётся им вольготнее.

Со времён заточения в пустыне во времена фараонов до наших дней иудаизм проповедует кланово-племенную (но не национальную) замкнутость для его носителей: «и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих». — Библия, Неемия, 10:30; «земля, в которую вы входите, чтобы наследовать её, осквернена сквернами иноплеменных земли, и они наполнили её нечистотами своими. И теперь не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними ВО ВСЕ ВРЕМЕНА (выделено нами), чтобы укрепиться вам и вкушать блага сей земли и оставить её в наследие детям вашим навек». — 2 кн. Ездры, 8:80 - 82. «И будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». — Второзаконие, 28:12, текст восстановлен по переводу 70 толковников после цензурного изъятия из канона иерархиями посвященных. «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении Моём буду милостив к тебе. И будут всегда отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимы были к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся». — Исаия, 60:10 - 12, все цитаты в традиционной библейской орфографии.

В период первых еврейских царств (рубеж II - I тысячелетий до н.э.), видимо, верхушкой левитов («священников») принималось решение об окончательном переходе на холодную войну. В этот период в среде самих евреев образовалась социальная иерархия, классовое расслоение. Чтобы сгладить внутренние противоречия, появилось объяснение, что причина зла, причина бедствий народа, не в социальном неравенстве, не в эксплуатации, а в чисто моральной области — в том, что «народ грешен, что он не исполняет заповедей Бога». Какие это заповеди, мы только что видели выше в предыдущих абзацах.С этого момента начинается активное внедрение в психику евреев религиозного мифа о богоизбранности евреев.

Обострение классовых противоречий обычно ведёт к тому, что господствующие классы ощущают потребность найти для угнетённых народных масс какое-то религиозное учение, чтобы удержать их от протеста, от борьбы за своё освобождение. В большинстве религий классового общества такое утешение предлагается народу в виде учения о загробном воздаянии, о награде на том свете за страдания в этой жизни.

В иудаизме, однако, такое учение не сложилось[72]: эта религия была и осталась связанной целиком с земной жизнью. Еврейская религия утешала страдающие народные массы иным способом: вместо идеи загробного воздаяния в ней развилось УЧЕНИЕ О БОГОИЗБРАННИЧЕСТВЕ, особенно резко проявившееся как раз в эпоху «второго храма».Если евреи страдают, то виноваты в этом они сами: они грешат, нарушая заповеди “Бога” и “Бог” их за это наказывает. Но они остаются избранным народом; придёт время, когда Яхве простит свой народ и вознесёт его выше всех народов на земле[73].

Если учесть, что еврейский “Бог” предложил им миссию покорения народов, куда они вступают (что многократно подтверждается Ветхим Заветом) и наказывает их за отступничество от этой миссии — то получается религия ведения захватнической холодной войны (на всех приоритетах обобщённых средств управления с особым упором на четвёртый). Примеры ведения такой войны горячим способом именем Яхве мы уже разбирали, когда речь шла о первом вторжении в Палестину (Ханаан). Яхве выступал в качестве воинствующего предводителя евреев против врагов. Но замена Яхве единым “Богом” в этом смысле ничего не изменила: евреи так и остались воинами под руководством невидимого могущественного земного предводителя-глобализатора, скрывшегося за именем верховного единого Бога.

Иудаизм — религия воинов холодной войны, воинствующая доктрина захвата чужих территорий и имущества именем единого Бога. Идея «богоизбранничества» — вдохновляющий мировоззренческий стержень иудаизма, с помощью которого сплачиваются все еврейские сословия. Тип психики «зомби» (результат нейролингвистической и генетической обработки) обеспечивает одержимое “бесстрашие” солдатам иудаизма перед выполнением поставленных задач. “Христианство” (и другие религиозные системы, стержнем которых является доктрина посмертного воздаяния) — религия трусов, поскольку учит не сопротивляться любым страданиям в этой жизни во имя иллюзий жизни будущей. “Христиане” и верующие других религий, у которых главная доктрина посмертного воздаяния, посвящают свою жизнь трусливому бегству от преодоления земных трудностей, не в силах даже удержать в своём распоряжении то, что исконно их. Иудеи же «берут от жизни всё», что им заповедует их “Бог” с помощью древнейших средств ведения войны за территории и имущество не иудеев. Поскольку иудаизм является главной (ведущей, активной) частью библейской доктрины — Библию в целом можно назвать воинствующим писанием: в те народы, куда распространяется её двойная мораль, становятся жертвами воинствующего “Бога” (за которым скрылась «мировая закулиса»).

