Педагогические условия развития двигательных качеств у детей.
В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных спсобностей, а так же способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее 8 подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17-18 9 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой (занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике 11 движений дети шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп. При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д. Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие виды упражнений . У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения. В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно 12 быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Например, ребенок отрицательно реагируют на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.
В процессе занятий физической культурой мы реализовывали следующие педагогические условия: - гуманистическая направленность (учет индивидуальных особенностей, всестороннее развитие каждого ребенка и т.п.); - интегративная направленность (используются знания и умения, полученные на других тематических занятиях); - эмоционально благоприятная обстановка (доброжелательное общение, музыкальное сопровождение и т.п.); - тесное сотрудничество с родителями (привлечение к участию в праздниках, совместных с детьми занятиях в выходные дни и т.п.). - дифференцированное оценивание (дифференцированно оценивались результаты в сравнении с показателями ребенка в разные моменты времени). - основными средствами физического воспитания, способствующими воспитанию двигательных способностей, являются игры и упражнения, используемые при организации утренней гимнастики, на занятиях физической культурой и во время физкультурных пауз и прогулок. - для контроля процесса развития физических качеств следует использовать методики, позволяющие оценить ловкость, гибкость, выносливость, силу и быстроту.
Выводы:
В процессе физического образования и воспитания, как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника, необходимо создать такие условия для его развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются во всей полноте. Особое внимание уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой и спортом.
Обучение детей 5-7 лет двигательным качествам — важная составная часть процесса физического воспитания. Воспитатель может добиться решения различных задач, к основным из которых можно отнести реализацию основных потребностей детей (в самоутверждении, общении), воспитание некоторых черт характера, воли и др., воспитание положительной мотивации к развитию двигательных качеств. Построение учебно-воспитательного процесса развитию двигательных качеств детей 5-7 лет методом подвижных игр и может варьироваться с учетом насущных задач, стоящих перед воспитателем по физической культуре, с учетом физической подготовленности детей, индивидуальных особенностей и склонностей.
При развитии двигательных качеств необходимо основываться на потребностях детей, которые адекватны их возрасту: самоутверждение, расширение круга общения, выработка волевых черт характера.
Чтобы успешно обучить детей двигательным качествам воспитатель должен учитывать определенные соотношения, которые существуют между образами в сознании и определенными действиями. Например, образ красивого спортивного костюма вызывает желание выполнить какие-либо упражнения; образ сильного человека может вызвать стремление подражать ему в занятиях силовыми упражнениями и т. п. Однако связь между мысленным образом и стремлением выполнять какое-либо действие может быть
не только положительной, но и отрицательной. Например, если ребёнок мысленно представляет себе ситуацию, когда учитель незаслуженно отчитал его за плохо выполненное упражнение или плохой результат, то переживание обиды может стать сигналом к прекращению занятий развитию двигательных качеств.
При обучении детей развитию двигательным качествам важно формулировать понятную им цель, соответствующую потребностям детей этого возраста. Как уже указывалось, основными потребностями в данный период являются потребности в самоутверждении, расширении круга общения и выработке черт характера волевой направленности (смелость, упорство, настойчивость в преодолении трудностей и т. п.).
Большую педагогическую ценность для формирования сознательного отношения к развитию двигательных качеств имеют посещения с детьми спортивных соревнований. Красочная обстановка, приподнятое настроение участников и зрителей, отточенные движения спортсменов и спортивная борьба являются сильными эмоциональными факторами, способствующими приобщению детей к занятиям развитию двигательных качеств. Для стимуляции спортивной деятельности детей можно использовать встречи со спортсменами, достигшими высоких показателей.
Литература
1. Адашкявичене Э. И. Баскетбол для дошкольников. М.: Просвещение, 1983.
2. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.
3. Бальсевич В.К., Болыценков В-Г, Седов К.М. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. —1996. - №2.— С.13-18.
4.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. С. 2 - 7.
5. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 1947. - 255 с.
6.. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1997. - №5. - С. 18-21.
7.Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.
8.Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».М.: Просвещение, 1984.
9.Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.
10. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.
11. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
12. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.
13. Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. ~ М., 1979. — 46 с.
14. Дьячков В.М. Ведущие параметры, фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта // Сб. науч. тр. ВНИИФК. " М. - 1972. - С. 77-131.
15. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. — 1975, -№6. - С. 22-29.
16. Ильин Б.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры, 1982, № 3- - С. 51-53-
17. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. Пособие для учителя М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 144 с.
18. Козлов И.М. Прогрессирующая структура движений как принцип совершенствования спортивного мастерства // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: Сб. науч, тр, //Под ред. В.Б. Коренберга / Московский обл. гос, ин-т физ. культуры. -~ Малаховка, 1991- - С. 90-95.
19. Коренберг В.Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные кинезиодогические представления): Сб. науч. тр. //Под ред. В.Б. Коренберга/ Московский обл. гос. ин-т физ. культуры.- Малаховка,1991. - С. 28-49-
20. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 ~ 5-
21. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - № 11, - С. 23 -
22. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М. - ФОН. - 1995. - 395 с.
23. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры, 1996. — №11. — С. 44-49-
24. Любомирский Л,Е. Управление движениями у детей и подростков. - М. — 1974.- 232 с.
25. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культур; в школе, 1999, Nal. - С. 4-10-
26. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
27. Назаренко Л-Д. физиология физическою воспитания и спорта. Учебно-метод. пособие / Ульяновск. - 2000.—144 с-
28. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. "М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002 - 332 с.
29. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО.С, 2002. — 240 с.
