Возрастные особенности юношей 14-15 лет
В этот период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям) [9].
Как следствие: формируется половое влечение, резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, слабость), неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.
2.2. Двигательные действия юношей-хоккеистов и роль физической подготовки в совершенствовании скоростно-силовых навыков
Хоккей один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, динамикой борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях [22]. Все это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, и определяет особенности ее структуры и содержания. Для соревновательной деятельности хоккеистов характерны: переменная интенсивность, преимущественно скоростно-силовая направленность и аритмия, выражающиеся в хаотичном чередовании разных по времени взрывных действий.
Выполнение большого объема сложно координационных технико-тактических действий, жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки.
Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом [29]. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы. Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и целеустремленности, а также развитию способности управлять своими эмоциями.
Технико-тактические приемы – это необходимый состав движений, последовательность работы мышц, в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве.
Передвижение на коньках – это неестественное, достаточно сложное по координации движение, требующее определенных физических и психических напряжений. Поэтому для успешного освоения различных способов передвижения на коньках необходима соответствующая предварительная подготовка. Еще до выхода на лед у юных хоккеистов следует вводить в занятия специально-подготовительные и подводящие упражнения [21]. Техника передвижения на коньках является той основой, на которой держится мастерство хоккеиста. Её сущность сводится к выполнению рационально организованных движений игрока, направленных на скоростно-маневренное оптимальное прохождение игрового пространства. Особое значение играет воспитание у юных хоккеистов скоростно-силовых качеств. Бег на коньках по способу выполнения подразделяется на несколько видов.
Наиболее часто применяется в игре бег скользящими шагами. Им пользуются в большинстве случаев тогда, когда надо пробежать относительно большое расстояние [17; 23]. Эффективность бега во многом зависит от «посадки» хоккеиста, т. е. его исходного положения, определяемого рациональным расположением звеньев тела в пространстве. Посадка должна быть удобной, устойчивой и обеспечивать возможность свободного проявления рабочих усилий в отталкивающих движениях ногами для развития определенной скорости. Такая посадка обеспечивает нормальную работу мышц ног, не стесняет работу органов дыхательной и сердечно-сосудистой систем, позволяет хоккеисту хорошо видеть и ориентироваться в окружающей обстановке.
– Бег короткими шагами по основному двигательному механизму идентичен бегу скользящими шагами и имеет аналогичную фазовую структуру. Этот вид бега используется при старте и ускорении с места и в ходе движения для быстрого наращивания скорости.
– Бег с крестными шагами осуществляется по ломаной линии попеременным движением влево и вправо. Для этого из положения основной посадки хоккеист переносит центр массы тела на ногу, в сторону которой осуществляется движение.
– Бег спиной вперед – один из наиболее важных приемов техники передвижения хоккеистов на коньках. Различают две разновидности бега спиной вперед: не отрывая коньков ото льда и бег скрестными шагами.
– Старты. Старты могут быть с места и в движении из исходного положения лицом, боком и спиной вперед. Наиболее часто применяется старт лицом вперед.
– Повороты. В передвижении хоккеиста на коньках, в эффективности его маневрирования важную роль играет выполнение поворотов. Различают следующие виды поворотов: переступанием, не отрывая коньков ото льда, толчками одной ноги, прыжком с приземлением на две или одну ногу, с крестными шагами.
– Торможения и остановки. Эффективное маневрирование невозможно без торможений. Основным приемом торможения в современном хоккее является торможение с поворотом на 90 ° – на двух или одной ноге. Торможение «плугом» и «полуплугом» используется в современном хоккее очень редко и то преимущественно вратарями и начинающими хоккеистами [11].
В ходе соревновательной деятельности хоккеиста единоборства с проявлением силовых или скоростно-силовых качеств называют силовыми единоборствами. Они осуществляются туловищем и клюшкой. Приемы игры туловищем, применяемые в борьбе за шайбу и связанные с силовыми проявлениями различных мышечных групп (ног, туловища, плечевого пояса), принято считать силовыми. К их числу относятся: остановки, толчки и прижимание игрока противника грудью, плечом и бедром.
В проведении силовых приемов правомерно выделить четыре фазы: прогнозирование движения противника с шайбой и принятие плана действий; осуществление скоростного маневра с обманными действиями, вынуждающих противника двигаться в нужном направлении, сближение с ним; непосредственное выполнение силового толчкового движения; подбор шайбы [26].
Выявлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов. Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы-разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра — для отталкивания ото льда.
– Быстрая сила, проявляющаяся в скоростных движениях при преодолении небольших отягощений;
– Взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия;
– Абсолютная сила, или предельные силовые возможности спортсмена, позволяющие преодолевать значительное сопротивление (отягощение);
– Силовая выносливость, обеспечивающая проявление силовых возможностей длительное время [10].
Таким образом, в системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма.
Методика развития силы. Среди факторов, лимитирующих силовые возможности, выделяют: внутримышечную координацию (она характеризуется силой и частотой эффекторной импульсации из ЦНС к работающей мышце); межмышечную координацию (главным образом между мышцами-синергистами и антагонистами), собственную реактивность мышц (она зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения); биомеханический фактор (зависит от рычага приложения силы и определяется углом в рабочем суставе) [3]. Для того чтобы развить силу, необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений (напряжений).
