Развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов 13-15 лет в процессе спортивной тренировки
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
в образовательном процессе учащихся средних классов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
С О Д Е Р Ж А Н И Е стр.
Введение…………………………………………………. ……………….4-10
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОСИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ …………………11
1.1.1. Понятие о скоростно-силовых качествах и методика их развития…………………………………………...…………………………...11-15
1.1.2. Методические основы развития скоростно-силовых качеств……..15-18
1.1.3. Физическое развитие мальчиков………………………………………18-21
1.1.4.Сила и силовая способность…………………………………………...22-23
1.1.5. Средства и методы воспитания силовых качеств…………………..23-27
1.1.6. Основные средства баскетбола………………………………………..27-35
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….…...36-41
2.1.1. Методы исследования…………………….…………………… ………36 2.1.2. Анкетирование школьников…………………….…………….…………..36
2.1.3. Педагогический эксперимент……………….…………………………37-39
2.1.4. Тестирование физической подготовленности……………………………39
2.1.5.Методы математической статистики……………………………………..40
2.1.6. Организация исследования……………………………………………… 41
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……….42
3.1.Результаты исследования применения комплекса средств для развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 13-15 лет………………….42-46
3.2. Эффективность влияния разработанного комплекса средств развития скоростно-силовых качеств …..………………………….……….…..…….47-49
ВЫВОДЫ……………………………..………………………………………50-51
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………….………………52-55
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………..…………………………...56-63
\
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню физического состояния подростков (Т.П. Завьялова,2001).
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.
Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет большое значение для разносторонней физической подготовленности детей.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.
Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма.
Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всехвидах учебной, трудовой и спортивной деятельности, а также важным компонентом состояния здоровья. Из этого далеко не полного перечня видно, насколько важно заботиться тренеру о постоянном повышении уровня физической подготовленности (Бальсевич В.К., 1996; Бернштейн Н.А., 1966; Ерастова А.П., 1980; Матвеев ).
Высокие результаты возможны только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спортсмен должен быть физически подготовлен (Белов С.А., 1982).
Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей.
Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные.
Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество – это интегрированная качественная особенность двигательного действия.
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии. Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет.
Какова их классификация и структура? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить (измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы совершенствования двигательных способностей?
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
В основе соревновательной деятельности лежит состязание. Спортивная
деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны :преобразовательную ,в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу ,и познавательную ,в которой спортсмен получает сумму навыков, умений для достижения результатов.
Задачи в области физической подготовки спортсмена это воспитание физических способностей, необходимых в избранном виде спорта.
Специфическое содержание физической подготовленности составляет воспитание силовых и скоростно-силовых способностей. В целом эта сторона спортивной подготовки характеризуется физическими нагрузками воздействующие на морфофункциональные свойства организма и направляющими тем самым его физическое развитие.
При развитии физической подготовленности и функционального состояния с учётом индивидуальных способностей спортсменов, проблемой является определение ведущих и отстающих физических качеств, разработка тренировочных программ, способствующих преимущественно развитию генетически заложенных физических качеств в индивидуальном плане ,при этом необходимо учитывать периоды полового созревания подростков.
Использование различных по величине задаваемых сопротивлений в упражнениях близких по двигательной структуре и основному спортивному упражнению позволит выявить характер проявления ведущих физических качеств. Выявленная закономерность должна лежать в основе индивидуальной оценки специальной подготовленности занимающихся.
Достижение стабильных высоких результатов во многом зависит от того, насколько применяемые в тренировочном процессе нагрузки соответствуют функциональным возможностям организма, уровню физического развития и работоспособности спортсмена.
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик. Применительно к динамике физических качеств употребляют термины,, развитие,, и ,,воспитание, ,при этом, если термин ,,воспитание,, предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества, то термин ,,развитие,, характеризует естественный ход изменения качества.
Темой данной работы – «……развитие скоростно-силовых качеств мальчиков баскетболистов.
Объект исследования - процесс спортивной тренировки баскетболистов 13-15 лет.
Предмет исследования - развитие скоростно-силовых качеств баскетболистов 13-15 лет в процессе спортивной тренировки.
Гипотеза исследования.Предполагалось, что применение комплекса специальных средств в тренировочном процессе баскетбола будет способствовать развитию скоростно-силовых качеств у учащихся, если:
-выявлен уровень физического развития, физической подготовленности;
-учтены особенности развития скоростно-силовых качеств;
-разработан и обоснован комплекс средств для развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов.
