Основные средства развития двигательных качеств в баскетболе
Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания, и конкретизируется специфическими особенностями вида спорта. Задачи физической подготовки - разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов (Семашко Н.В., 1976).
Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:
1.Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).
2.Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости). (Портнов О.М.,1997).
Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.
Общая физическая подготовка должна обеспечивать высокий уровень всех основных физических качеств баскетболиста и в то же время пропорциональное их развитие, характерное для баскетболиста (Белов С.А.,1982).
Основными средствами в решении этих задач являются упражнения, оказывающие многообразное влияние на организм баскетболиста. По преимущественной направленности физические упражнения целесообразно разделить на следующие группы:
- упражнения для развития силы мышц ( на силу)
- упражнения для развития быстроты (на быстроту)
- упражнения для развития выносливости (на выносливость)
- упражнения для развития ловкости (на ловкость)
- упражнения для развития гибкости (на гибкость)
При выполнении упражнений для физических качеств, применяются известные в спортивной практике методы, главными из которых являются: до отказа, максимальным усилением, с ускорением. Равномерный, интервальный, игровой, соревновательный (Мацак А.Б., Платонов В.А., Чернов С.В., 2002).
Высокий уровень общей физической подготовки, достигаемый в ходе спортивной тренировки, позволяет гораздо легче переносить работу в необычных или даже экстремальных условиях, в том числе при высоких и низких температурах, гипоксии, резком изменении атмосферного давления, больших ускорениях и перегрузках и так далее.(Семёнова Г.И.,Городничева Н. Я.,2002).
Сила- это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Разнообразие двигательной деятельности определяет несколько силовых качеств:
собственно силовые качества проявляется при мышечных напряжениях изометрического характера и при относительно медленных сокращениях мышц;
скоростно-силовые качества связаны с проявлением одновременно силовых и скоростных качеств;
силовая выносливость- умение противостоять утомлению при значительном мышечном напряжении.
Каждая разновидность силовых качеств может развиваться в зависимости от двигательных действий, которым человек отдает предпочтение.
Повышение скоростно-силовых качеств достигается при выполнении прыжков в длину и высоту, метания снарядов различного веса с места и с разбега (Костикова Л.В., Шерстюк А.А., Григорович И.Н., 1999).
Силовая выносливость успешно развивается при выполнении двигательных действий требующих значительного мышечного напряжения в течение длительного времени: подтягивание на перекладине сериями, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Современная теория спортивной тренировки рассматривает силу как важнейшее физическое качество спортсмена, в значительной мере определяющее уровень быстроты движений, скорость перемещения игрока и имеющее большое значение в проявлениях выносливости и ловкости.
Сила мышц, зависит, прежде всего, от центральной нервной системы, физиологического поперечника мышц, особенностей биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах, и степени утомления. Определенное значение при этом имеет умение баскетболиста проявлять большие волевые усилия для преодоления сопротивления с последующим расслаблением (Мазепина Е.В., 2001).
Под влиянием упражнений на силу мышечная масса увеличивается, все большее количество мышечных волокон вовлекается в активное сокращение, в мышцах усиливается кровообращение, активизируется процесс обмена веществ, увеличиваются энергетические запасы.
Упражнения на силу можно разделить на две большие группы в зависимости от особенностей режимов, в которых протекает работа мышц, на динамическую и статическую.
Когда при подъеме какого-либо груза мышцы сокращаются, мышечные окончания сближаются, мышцы укорачиваются и утолщаются, режим работы является динамическим, или изотоническим (Портнов О.М., 1997).
Если же баскетболист удерживает груз в неподвижном положении, противодействуя силе тяжести, то мышцы, находясь в состоянии напряжения, не укорачиваются. В этом случае мышцы в статическом или изометрическом положении.
Исследования ученых дают некоторые основания говорить о том, что статические (или изометрические) упражнения вызывают большое мышечное напряжение, более активную работу мышечных клеток, чем динамические. Это ведет к интенсивному увеличению объема и силы мышц.
