Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика Романтизм в русской живописи и литературе. Творчество О.А. Кипренского (анализ не менее 2 произведений).
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной
Время и место написания портрета точно не установлены: конец 1822-го или начало 1823 года, Италия или Париж. Произведение выполнено маслом в романтическом стиле. Существовала также копия портрета, которая оставалась у Кипренского, о чем известно из составленного после смерти художника «Реестра» картин, находившихся в его мастерской.
Вернувшись в 1823 году в Россию, Кипренский в числе других своих произведений выставил в Эрмитаже и портрет Авдулиной. В следующем году картина появилась на выставке в Академии художеств. Современники высоко оценили работу художника: «Портрет супруги генерала Авдулина с отличными достоинствами... кажется, сходство должно быть совершенно, ибо в физиогномии есть душа и какой-то особенный характер, печать натуры, а не идеала или случайного выражения. Портрет весьма окончен. Руки написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом».
В композиции ощущается влияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе аллегорические намеки. Опадающий цветок гиацинта на фоне тяжелых свинцовых туч, несомненно, служит ключом к пониманию душевного мира изображенной женщины, одновременно хрупкой и холодной. Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.
Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение конкретного города, а неясный, романтический вид.
Характер образа — элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняя сосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотно сомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм. Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунок отличается большой точностью.
О женщине, позировавшей художнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) - внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева, действительного статского советника и кавалера нескольких орденов. Замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А.С. Пушкин.
С. Либрович сообщает, что портрет был заказан другом Пушкина, Дельвигом. Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в шереметевском дворце[1].
Впервые картина экспонировалась на выставке Академии художеств в год своего создания.
Описание[править | править вики-текст]
На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма. Этот приём — реминисценцию — художник применял неоднократно. Так, в исполненных ранее портретах Швальбе и Авдулиной Кипренский цитирует Рембрандта и Леонардо да Винчи, здесь же он объединяет имена двух поэтов[2]. В глубине изображена статуя Музы с лирой.
Портрет выполнен с «предельной завершённостью», тщательной отделкой деталей, что было вообще характерно для последних лет работы Кипренского. Цветовая гамма строго уравновешена. Художник передаёт «ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом»[3].
Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому». Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину. Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского, изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди». Сам Брюллов предпочитал создавать образы людей искусства в момент романтического порыва, строя динамичную эффектную композицию с выразительным цветовым решением[4].
Либрович отмечает, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала, и которыми он гордился:
16. Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика. Романтизм в русской живописи и литературе. Творчество И.К. Айвазовского (анализ не менее 2 произведений разных жанров)
Иван Айвазовский(Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), – русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского - “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского - в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Наварринский бой", обе - 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.
Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии. В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! .. уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он - апогей штормов. За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Озаренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу.
Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский написал целую серию «бурь» (Корабль среди бурного моря, Радуга). Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авторе последнего представителя живописи эпохи романтизма.
И.К. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864
Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Реализации замысла способствовало то, что Айвазовский удачно сочетал высокую ремесленную выучку, дар поэтического воображения и страсть к импровизации. Вряд ли кто-либо из его современников мог передать так весь масштаб катастрофы, вселенскую бурю на небе и на земле, гигантские волны, захлестывающие уступы скал, за которые цепляются люди и животные. Многочисленные персонажи композиционно объединены в смысловые группы – в центре выделяются фигуры старика, окруженного семейством, и умирающей женщины, группа коленопреклоненных людей. Несколько наивны образы, обличающие человеческую алчность, тщетность попыток уйти от судьбы – изображение сидящих на слонах царя и жреца с золотыми сосудами и драгоценностями.
Картина, показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием «Всемирный потом (последние дни)», имела широкий резонанс в русском обществе. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.
17. Романтизм: мировоззренческие основы и эстетика Романтизм в русской живописи и литературе. Творчество К.П. Брюллова (анализ не менее 3 произведений разных жанров).
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Произведения К. П. Брюллова принадлежат к лучшим достижениям отечественной портретописи первой половины ХIХ века. Развивая сложившиеся в русской живописи традиции парадного портрета, художник в совершенстве владел живописной техникой изображения человека. В портрете княгини Е. П. Салтыковой ярко проявляются романтические устремления художника. Восхищение, любование моделью почти обязательно сопутствовало такому произведению.
Нарцисс», 1819
На картине можно заметить светотеневую партитуру, при этом автор явно уделяет внимание живописи Караваджо. Здесь присутствует золотистый свет, который окутывает фигуру нарцисса. Брюллову удалось понять и почувствовать возможности, которые скрыты в новом приеме. Можно сказать, что «Нарцисс» стал первообразной темой, которая была выражена в световых эффектах его будущих картин и полотен. Пейзаж — Черная речка.
«Последний день Помпеи» прогремел по всей Европе. Брюллов написал гибель античного города под лавой и пеплом проснувшегося Везувия, написал катаклизм – одновременно природный и исторический; и на фоне торжества гибели создал героический апофеоз величия и красоты человека, противостоящего неизбежности уничтожения. Брюллов обдумывал композицию картины с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах каждое движение своей мысли, меняя расположение фигур и обстановку. Зрительная память художника, в тайниках которой хранились бесчисленные и точные наблюдения, позволяла ему совершать эту работу без натуры перед глазами. Об исключительной силе памяти и воображения, которыми обладал Брюллов, говорят и все его эскизы к другим замыслам, которых осталось очень много, и которые так и не получили своего окончательного завершения в картинах. Все они свидетельствуют о той непрестанной внутренней работе, работе фантазии и мысли, которая составляет характернейшую черту творческой личности Брюллова, и которая была одним из самых обаятельных свойств его личности, неотразимо действовавших на современников и особенно на учеников.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическомудвижению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтическиепроизведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей,создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии,которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремленийчеловека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным,оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можносчитать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева являетсяодновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает сожаление автора о безвозвратно утерянном времени. Человек начинает что-то ценить, только когда это теряет, сам Василий Андреевич к серьезным потерям причисляет молодость. Поэт родился и вырос в одной из деревень Тульской губернии, именно там он открыл для себя красоту природы, научился черпать вдохновение в созерцании бескрайних полей и лугов, зеленых рощ и лесов, голубых рек и озер. Жуковский «Невыразимое» написал, чтобы передать свое сожаление о невозможности выразить на листе бумаги восхищение окружающим миром, передать красоту пейзажей, донести до читателя чувства, которые сам переживает при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, или, вышагивая по лужам под летним дождем. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/125626/analiz-stihotvoreniya-jukovskogo-nevyirazimoe-kak-peredat-slovami-svoi-chuvstva