Вместе с доктриной «богоизбранничества» у иудеев доминирует доктрина жертвенного искупления грехов (главный праздник — Пасха), так необходимая для того, чтобы евреи ни в коем случае не начали задумываться над своими ошибками, а как бы “избавлялись” от них с помощью очередного жертвоприношения. Идея «богоизбранничества» и искупительная доктрины неразрывно связаны между собой и восходят к древним культам племенного бога. Искупительная доктрина вошла и в некоторые другие религиозные системы (особенно в “христианство”), о чём мы уже рассуждали выше. Напомним, что стержнем этой доктрины является алгоритм «козла отпущения» — жертвы, на которую навешиваются все грехи “народа”.

Библейское христианство

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В буржуазной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно ведёт своё происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало I в. н.э.) и проповедовавшим своё учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягчённом, наукообразном виде перешла и на страницы исторической литературы.

Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства — его можно назвать буржуазно-антиклерикальным — ведёт своё начало от просветительской литературы XVIII в., точнее от Шарля Дюпон. Когда в середине XIX в. стали лучше изучаться религии Древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие учёные начали и в христианстве открывать многочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов — Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда делали вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа учёные этого направления начисто отрицали.

Однако, исходя из мировоззрения внеконфессионально верующего Богу человека, Иисус существовал (третье утверждение). Он был человеком, праведником, который пришёл к евреям в Иерусалим в то время, когда иудаизм находился в глубоком кризисе. Иисус был самочинным пророком, который с помощью веры Богу пытался показать евреям, что их религиозная система не от Бога. Как известно из Библии, евреи его отвергли. После Иисуса его учение о Справедливом обществе исказили: сначала его ученики, апостолы, а затем глобальное “жречество” («мировая закулиса»), скрывшееся задолго до Иисуса в «священническом» колене иудейского рода Леви.

Поэтому понятие «христианство» — как учение, оставшееся после Иисуса Христа (после его проповедей) — правильнее содержательно разделить на четыре разных учения:

· Учение самого Иисуса Христа — проповеди, то есть живое слово Христа — то, что имел в виду Иисус, находясь среди учеников при его жизни.

· Учение первых “христианских” общин[74] и апостолов — как производную от учения Иисуса после его ухода из Иерусалима.

· Каноническое “христианство” церквей имени Христа, основанное на рассказах некоторых апостолов и принятое в Римской империи около 325 г. н.э., т.е. через 300 с лишним лет после периода истинного христианства.

· В России ещё следует разделять два “христианских” направления: старообрядчество и никонианство (после 1653 г. н.э.) — как две исторически следовавших одна за другой ветви византийского православия.

Все исторически сложившиеся разновидности “христианства” (три последних разновидности) признают учение о Мессии (Христе), о его казни, чудесном воскресении и искуплении грехов. А вот «Богом-Сыном» Христа сделали только в 325 году на Никейском соборе в Римской империи — путём прямого голосования членов собора. Примерно в это же время были приняты и существующие библейские каноны, которые известны как Новый Завет.

Каноническое библейское христианство правильно относить только к двум последним его разновидностям из перечисленных нами выше. Ссылаясь на “христианские” каноны, церкви имени Христа считают себя наместниками Христа, как бы “замещающими” воскресшего Мессию до «второго пришествия» (которое красочно и страшно описано в последней главе Нового Завета — «Откровении Иоанна Богослова», известном как Апокалипсис[75]).

Все без исключения канонические направления библейского христианства основываются на «Символе веры», принятом на том же Никейском соборе (325 год). Символ веры — это те необходимые тезисы церковно-канонического “христианства”, которым присягают все, кто принял решение о вступлении «в лоно Церкви», о крещении. Символ веры настоятельно закрепляет в психике “христиан” следующие церковные “истины”.

Никейский Символ Веры:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века.

Аминь.

