Организация и этапы исследования.
Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2004 по апрель 2005 в 3 этапа.
Iэтап (сентябрь 2004-октябрь2004),был проведён анализ научно методической литературы по исследуемой проблеме, определена экспериментальная база; разработаны анкеты, произведён сбор и анализ полученного матерьяла.
IIэтап (октябрь2004-март2005),была собрана группа занимающихся баскетболом на этом этапе были проведены контрольно педагогические испытания.
Для экспериментальной группы был разработан комплекс средств для развития скоростно-силовах качеств на занятиях баскетболом.
В начале и в конце педагогического эксперимента проводилась оценка физического развития, и были приняты тесты.
IIIэтап (март2005-апрель2005),проводилось обобщение и математическая обработка полученных результатов, оформление работы.
Новизна исследования заключается в разработке комплекса средств для баскетболистов, который влияет на развитие скоростно-силовых качеств, физическое развитие, результативность в соревновательной деятельности.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что комплекс средств в баскетболе для развития скоростно-силовых качеств может использоваться в тренировочном процессе баскетболистов 13-15летнего возраста.
Разработанный и апробированный комплекс средств по развитию скоростно-силовых качеств баскетболистов может использоваться в тренировочном процессе, как в спортивных школах, так и на уроках физической культуры.
Положения, выносимые на защиту:
-выявленные особенности развития скоростно-силовой подготовленности положительно влияют на учебно-тренировочный процесс;
- разработанный комплекс специальных упражнений способствует развитию скоростно-силовых качеств у мальчиков баскетболистов, что положительно влияет на процесс спортивной тренировки.
Структура работы: курсовая работа содержит введение, три главы, заключения, списка литературы и приложений.
Материал изложен на 63 страницах, содержит 8 приложений, и список литературы 54 источников.
ГЛАВАI. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основные понятия о скоростно-силовых качествах и методике их развития
Физические качества-это совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
В различных видах физических упражнений, где результат определяется не только абсолютной силой, сколько быстротой движений, ведущим направлением подготовки является воспитание скоростно-силовых способностей.
На современном этапе именно этой проблеме уделяется громадное значение.
Это объясняется тем, что с улучшением физической подготовки, материально-технического обеспечения, рационализации техники движений , спортивные достижения вышли на небывалую высоту.
Скоростно-силовые способности это проявление большой силы в условиях быстрых движений (В.Н. Зациорский) отмечал он, а (В.П.Филин) характеризует скоростно-силовые качества как способность человека к развитию максимальной мощности усилий кратчайший промежуток времени.
Обобщая мнения ведущих специалистов в области теории и методики физического воспитания, можно дать следующее определение:
Скоростно-силовые качества - это синтез силовых и скоростных способностей человека, проявляемый во,,взрывных,, и динамических движений.
Одним из проявлений скоростно-силовых качеств является прыгучесть.
Характерным для прыгучести является,,взрывной,, тип мышечных сокращений. Если рассматривать этот показатель в многократном (динамическом) проявлении, то здесь выступает другая форма скоростно-силовых способностей -прыжковая выносливость.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка (24).
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.
Скорость и сила- основа прыжка.
Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)
Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов.
Наиболее интенсивные темпы прироста скоростно-силовых качеств характерны детям с высоким уровнем физического развития.
Говоря о значении скоростно-силовых упражнений в физическом воспитании, необходимо отметить, что они способствуют активному росту тела в длину. По данным Мартиросова, при выполнении прыжковых упражнений происходит раздражении центров роста человека.
Существуют общие и специальные скоростно-силовые способности человека.
Общие характеризуют скоростно-силовые проявления в естественных движениях (беге, прыжках, метаниях), а специальные отражают уровень их развития в специальных упражнениях (удар в боксе, бросок в борьбе). Но первые всегда являются фундаментом для развития вторых.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажёрные устройства.
С каждым годом возрастает внимание к упражнениям,, ударного типа,, предназначенным для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата(прыжок в глубину).Это направление освободило ряд специализаций в спорте от применения штанги в воспитании ,.взрывной,. силы.
Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется в абсолютном большинстве видов спорта применением непредельных отягощений и установкой на максимально возможную скорость или ускорение выполняемых действий.
Общее правило нормирования дополнительных отягощений состоит в том, что увеличивать их следует лишь постольку, поскольку это не приводит к существенному замедлению скорости движений относительно соревновательной скорости.
Методика ,,ударного,. способа развития скоростно-силовых способностей предъявляет высокие требования к готовности опорно-двигательного аппарата. Поэтому упражнения ударного типа следует вводить только в спортивной тренировке.
Для развития взрывной силы используют одиночные выпрыгивания вверх, с места или прыжки в длину, упражнения на гимнастических снарядах, (используется повторный метод.)
В спорте кроме повторного, используют интервальный метод развития скоростно-силовых качеств. В этом методе дозируют не только интервал работы, но и интервалы отдыха (по времени или расстоянию)
Так же используется равномерный метод (многоскоки на скакалке), круговой, игровой, соревновательный.
Игровой метод - предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без лишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию скоростно-специфические закономерности развития скоростно-силовых способностей.
Соревновательный метод - применяется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъёмом, проявляя максимальные волевые усилия.