Методические основы развития скоростно-силовых качеств
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.
В баскетболе скоростные способности проявляются в быстроте передвижения игроков ,быстрое выполнение технических приёмов и быстроте тактического мышления.
Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей у детей считается возраст от7 до 11лет.Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продалжается с 11 до 14-15лет.Это обусловлено естественным ростом быстроты движений,а у детей 12-15лет увеличение скорости бега,главным образом,в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.У детей 12-15 лет быстрому развитию качеств следует воспитывать с помощью тренировочных средств,направленных на повышение этих качеств и мышечной силы.
Целенаправленное воздействие оказывают положительные влияния на развитие скоростных способностей.В структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целецеобразно планировать в начале основной части,пока не наступило утомление.Врамках недельного цикла скоростные нагрузки должны проводиться не менее трёх раз.В случае более редких повторений следовой эффект снижается и работа становится менее эффеутивной.
Число повторений того или иного упражнения лимитируется началом снижения скорости передвижения,вызванного нарастающим утомлением.Дальнейшая работа при этом для роста скоростных способностей неэффективна.
Интервалы отдыха между повторениями должны быть полными,т.е. такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.
Отличительной особенностью развития скоростных способностей в баскетболе являктся необходимость проявления её в непрерывно меняющихся ситуациях,при наличии сбивающих факторов(сопративление соперника).
Скоростные способности лучше всего совершенствовать вместе с выполнением игровых приёмов.Тогда появится игровая скорость.
Тренеру следует учитывать, что многократное применение одних и тех же упражнений создаёт своеобразный скоростной барьер. По этому в учебно-тренировочный процесс необходимо включать разнообразные упражнения,и в том числе «сверхскоростной бег» (например, с горы под уклон).
Скоростно-силовыеспособности характерезуются непредельными напряжениями мышц,проявляемыми с необходимой,часто максимальной мощностью в упражнениях,выполняемых со значительной скоростью,но не достигающей как правило,предельной велечины.
Поданным научных исследований, в баскетболе более 70%движений носят скоростно-силовой характер.
Развитие скоростно-силовых способностей происходит с 9 до 18 лет,наибольшие темпы прироста наблюдается в возрасте 14-16 лет.
Существует два направления воспитания скоростно-силовых способностей:одно связано с их совершенствованием в преодалевающем режиме работы,другое- в уступающем режиме.
Основные методические требования при воспитании сскоростно-силовых способностей в преодалевающем режиме сводятся к следующему:
1.Применяемые на занятиях отягощения должно быть непредельными и каждое повторение выполняется с максимально возможной в этих условиях скоростью.Оптимальное отягощения в занятиях с баскетболистами не должно превышать20-39 от максимальных.
2.При скоростно силовой тренировке нецелецеобразно заниматься в состоянии утомления,так как оно вызывает замедление выполняемых движений.
3.Число повторений в одном подходе не должно быть большим и в целом оно лимитируется началом замедления движения.Количество подходов также определяется фактором снижения скорости движения.
Иннтепвалы отдыха между подходами делаются продолжительными(от3 до6-8мин),чтобы обеспечить восстановление работоспособности.
В спортивной тренировке баскетболистов ,связанной с работой в уступающем режиме прииеняются так называемые «ударные» упражнения.
Эти упражнения предназначены для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата. Так при спрыгивании вниз с какого-то возвышения с последующим прыжком вверх, мышцы бедра и голени испытывают чрезмерное напряжение уступающего характера(мышцы при этом удлиняются).Энергия уже растянутых мышц стимулирует их последавательное мощное сокращение при прыжке вверх.Если подобные упражнения выполнять без задержки в амортизационной фазе,то в этом случае проявляется наибольшая «взрывная» сила.
Основные методические требования при воспитании скоростно-силовых способностей в уступающем режиме сводятся к следующему;
1. Упражнения ударного типа предъявляют высокие требования к двигательному аппарату.Поэтому их можно применять только после предварительной серьёзной общей подготовки.Это позволит избежать травматизма.
2. При развитии взрывной силы и реактивной способности двигательного аппарата величины отягощения в ударных упражнениях не должна 10-35% максимума.
3. Общий объём нагрузки в рамках одного тренировочного занятия характеризуется следующими величинами;число повторений одной серии 5-8,количество серий 3-4,интервалы отдыха 6-8 минут(медленный бег,упражнения на расслабление) .За одно занятие спортсмен выполняет 15-30 повторений.Число тренировочных занятий в неделю 1-2 раза.
При развитии скоростно-силовых способностей баскетболиста необходимо руководствоваться правилом,известным в физиологии под названием «закон силы»-характер ответных реакций,их интенсивность практически пропорциональна силе воздействия раздражителя.
Из этого следует,что более мощный раздражитель вызывает и более активную ркакцию,и наоборот,при меньших, незначительных сопративленияхреакция на раздражитель менее выражена.