Задачи исследования.
1.Изучить проблему развития скоростно-силовой подготовленности в теории и практике спортивной тренировки.
2.Выявить уровень развития скоростно-силовых качеств у ……..
3.Разработать и экспериментально проверить комплекс средств развития скоростно-силовых качеств баскетболистов в процессе спортивной тренировки.
Исходя из конкретных задач, использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы и документальных материалов;
анкетирование учащихся;
педагогический эксперимент;
контрольные испытания;
методы математической статистики;
ГЛАВАI. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основные понятия о скоростно-силовых качествах и методике их развития
Физические качества-это совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
В различных видах физических упражнений, где результат определяется не только абсолютной силой, сколько быстротой движений, ведущим направлением подготовки является воспитание скоростно-силовых способностей.
На современном этапе именно этой проблеме уделяется громадное значение.
Это объясняется тем, что с улучшением физической подготовки, материально-технического обеспечения, рационализации техники движений , спортивные достижения вышли на небывалую высоту.
Скоростно-силовые способности это проявление большой силы в условиях быстрых движений (В.Н. Зациорский) отмечал он, а (В.П.Филин) характеризует скоростно-силовые качества как способность человека к развитию максимальной мощности усилий кратчайший промежуток времени.
Обобщая мнения ведущих специалистов в области теории и методики физического воспитания, можно дать следующее определение:
Скоростно-силовые качества - это синтез силовых и скоростных способностей человека, проявляемый во,,взрывных,, и динамических движений.
Одним из проявлений скоростно-силовых качеств является прыгучесть.
Характерным для прыгучести является,,взрывной,, тип мышечных сокращений. Если рассматривать этот показатель в многократном (динамическом) проявлении, то здесь выступает другая форма скоростно-силовых способностей -прыжковая выносливость.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка (24).
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка.
Скорость и сила- основа прыжка.
Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)
Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов.
Наиболее интенсивные темпы прироста скоростно-силовых качеств характерны детям с высоким уровнем физического развития.
Говоря о значении скоростно-силовых упражнений в физическом воспитании, необходимо отметить, что они способствуют активному росту тела в длину. По данным Мартиросова, при выполнении прыжковых упражнений происходит раздражении центров роста человека.
Существуют общие и специальные скоростно-силовые способности человека.
Общие характеризуют скоростно-силовые проявления в естественных движениях (беге, прыжках, метаниях), а специальные отражают уровень их развития в специальных упражнениях (удар в боксе, бросок в борьбе). Но первые всегда являются фундаментом для развития вторых.
Средствами развития скоростно-силовых качеств являются прыжковые упражнения, метания, ускорения с отягощениями, тренажёрные устройства.
С каждым годом возрастает внимание к упражнениям,, ударного типа,, предназначенным для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата(прыжок в глубину).Это направление освободило ряд специализаций в спорте от применения штанги в воспитании ,.взрывной,. силы.
Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется в абсолютном большинстве видов спорта применением непредельных отягощений и установкой на максимально возможную скорость или ускорение выполняемых действий.
Общее правило нормирования дополнительных отягощений состоит в том, что увеличивать их следует лишь постольку, поскольку это не приводит к существенному замедлению скорости движений относительно соревновательной скорости.
Методика ,,ударного,. способа развития скоростно-силовых способностей предъявляет высокие требования к готовности опорно-двигательного аппарата. Поэтому упражнения ударного типа следует вводить только в спортивной тренировке.
Для развития взрывной силы используют одиночные выпрыгивания вверх, с места или прыжки в длину, упражнения на гимнастических снарядах, (используется повторный метод.)
В спорте кроме повторного, используют интервальный метод развития скоростно-силовых качеств. В этом методе дозируют не только интервал работы, но и интервалы отдыха (по времени или расстоянию)
Так же используется равномерный метод (многоскоки на скакалке), круговой, игровой, соревновательный.
Игровой метод - предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без лишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию скоростно-специфические закономерности развития скоростно-силовых способностей.
Соревновательный метод - применяется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъёмом, проявляя максимальные волевые усилия.
