Список вопросов к устному экзамену
1. Организация как система. Социальные и социально-экономические системы.
2. Жизненный цикл организации. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.
3. Внутренняя среда организации. Корпоративная культура, её элементы и типы.
4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды и уровни её неопределённости.
5. Реакции организации на изменение внешней среды.
6. Типология организаций
7. Структура и функции организации
8. Институциональная система управления организациями
9. Особенности законов организации и законов для организаций.
10. Основополагающе законы организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития.
11. Законы организации второго уровня: закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, закон гармонии.
12. Структурный подход к организации.Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие.
13. Требования к разработке организационных структур. Механистические типы структур управления.
14. Гибкие адаптивные структуры управления. Органические структуры.
15. Влияние структуры управления на индивидуальное и групповое поведение.
16. Перспективы развития организационных структур. Оценка эффективности организационных структур.
17. Институциональная система управления организациями
18. Система управления организацией
19. Процесс коммуникации и виды коммуникаций в организации.
20. Барьеры на пути эффективных коммуникаций.
21. Классификация коммуникативных стилей.
22. Эффективность деятельности организации, ее критерии и источники.
23. Интеграционные процессы в организации.
24. Формы интеграционных структур.
25. Перспективные направления развития организаций. Основные характеристики организаций будущего. Обучающиеся организации.
26. Понятие, направления развития и методы исследования организационного поведения.
27. Поведение индивида в организации, его особенности.
28. Сущность, свойства, процесс и значение восприятия. Эффекты процесса восприятия.
29. Понятие атрибуции, ее виды и ошибки.
30. Формирование впечатлений и управление впечатлениями.
31. Теории поведения человека в организации.
32. Процесс формирования и развития личности.
33. Индивидуальные различия, относящиеся к изучению ОП.
34. Мотивация: содержание и популярные теории.
35. Самоорганизация индивида.
36. Мотивация и стимулирование работников. Инструментарий стимулирования труда.
37. Механизм и результативность мотивации.
38. Мотивация и результативность организации.
39. Мотивационный комплекс в современном менеджменте.
40. Современные методы мотивационной деятельности.
41. Проектирование работ в организации и мотивация работников.
42. Системы корпоративной мотивации труда.
43. Группы в организации, их классификация, причины создания и характеристики.
44. Формальные и неформальные группы, их взаимодействие. Преимущества и недостатки работы в группе.
45. Формирование группового поведения в организации.
46. Команды в современных организациях: модель развития, типы.
47. Условия и факторы эффективности групповой работы.
48. Природа, типы и причины конфликтов в организации.
49. Последствия конфликтов и методы их разрешения.
50. Природа и причины стресса, пути снижения его уровня.
51. Социальное партнерство в организации: необходимость, цели, функции, формы.
52. Анализ качества трудовой жизни и социально-психологического климата в организации. Характеристики высокого качества трудовой жизни.
53. Концептуальная модель характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма.
54. Лидерство в организации. Природа лидерства. Властный и управленческий аспекты организационного лидерства.
55. Эффективное лидерство: подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы.
56. Поведенческий подход к определению эффективного лидерства: классические стили управления, решетка управления Р. Блэйка и ее практическая значимость.
57. Модели стилей руководства Фидлера и Херси – Бланшарда.
58. Концепция стилей руководства Врумя – Йеттона.
59. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.
60. Новые теории лидерства.
61. Процесс и типы коммуникаций в организации.
62. Барьеры на пути эффективных коммуникаций.
63. Классификация коммуникативных стилей.
64. Корпоративная культура и поведение организации.
65. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.
66. Управленческая этика и критерии принятия этически верных решений.
67. Социальная ответственность организации и ее области. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса.
68. Влияние правительства на социальную ответственность организаций и их реакция на социальные требования окружения.
69. Формирование и управление репутацией организации.
70. Изменения в организации: необходимость, природа и этапы процесса изменений в организации.
71. Типы организационных изменений и пути преодоления сопротивления переменам.
72. Организационное развитие: концепция, ее достоинства и ограничения, тенденции развития организации. Концепция обучающейся организации.
73. Принципы и стили проведения изменений в организации.
74. Социализация индивида в организации.
75. Девиантное поведение работников: факторы, способствующие девиации, классификация преступлений и девиаций на работе.
76. Управление карьерой.
77. Поведенческий маркетинг.
78. Факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний.
79. Модели межкультурных различий. Адаптация организаций к межкультурной среде.
80. Особенности формирования организационной культуры российских компаний.
ФОС для проведения промежуточной аттестации одобрен на заседании кафедры менеджмента и маркетинга (протокол № от 2015 года).
Автор к.э.н., доцент Дорофеева Любовь Ивановна
[1] Сост. по: Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 2. М., 2000. С.68.
[2] Сост. по: Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – С. 122, 124.