Однако, для баскетболиста не характерны изометрические режимы работы мышц. Поэтому в процессе общей физической подготовки игроков использование статических упражнений должно быть ограничено 15-20% от общего объема упражнений на силу. Эти упражнения должны обязательно сочетаться с упражнениями на расслабление и гибкость.
По характеру используемых отягощений упражнения на силу можно разделить на две группы: упражнения с внешним отягощением или сопротивлением, упражнения с отягощением весом собственного тела.
Первая группа упражнений создает самые широкие возможности для развития мускулатуры баскетболиста. Выбор и большое разнообразие, имеющихся в практике, отягощений и сопротивлений (гантели, ядра, набивные мячи, гири, штанги, вес или сопротивление партнера, эспандеры, сопротивление среды - воды, песка, снега) позволяют достаточно дозировать объем и интенсивность нагрузки. Это обеспечивает преимущественное воздействие на отдельные группы мышц и способствовать развитию умения игрока быстро переходить от максимальных усилий к полному расслаблению (Гомельский А.Я., 1997).
Наиболее типичными упражнениями второй группы являются гимнастические упражнения на снарядах, лазание по канату, Отжимание, приседание...
Упражнения с преодолением тяжести собственного веса позволяют баскетболистам постепенно переходить от медленных движений к быстрым, от простых к трудным. Эти упражнения нужно повторять тем больше, чем меньшая мышечная группа вовлечена в работу, тем короче путь перемещения тела, чем меньшая часть тела служит отягощениям. Развитие силы у квалифицированных баскетболистов целесообразно строить на основе комплексного сочетания силовых упражнений с акцентом на скорость, собственно силовых упражнений и силовых упражнений с акцентом на выносливость (Белов С.А., 1982).
Выносливость — важнейшее качество баскетболиста, которое проявляется в способности бороться с появляющимся утомлением от длительных нагрузок.
Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих не специфическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в 2-х основных формах:
1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Развитие выносливости - непременное условие высокой работоспособности игрока. Выносливость определяется состоянием центральной нервной системе особенно коры головного мозга и подготовленностью сердечной и дыхательной системы (Ашмарин Б.А., 1990).
Выносливость игрока зависит также от совершенства его техники.
Средствами для развития выносливости в основном являются циклические упражнения умеренной интенсивности, например, кросс в чередовании с ходьбой на лыжах, походы в горы, легкоатлетический бег на средние и длинные дистанции, езда на велосипеде, гребля, плавание и так далее. В относительно равномерном темпе, кроме того, следует использовать упражнения с большой интенсивностью, (например повторное прохождение отрезков 5х400м или Зх800м с Заданной скоростью и с интервалами отдыха 2-6 минут, а также многократное до 40-50 раз повторение общеразвивающих гимнастических упражнений). Для развития выносливости необходимо планировать постепенное увеличение тренировочных нагрузок, как по объему, так и по интенсивности. Основные методы при развитии у баскетболистов выносливости: равномерный и интервальный.
Развивая выносливость, необходимо следить за тем, чтобы тренировочная работа большой продолжительности не носила однообразного, монотонного характера. Поэтому в конце занятий рекомендуется использовать игру в футбол, хоккей, ручной мяч. Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность.
Задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности (Багмет К.В., 2001).
Быстрота - это способность баскетболиста быстро выполнять игровые движения. Быстрота движений в первую очередь определяется соответствующей деятельностью центральной нервной системы, координирующей движения. Она также зависит от совершенства спортивной техники, от силы эластичности мышц, от умения правильно чередовать напряжение и расслабление мышц во время работы. Большое значение имеет подвижность в суставах и выносливость баскетболиста. Важнейшие проявления быстроты: волевых усилий.