Сила и силовые способности
Сила-это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Под скоростно-силовыми и собственно силовыми способностями понимаются особенности человека, которые проявляются в умении регулировать характер и режимы мышечных напряжений.
При этом характер и режимы напряжений задаются двигательными действиями, которые выполняет человек. Так, например, чтобы оттолкнуться от опоры при прыжках, необходимо уметь максимально напрягать мышцы за минимально короткий отрезок времени, а чтобы удерживать штангу над головой, надо уметь максимально напрягать мышцы и длительно сохранять это напряжение.
В первом случае речь идет о скоростно-силовых способностях человека, т. е. способностях максимально напрягать мышцы за минимально короткое время; во втором о собственно силовых способностях, т. е. способностях максимально напрягать мышцы и длительно сохранять их напряжение.
Как видно из этого примера, и скоростно-силовые, и собственно силовые способности относятся к физическому качеству силе и различаются между собой по характеру напряжения мышц.
Скоростно-силовые способности развивают с помощью упражнений скоростно-силовой направленности. Их обязательно надо выполнять с максимально возможной скоростью.
Поэтому в процессе развития скоростно-силовых способностей величина нагрузки на работающие мышцы повышается постепенно, чтобы скорость выполнения упражнений оставалась относительно высокой.
Она не должна снижаться до уровня менее чем 80-85% от максимально возможного времени выполнения. Величину нагрузки в скоростно-силовых упражнениях повышают за счет количества повторений и дополнительных отягощений на работающие мышцы.
Собственно силовые способности развивают с помощью физических упражнений силовой направленности, при выполнении которых мышцы находятся в состоянии максимального напряжения относительно длительное время. Величину нагрузки в этих упражнениях регулируют двумя способами: увеличением времени выполнения упражнения и увеличением отягощения на работающие мышцы.
В целом развитие и скоростно-силовых, и собственно силовых способностей ведет к повышению уровня развития силы. Поэтому, чтобы достигнуть всесторонней силовой подготовленности, на занятиях силовой подготовки чередуют выполнение упражнений скоростно-силовой и собственно силовой направленности.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы и документальных материалов;
анкетирование учащихся;
педагогический эксперимент;
контрольные испытания;
методы математической статистики;
На этапе этого педагогического эксперимента, анализ литературных источников позволял быть в курсе всех событий по данной проблеме, что и позволил создать представление о состоянии исследуемого вопроса.
Анкетирование школьников
Анкетирование- наиболее распрастранённая форма опроса,проведение которого предусматривает получение информации от респондентов,путём письменного ответа по системе стандартных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет (Ю.Д. Железняк ,П.К.Петров).
Нами была разработана анкета,,Значение занятий баскетболом для здоровья и развития физических качеств,,
Цель анкеты - дать сравнительную характеристику уровня сформированности знаний о баскетболе как вида сорта и его значении для организма детей занимающихся баскетболом .
Задачи анкетирования:
1.получить информацию о мотивации занятий баскетболом;
2.выявить уровень знаний о здоровом образе жизни;
3.выявить уровень знаний о баскетболе как о средстве физического воспитания;
4.дать самооценку состояния здоровья детей.
С помощью анкетирования (приложение1) мы собрали информацию об отношении детей к баскетболу.
Педагогический эксперимент
Этот метод занимает важное место в процессе исследований, актуальных проблем спорта, представляет собой планомерный анализ и оценку способа организации учебно-воспитательного процесса.
Может быть направленно как на анализ содержания учебной тренировочного процесса (задач, средств), так и на количественные стороны процесса (количество повторений).
Процесс воспитания называют тестированием. Таким образом тестирование предполагает наличие определённых стандартов, т.е. показателей, наиболее типичных для той или иной возрастно-половой группы спортсменов данной квалификации и специализации.
Этот метод исследования, позволяющий с помощью специально-подобранных контрольных упражнений и нормативов оценить уровень физической, технической и других сторон подготовки.
Тест 5. Перемещение 5м х 6
Оборудование: секундомер.
Испытуемый занимает стартовое положение (разметка обозначена) по сигналу делает рывок (ускорение лицом) до указанного места. Одновременно включают секундомер. Тестируемый выпол6няет передвижение в защитной стойке до обозначенной линии, делает ускорение спиной вперед , и после того, как он одной ногой вышел за линию , он делает все в обратной последовательности. Тестирование заканчивается, когда испытуемый пересекает линию старта.