30. Озолин Н.Г. Гибкость // Физкультура и спорт, 1949. - №4. - С. 20-21.
31.Попова Е.В. Диагностика баллистических скоростно-силовых координационных способностей девочек 7-17 лет: Авторсф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб. — 1997- — 16 с.
32. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2002
33. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. Минск,1994. - 116 с.
34. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177
35. Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость, Одесса, 1991.—198 с.
36. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости. — М.: Физкультура и спорт, 1970.
37. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А- Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
38. Холодов Ж.К., Кузнецов В-С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Академия. - 2001. - 480 с.
39. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2002
40. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003
41. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2001
42. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2002
43. Глазырина Л.Д. Физическое культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2001.
Приложение 1
Примерные конспекты дифференцированных занятий, построенных с учетом уровня двигательных качеств.
Занятие 1.
(обычного типа)
Вводная часть.
Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего (по сигналу воспитателя); ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе; ходьба на четвереньках; обычная ходьба.
По команде – остановиться, руки за голову, прогнуться 3-4 раза.
Прыжки по залу, руки произвольно; ходьба друг за другом; непрерывный бег 2-2.5 мин.
Построение в 2 колонны правым боком к гимнастическим скамейкам.
Основная часть.
ОРУ на гимнастических скамейках
1. И.П.: сесть верхом на скамейку, ноги согнуть, руки вниз вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вверх, посмотреть на них – вдох. Руки в стороны, вниз – выдох. 5-6 раз.
2. И.П.: то же, руки за голову. Выпрямить руки вверх, посмотреть на них. Поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями вверх. Вернуться в и.п. То же в лево. 5-7 раз.
3. И.П.Сесть на скамейку, ноги вместе прямые, руками держаться за край скамейки сзади. Подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени, голову наклонить к ногам – выдох. Вернуться в и.п.- вдох.. 6-8 раз.
4. И.П. то же, руки за голову. Наклон вперед к ногам, руками коснуться носков ног – выдох. Вернуться в и.п. – вдох 5-6 раз.
5.И.П. Встать на скамейку, ноги вместе, руки вниз. Присесть , руки отвести назад, спрыгнуть со скамейки на пол, руки вперед. Возвратиться в и.п. 6-8 раз.
ОВД для 1 подгруппы (с высоким уровнем)
Пройти по гимнастической скамейке с опорой на руки до середины скамейки, пролезть в обруч, не касаясь руками скамейки, встать, дойти до конца и спрыгнуть. 2-3 раза.
Проползти по пластунски по гимнастической скамейке.
Стоя на гимнастической скамейке, подняться на носки и опуститься, пройти по гимнастической скамейке и спрыгнуть в обруч.
Игра на внимание «Круговорот».
ОВД для 2 подгруппы (с низким уровнем)
Проползти по гимнастической скамейке любым способом.
Прыжки с продвижением вперед на 2-х и на 1-ой ноге 3-4м.
Игра на быстроту движений «Поскорее пролезай».
ОВД для обеих подгрупп
Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята».
Дыхательные упражнения.
З. Заключительная часть.
Хороводные игры: «Ручеек», «Ровным кругом».
Занятие 2.
(тренировочного типа)
Вводная часть
Ходьба в клоне по1, по2, четверками; ходьба обычным, скрестным шагом, между препятствиями; быстрая ходьба; медленный бег, бег в среднем темпе с преодолением препятствий (2-2.5 мин); обычная ходьба (1-1.5 мин); построение в 2 колонны.
Основная часть
ОРУ с набивными мячами
1. И.П. стоя, мяч за головой. Поднять мяч вверх, посмотреть на него, вернуться в и.п. Спину держать прямо, руки в локтях не сгибать. 6-8 раз.
2. И.П. стоя, мяч над головой. Наклониться вперед, положить мяч на пол справа за ногами, выпрямиться, руки вверх, наклониться вперед, взять мяч слева, вернуться в и.п. 6-8 раз.
3. И.П. стоя, руки вверху, мяч сбоку на полу. Присесть, сгруппироваться (голову опустить на грудь), вернуться в и.п. 8-10 раз.
4. И.П. сидя на полу, ноги скрестно, руки за голову. Наклониться вправо, достать локтем левое колено, вернуться в и.п. То же влево.
5. И.П. сидя, упор руками сзади, мяч на полу впереди, справа. Перенести ноги через мяч вправо, влево. Колени и руки не сгибать. 4-6 раз.
6. И.П. стоя, мяч на вытянутых вперед руках. Ходьба с высоким подниманием колен, касаясь мяча 8-10 раз.
7. И.П. о.с., руки на поясе, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча. Прыгать легко, спину держать прямо. 10-15 раз.
8. И.П. стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Поднять руки , подняться на носки , вернуться в и.п.
ОВД для 1 подгруппы (с высоким уровнем)
1. Пройти по гимнастической скамейке прямо, боком, приставным шагом.
2. Пройти по скамейке, приседая на 1-ой ноге, другая при этом выбрасывается вперед.
3. Пройти по скамейке, поднимая прямые ноги вперед, делая хлопок под ними.
4. Ходить, с перешагиванием предметов (набивные мячи).
5. Подвижная игра «Кто скорее перенесет предметы».
ОВД для 2 подгруппы (с низким уровнем)
1. Бег со скакалкой по залу.
2. Прыжки с места 2-мя ногами через веревку, поднятую на разную высоту.
3. Игра «Прыгни и повернись».
ОВД для обеих подгрупп
Подвижная игра с бегом «Хитрая лиса».
Дыхательные упражнения.
Заключительная часть
Малоподвижная игра «Угадай по голосу».
Упражнения на дыхание.
Приложение 3