- быстрота простых и сложных реакций в ответ на какой-либо внешний раздражитель или комплекс раздражителей;
- быстрота выполнения простого типичного приема, или его элемента;
- скорость перемещения игроков по площадке;
Средством для развития быстроты является повторное выполнение различных циклических упражнений с предельной и близкой к предельной частотой работы над темпом, в форме повторных ускорений в беге, велосипедном спорте, в беге на коньках. В повторных ускорениях следует посменное увеличение амплитуды движений, доводя их до максимальных. Большое внимание в тренировке быстроты должно уделяться выполнению упражнений в облегченных условиях (например, бег под уклон, использование лидера и так далее) или сначала в затрудненных условиях, а затем в облегченных. При этом баскетболист пытается, как бы с разгона перейти в установившийся, у него временно, предел и, хотя бы на небольшом Расстоянии достичь еще большей скорости (Портнов О.М., 1997).
Упражнения на быстроту становятся наиболее эффективными, если: при выполнении каждого конкретного упражнения баскетболист имеет возможность контролировать и точно оценивать достигнутый уровень быстроты своих движений лично или с помощью сигналов тренера.
Решающее значение для достижения в упражнениях максимальной быстроты имеет соревновательный метод. В одном занятии, объем тренировочной работы на развитие быстроты, должен быть очень большим. Дозировка определяется длительностью и количеством повторений упражнений, которые нужно выполнять без заметного снижения предельной скорости циклических движений. Интервал отдыха между упражнениями на быстроту должен быть такой, чтобы последующее выполнение при оптимальной работоспособности баскетболиста, позволяло ему проявлять полностью достигнутую ранее быстроту (Мацак А.Б., Чернов С.В., 2002).
Гибкость- это способность баскетболиста выполнять игровые движения с большей амплитудой. Гибкость в известной мере влияет на быстроту и точность игровых движений, не обладая достаточной гибкостью, спортсмен не может с необходимой свободой выполнять технические приемы и чередовать напряжения с расслаблением. В теории и методике физической культуры гибкость, рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движении звеньев тела (Портнов О.М., 1997).
Основными средствами для развития гибкости, будут гимнастические упражнения, выполняемые с последовательно увеличивающейся амплитудой, повторные пружинящие движения, напряжения с помощью тренера и с небольшим отягощением.
Различают 2-е формы ее проявления:
- активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения благодаря своим мышечным усилиям;
- пассивную, характеризующую максимальной величиной амплитуды Движений, достигаемой при действий внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и так далее).
В пассивных упражнениях гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях. Разница между показателями амплитуды и, гибкости называют "резервной растяжимостью" или "запасом гибкости". Средством для развития гибкости является применение упражнений на растяжение. Упражнения эти должны выполняться пружинисто, сериями из 3-5 98 повторений" с постепенным увеличением амплитуды движении (упражнения с партнером, с гимнастическими палками, шестами, на гимнастической стенке, кольцах, брусьях), вначале медленно, затем с постепенным увеличением темпа (Мацак А.Б., Платонов В.А., Чернов С.В., 2002).
Ведущим методом для достижения в упражнениях максимальной гибкости является, повторный метод первоначально упражнения на гибкость следует выполнять, ежедневно включая их в утреннюю зарядку и индивидуальную тренировку. Когда нужная гибкость будет Достигнута, необходимость в большом объеме упражнений на растягивание отпадает. Хорошо развитая гибкость достаточно устойчива и может поддерживаться соответствующими упражнениями, применяемые 2-3 раза в неделю с уменьшенной дозировкой.
К средствам общей физической подготовке баскетболиста нужно отнести и средства, применяемые во всех тренировочных процессах, такие как естественные факторы оздоровления в виде процедур, общего режима жизни и спортивной деятельности.
Развитие скоростно-силовых качеств должно основываться на теоретико-практическом обосновании эффективности каждого средства (упр.) для определённой группы детей с учётом их пола и возраста, уровня физической подготовленности, физического развития, состояния здоровья.