Наряду с воспитанием силы у юных хоккеистов развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения.
У детей подросткового возраста связочно-мышечный аппарат стопы развит не сильно; как следствие этого от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных хоккеистов может появиться плоскостопие [4]. Связочный аппарат верхних конечностей развит также недостаточно, поэтому у юных хоккеистов довольно часто происходит повреждение связок, особенно если они играют слишком большой и тяжелой клюшкой.
Укрепление связочного аппарата является важнейшей составляющей в развитии силовых качеств хоккеиста возраста и квалификации, позволяя достигнуть более высокого уровня силовых показателей при этом снижая возможность получения травмы.
Развитие скорости. Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовым приемом или, наоборот, уклоняться от силового единоборств [7]. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.
Быстрота является комплексным, многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных возможностей хоккеистов, их техническое мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств [9]. При изучении скоростной подготовленности хоккеистов были выявлены состав и структура скоростных качеств, включающие следующие виды их проявления: быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому. Указанные виды скоростных качеств хоккеиста относительно независимы друг от друга. Во время соревнований, как правило, эти качества проявляются комплексно.
Однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств в игровой деятельности, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид [20].
Воспитание скоростных качеств хоккеистов представляет собой довольно сложный процесс. Это связано: с многофакторной структурой скоростных качеств; с тем, что элементарные формы, определяющие качество быстроты, относительно независимы одна от другой; с особенностями тренировки в хоккее, сочетающей подготовку на льду и вне льда.
Все это в значительной мере снижает возможности положительного переноса тренированности с одних упражнений на другие.
Развитие скоростных качеств у хоккеистов осуществляется в двух направлениях: при аналитическом воздействии на отдельные факторы, обусловливающие скорость движений; за счет тренировочных упражнений целостного законченного характера [15].
Основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов являются: игровой, соревновательный, повторный и вариативный. Кроме разумного чередования различных методов для достижения желаемого эффекта в скоростной подготовке хоккеистов не менее важное значение имеет грамотный набор соответствующих средств. Например, иногда целесообразно избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подбирать и соответствующие упражнения [9].
Упражнения для развития быстроты требуют сосредоточенности и максимальной собранности, важно понимать смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.
ВЫВОДЫ
1. Стоит отметить, что в настоящее время уделяется наибольшее внимание развитию скоростно-силовых у юношей 14-15 лет, играющих в хоккей. Было выяснено, что силовые качества представляют собой комплекс различных проявлений человека в некоторой двигательной активности, в основе которой и лежит понятие «сила». Кроме того, под этим подразумевается способность юноши к развитию максимальной мощности усилий при малейшем промежутке времени.
Итак, к скоростно-силовым качествам относят быструю силу и взрывную. Под первой подразумевается непредельное напряжение мышц, которые проявляются в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, которая при этом не достигает предельной величины. Взрывная сила сама по себе – это способность человека достигать максимальных показателей силы в наикратчайшее время по ходу выполнения двигательного действия. Она характеризуется стартовой и ускоряющей силой. Кроме того, различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Также, существуют факторы, которые оказывают влияние на скоростно-силовые качества.
Таким образом, на хоккейных тренировках рекомендуется реализовывать модульную тренировочную технологию, основные особенности которой заключаются в том, чтобы участники в игровой форме выполняли тренировочные и восстановительные упражнения.
Как и в любом процессе обучения, в воспитании скоростно-силовых качеств у хоккеистов нужно применять системный подход, то сеть использовать средства и методы, которые поспособствуют улучшению результатов каждого игрока. К средствам развития относятся физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые выполняются с предельной скоростью. Основными средствами являются рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них (скольжение по льду с резким торможением).
2. В системе подготовки юных хоккеистов значительное место должно быть отведено воспитанию мышечной силы. При этом необходимо учитывать специфическое развитие силы мышц хоккеиста и возрастные особенности организма. Безусловно, выявлена положительная взаимосвязь между силовыми показателями и уровнем мастерства спортсменов. Для хоккея характерно свое специфическое развитие силы мышц. Установлено, что мышцы-разгибатели туловища имеют большое значение для стабилизации игровой позы хоккеиста, а сгибатели стопы, разгибатели голени и бедра — для отталкивания ото льда.
К тому же, основными методами скоростной подготовки юных хоккеистов являются: игровая, соревновательная, повторная и вариативная деятельность. Кроме разумного чередования различных методов для достижения желаемого эффекта в скоростной подготовке хоккеистов, также огромное значение имеет грамотный набор соответствующих средств. Например, иногда целесообразно избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подбирать и соответствующие упражнения. Упражнения для развития быстроты требуют сосредоточенности и максимальной собранности, важно понимать смысл предлагаемых заданий и следить за четким и точным их выполнением.
Таким образом, цель данной курсовой работы достигнута: было достаточно обосновано, что скоростно-силовые качества особенно важны для воспитания юношей 14-15 летнего возраста играющих в хоккей.