Показатели физической подготовленности приведены в таблице. (Приложение3-4)
К – табличный коэффициент
соответствующий определенному
числу вариант (для нашего случая К = 3,08)
d
3. m = ¾ формула для нахождения стандартной
Ön ошибки средней арифметической (m) -
ошибка репрезентативности
Организация исследования
На первом этапе (сентябрь 2004-октябрь2004 года), теоретически изучалась проблема, определялись основные понятия, намечена модель эксперимента и проведён констатирующий эксперимент. Исследования на первом этапе позволило сделать краткий анализ научных, экспериментальных и практических достижений в подготовки спортсменов. В ходе констатируещего эксперимента проведено тестирование.
На втором этапе (октябрь 2004-март 2005г), был проведен формирующий эксперимент выявляющие физическую подготовленность баскетболистов.
На третьем этапе (март 2005-апрель2005 года), проводился контрольный эксперимент в ходе которого проведено повторное тестирование и осуществлялся анализ и обобщения результатов исследования. Сравнив и сопаставив средний результат каждого вида упражнений, мы пришли к выводу, что разработанная нами методика позволила улучшить уровень развития скоростно-силовой подготовленности.
Исследования проводились на базе МОСШ№11 г.Ноябрьска .
В исследовании принимали участие мальчики баскетболисты СДЮШОР
третьего года обучения.
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики.
Выводы
1. Проблема развития скоростно-силовых качеств в процессе спортивной тренировки баскетболистов является актуальной на сегодняшний день, а возможность её разработки предопределена состоянием научно-методических основ формирования физической подготовки к соревнованиям.
Из анализа научно-методической литературы можно заключить, что уровень развития физических качеств зависит от возрастных, психофизиологических особенностей баскетболистов.
2. Для определения уровня скоростно-силовых качеств целецеобразно
использовать следующие тесты: прыжок в длину, высота подскока, поднимание туловища, из положения лёжа, вис на перекладине, челночный бег. Которые объективно оценивают развитие скоростно-силовую подготовку.
3. Тренировочные воздействия целесообразно организовывать в виде выполнения скоростно-силовых упражнений в основной части занятий сериями по методу круговой тренировки по 3-4серии длительностью не более 30 секунд с интервалом отдыха в 1 минуту между упражнениями и сериями.
4. Характерными особенностями проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста являются:
- многократные беговые ускорения (в количестве 120 – 150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000 –7000 метров);
- значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх (до130=140за игру)
5. Проведенный анализ особенностей скоростно-силовой подготовленности мальчиков- баскетболистов показал, что в тестах скоростные и скоростно-силовые качества превосходят остальные.
6. Возрастной период 7 – 16 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых качеств и их компонентов:
- развитие быстроты происходит непрерывно с 7 до 16 лет при максимальных темпах прироста в 16 – 17 лет;
- увеличение силы – период с 12 – 18 лет при наибольшем приросте в 16 - 17 лет;
- постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет при максимальных темпах прироста в 14 – 16 лет.
7.В ходе экспериментальной проверки разработанный нами комплекс
развития скоростно-силовой подготовленности оказался эффективным
и может быть рекомендована в практической работе тренера.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985.-280с
2. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. \под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработонное. – М.: Физкультура и спорт,1988.-367с.
3. Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.: Физкультура и спорт, 1982- 86с.
4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1996.105с.
5. Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. - Минск,1986
6. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1997-115с
7. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
8. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987-255с.
9. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
10. Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитие прыгучести у юных баскетболистов.- № 3.- 1995.-46с.
11. Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.
12. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 2005г.
13. Кузнецов Г.В. Скоростно-силовая подготовленность школьников:Автореф.Дисс.Канд.Пед.Наук,м.,2003.-23с.
14. Коц Я.М Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт,1996.
15. Коробков А. В.,Головин В.А.,Масляков В.А.Физическое воспитание. - М.:Высшая школа,1993.
16. Костикова Л.В., Шерстюк А.А., Григорович И.Н.,Особенности обучения и тренировки баскетболистов. - М.,1999-41С.
17. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт,1991.-265с
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:Физкультура и спорт,1991.-543с.
19. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.:ФиС,1997
20. Новикова А.Д., Теория и методы физического воспитания.
21. Современная система спортивной подготовки \ Под ред. В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
22. Теория и практика физической культуры, № 6, 1998.
23. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов/Под редакцией Суслова Ф. П., Вайцеховского С.М.-М.:Физкультура и спорт, 1993.-352с.
24. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1992
25. Харре Д. Учение о тренировке.-М.:Физкультура испорт, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
,,Значение занятием баскетбола для здоровья учащихся ……….,,
1. Школа, класс? .......................................................................................
2.Что вы знаете о здоровом образе жизни? .................................................
……………………………………………………………………………………..
3.Вы курите? ........................................
4.Что вы знаете о наркотиках? ...................................................................
…………………………………………………………………………………..
5.Что вас привлекло заниматься баскетболом? ........................................
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
6.Чем баскетбол отличается от других видов спорта? ............................
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
7.Насколько надо быть физически подготовленным, чтобы заниматься баскетболом? .......................................................................................................
……………………………………………………………………………………
8.Дайте самооценку состояния своего здоровья…………………………
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические рекомендации: Развернуть!
1.Обязательно является выполнение упражнений с максимальной скоростью и частотой движений.
2.Прежде чем выполнять упражнения надо хорошо владеть техникой его выполнения.
3.Дозировка упражнений должна быть такой, чтобы не допускать снижения скорости и частоты движений к концу выполнения.
4.Время отдыха между выполнением упражнений должен быть таким, чтобы к следующему повторению должно быть достигнуто достаточно полное восстановление.
5.Прежде чем приступать к выполнению прыжков вниз с высоты с последующим выпрыгиванием вверх на одной ноге, спортсмен должен научиться приседать на одной ноге не менее 5 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1
Экспериментальная группа (начало года)
№ п/п | Ф.И.О. | Прыжок в длину | Высота подскока | Поднима. туловища | Вис на перекл. | Челноч. бег(м) | 5м х 6 |
Ваня Б. | 9,6 | ||||||
Витя С. | 9,5 | ||||||
Андрей В. | 9,2 | ||||||
Олег В. | 10,4 | ||||||
Женя Ш. | 8,6 | ||||||
Алёша К. | 9,2 | ||||||
Сергей Т. | 8,8 | ||||||
Миша Н. | 9,4 | ||||||
Коля С. | 9,9 | ||||||
Исмаил Ч. | 10,0 | ||||||
Х ± m | 174±3,08 | 32,9±0,01 | 30 ±1,5 | 12,5±2 | 147,7±1,88 | 9,82±0,8 | |
Оценка | 180-«5» 175-«4» 170-«3» | 38-«5» 32-«4» 27-«3» | 35-«5» 30-«4» 25-«3» | 20-«5» 15-«4» 10-«3» | 160-«5» 150-«4» 140-«3» | 9,6-«5» 9,8-«4» 10,0-«3» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 2
Экспериментальная группа (конец года)
№ п/п | Ф.И.О. | Прыжок в длину | Высота подскока | Подним. туловища | Вис на перекл. | Челночн. Бег(м) | 5м х 6 |
Ваня Б. | 9,4 | ||||||
Витя С. | 9,3 | ||||||
Андрей В. | 9,0 | ||||||
Олег В. | 10,2 | ||||||
Женя Ш. | 8,4 | ||||||
Алёша К. | 9,0 | ||||||
Сергей Т. | 8,4 | ||||||
Миша Н. | 9,1 | ||||||
Коля С. | 9,6 | ||||||
Исмаил Ч. | 9,8 | ||||||
Х ± m | 178,1±3,1 | 35,4±0,01 | 49,5±1,5 | 18,9±1,7 | 152,6±0,1 | 9,82±0,8 | |
Оценка | 180-«5» 175-«4» 170-«3» | 38-«5» 32-«4» 27-«3» | 35-«5» 30-«4» 25-«3» | 20-«5» 15-«4» 10-«3» | 160-«5» 150-«4» 140-«3» | 9,6-«5» 9,8-«4» 10,0-«3» |
ПРИЛОЖЕНИЕ6
ПРИЛОЖЕНИЕ7
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:
Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз.
1. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии.
2. Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
3. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (3-4 прямых по 20 м).
4. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков.
6. И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
7. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15 повторений.
8. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии.
9. Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
10.Прыжок в длину с места без остановки по прямой.3-4 серии по 6-8 прыжков.
11.Запрыгиван