Весьма знаменательно, что Никейский Символ веры в Новом Завете не записан. Это в некотором роде присяга на верность церкви. Но основан этот Символ в общем-то на библейских канонах.

История становления “христианства” после Иисуса Христа следующая. Первоначальной почвой, на которой возникло “христианство” было иудейское сектантство. В иудаизме — и в самой Палестине, и в иудейской диаспоре — в I-II вв. н.э. существовал целый ряд сект; некоторые из них представляли собой вероучения, основанные на ожидании пришествия мессии — спасителя. Для евреев, которые больше, чем какая-либо другая религиозно-клановая общность, испытали на себе за предыдущие несколько веков бедствия иноземного владычества — ассирийского, персидского, греческого и римского — это ожидание мессии сделалось краеугольным камнем религии, в особенности для некоторых сект.

Приход человека-праведника Иисуса в Иерусалим, его необычные и смелые проповеди — были расценены верующими евреями согласно их мировоззрению (иудаизму), их культовым традициям, особенностям разных сект и ожиданиям Мессии. На этом (мессианстве)[76] впоследствии и была выстроена вся “христианская” идеология. К тому времени иудаизм вобрал в себя заимствования из других религий, которые нашли некоторое отражение и в искажённом понимании евреями миссии Иисуса. Таким образом библейское христианство это — чисто иудейская инициатива от самого начала его образования.

То, что “христианство” возникло как одна из иудейских сект, лучше всего видно вот из такого факта: первый памятник “христианства” — Апокалипсис (написан около 68-69 гг. н.э., вскоре после смерти царя Нерона) — насквозь проникнут духом воинствующего иудаизма и резко отличается от всей позднейшей “христианской” литературы. Там нет ещё основных “христианских” догматов: нет троичности Бога, нет Духа Святого, а самое главное, нет позднейшей “христианской” этики — проповеди терпения, смирения, прощения. Наоборот, это сочинение пронизано духом мести, ненависти «к насильникам и угнетателям еврейского народа». В нём господствует боевой дух и уверенность в победе[77]. Автор Апокалипсиса даже не представляет себе, что он нечто иное, чем иудей. В Апокалипсисе нет совершенно черт космополитизма[78], которые характерны для позднейшей “христианской” литературы.

В позднейшем “христианстве” сохранилось много еврейских элементов: личность основателя “христианства” Иисуса Христа, который изображается как еврей; место действия евангельских событий — Палестина; все действующие лица — евреи; Библия — еврейская священная книга — включена в состав “христианского” канона как боговдохновенная; еврейский Бог Яхве адаптирован “христианством” под именем Бога-Отца; основные догматы еврейской религии, представление о создании Богом мира и человека включены в состав “христианского” вероучения; отдельные еврейские обряды вошли в состав “христианского” культа — прежде всего Пасха. Некоторые чисто иудаистские обряды в течение долгого времени удерживались в “христианских” общинах, в том числе празднование субботы и обрезание, которое считалось вначале обязательным для “христиан” и лишь постепенно вышло из употребления.

Таким образом, на первой стадии своего развития “христианство” было лишь одной из иудейских, в самом прямом смысле слова, сект. Но уже к концу I в. в “христианские” общины вливаются элементы нееврейского происхождения. Притоку их содействовало то обстоятельство, что в самих языческих культах также складывались течения, приближающиеся к духу мессианистских сект иудаизма. Восточные культы, многие из которых пользовались огромной популярностью в Римской империи, знали образы богов-спасителей, почитание которых имело широкое распространение, особенно среди угнетённых классов, рабов.

История знает о многочисленных культах божеств-спасителей в Египте, Вавилоне, Сирии, Персии, позже в Греции. Таковы Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис, Дионис, Митра. Они были и богами природы и олицетворениями духа растительности, но в массовом сознании они особым почитанием в качестве таких богов, к которым можно обращаться с просьбами о спасении.

В эпоху разложения античных и восточных государств там развивались религиозные мистерии, таинства, которые представляли зачатки религий, перераставших племенные и национальные рамки. Мистерии представляли собой религиозные общины, объединённые не национальной или племенной принадлежностью, а вероисповеданием, добровольным включением в данное религиозное сообщество.

Очень важно, что мистерии были связаны с представлениями о загробной жизни. Участие в них как бы обеспечивало лучшую участь в загробном мире. Это было ничто иное, как учение о спасении души. Наличие подобных культов на почве зороастризма[79] и эллинизма[80] благоприятствовало распространению того мессианизма, учения о спасении, которое сложилось в иудаизме.

“Христианское” учение «о смерти и воскресении Бога» есть отражение восточных культов умирающих и воскресающих богов. “Христианская” пасхальная обрядность повторяет известные обряды смерти и воскресенья Аттиса[81] и Митры[82]. Даже отдельные подробности пасхального “христианского” богослужения скопированы с древних ночных обрядов по случаю смерти и воскресенья Аттиса и Митры.

Культ персидского бога Митры очень сильно послужил “христианам” образцом для заимствования: день рождества Христова приурочен к 25 декабря — моменту зимнего солнцестояния, в который праздновали и рождение Митры.[83]

Почитание “христианской” «божьей матери» скопировано с культа египетской Исиды. Надо сказать, что культ Исиды имел очень сильные шансы на распространение в качестве мирового культа благодаря своей эротичной окрашенности[84]. Чтобы успешнее бороться с подобного рода религией, “христианство” должно было установить культ женского божества, без которого оно не могло помериться силами с культом Исиды[85]. Отсюда появился культ богоматери в христианстве, совершенно невиданный в древнееврейской религии и в самом “христианстве” до IV в. не существовавший[86]. Появились апокрифические жизнеописания Девы Марии (Книга Марии девы. Книга младенчества).

Целый ряд других элементов был заимствован из египетской[87] или других религий.

Культ креста, например, ничего не имеет общего с предполагаемым орудием казни Христа. На крестах действительно распинали, но они имели форму буквы «Т». “Христианский” крест — это чрезвычайно древний религиозный символ, который встречается на древнеегипестких, критских и других изображениях. Точное происхождение его установить пока трудно[88], но во всяком случае культ креста никоим образом не связан с легендой о крестной смерти Спасителя[89]. На древнейших “христианских” памятниках (погребениях) в качестве священных символов встречается не крест, а другие изображения: агнца, пастуха с агнцем на плечах, рыбы и др. Позже появляются кресты разных форм, но без всякого распятия. Изображения распятого на кресте Иисуса начали делаться только с VIII-IX вв.

Идея непорочного зачатия Иисуса Христа Девой Марией от Святого Духа чужда иудаизму; но это верование о половой связи бога со смертной женщиной широко распространено в целом ряде восточных и античных культов. Корни же этой идеи лежат в глубочайшем прошлом — древних тотемических верованиях.

Таким образом, в “христианстве” наряду с еврейскими элементами имеется ряд элементов, заимствованных их древневосточных религий.

Иудаизм (первая часть Библии) появился гораздо ранее библейского христианства. Его каноны стали широко известны около V века до н.э. Предназначение иудаизма непосредственно связано с глобальной доктриной концентрации управления региональными цивилизациями народов в едином глобальном центре, который многие называют «мировая закулиса». Последняя имела представление о том, что её глобальному плану угрожает появление самочинного пророка, которому Бог даровал Свою милость. Этому свидетельствуют некоторые «пророчества» Ветхого Завета, касающиеся прихода Мессии (особенно «пророчество» Исаии, в котором прямо говорится о «сыне Бога»).

«Мировая закулиса» готовилась к приходу Христа-Мессии задолго до его появления. Представители «мировой закулисы» внимательно следили за каждым шагом Иисуса Христа в Иерусалиме. Римская власть в лице Понтия Пилата вопреки своей воле по требованию иудейского синедриона (“священнической” верхушке иерусалимского храма) вынуждена была согласиться с приданием Иисуса казни. Но Бог в определённый момент увёл Иисуса в безопасное место, чем самым помог ему избежать позорища. Такова наша версия событий, описанных в Новом Завете. Поскольку Иисуса казнить не удалось, «мировая закулиса» вынуждена была разыгрывать мистерию (театральную постановку) казни перед кровожадной толпой: авторитет Иисуса ей нужен был для того, чтобы его употребить в своих целях. М

Наши рекомендации