Система физкультурно-оздоровительных
И лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ
Психологическое сопровождение развития ребенка:
- диагностика когнитивно-эмоциональной сферы дошкольников;
- занятия по коррекции и развитию психических функций, эмоционально-волевой сферы;
- медико-психологические консультации для родителей по преемственности воспитания детей и уходу за ними.
Виды организации режима двигательной активности ребенка:
1. Регламентированная деятельность:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия в зале и на улице (в теплое и холодное время года);
- физминутки;
- гимнастика после сна;
- спортивные праздники и развлечения.
2. Частично регламентированная деятельность:
- спортивные упражнения на воздухе;
- подвижные игры на прогулке;
- День здоровья.
3. Нерегламентированная деятельность:
- самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении;
- самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе.
Работа с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни:
- Занятия на тему «Познай себя»;
- словесно-наглядные, сюжетно-ролевые игры по развитию представлений и навыков здорового образа жизни;
- моделирование ситуаций по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
- полоскание рта после еды.
Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение:
1. Профилактические мероприятия:
- комплексы ЛФК и гимнастики после сна;
- комплекс мероприятий по профилактике ОРВИ и гриппа;
- комплекс витаминной профилактики.
2. Общеукрепляющие мероприятия:
- закаливание;
- подбор оптимальной одежды при различных температурах;
- режим сквозного и одностороннего проветривания в течение дня
- свето-воздушные и солнечные ванны.
3. Коррекционные мероприятия:
- осмотр детей с хроническими заболеваниями носоглотки ЛОР врачом;
- ежегодные профилактические осмотры детей специалистами;
-адаптогены – шиповник;
- витаминизация;
- фитонизация;
- коррекция речевого развития.
Оздоровительный режим осуществляется в зависимости от возраста, времени года:
№ п/п | Закаливающие мероприятия | Возраст | Периодичность Температурный режим |
1. | Прием на воздухе | 2-7 лет | Ежедневно, с мая по сентябрь |
2. | Утренняя гимнастика | 2-7 лет | Ежедневно, 6 – 10 мин. |
3. | Закаливание воздухом (воздушные ванны) | 2-3 года 4-7 лет | 230 С - 200С 220 С - 200 С 5 – 10 мин. |
4. | Прогулки (подвижные игры, упражнения) | 2-7 лет | Ежедневно (2 раза в день) |
5. | Целевые прогулки и походы | с 4 лет | 1 раз в 3 месяца |
6. | Физкультурные занятия | 2-7 лет | 2 раза в неделю |
7. | Проветривание | все помещения ДОУ | Сквозное – 2 раза в день, в течение 5-10 мин., до +14 - +16 0 С одностороннее – летом в присутствии детей (во время сна, игр) |
8. | Воздушно-температурный режим: - в группе - в спальне | Ежедневно + 18…+20 0 С +16…+ 18 0 С | |
9. | Одежда в группе | Облегченная |
Годовой план
Работы инструктора физкультуры
Яценко Е. В.
На 2015-2016 учебный год.
Основные задачи:
- Формирование умений и навыков в основных видах движения
- Развитие физических качеств и способностей
- Профилактика и предупреждение нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата
- Своевременное выявление детей с низким уровнем физической подготовленности
- Знакомить старших дошкольников с элементами спортивных игр
- Знакомить детей с видами спорта
- Повышать словарный запас детей спортивной терминологией
- Формировать потребность в здоровом образе жизни
- Формировать умение использовать умение и навыки физических упражнений, подвижных и спортивных игр в самостоятельной деятельности
№ | Направление деятельности | Формы и содержание основной деятельности | Сроки | Выход |
Организационно-методическая работа | -Подготовить списки детей с диагнозами и группой здоровья - Диагностика физических качеств -Заполнение таблицы индивидуальной работы с детьми для воспитателей по результатам диагностики -Выявление детей с низким уровнем физической подготовленности -Составление программы занятий для детей -Составление комплексов утренней гимнастики -Написание плана физкультурных занятий в каждую возрастную групп -Подбор подвижных игр по возрастам -Подбор подвижных игр при заболеваниях органов дыхания -Подбор подвижных игр логопедической направленности -Участие в методических объединений в районе | Сентябрь Сентябрь – октябрь Октябрь Октябрь Сентябрь Ежемесячно Ежемесячно В течение года В течение года В течение года В течение года по плану МО | Списки Протоколы Таблицы Списки Программа Комплексы Планы Подвижные игры по возрастам Подвижные игры при заболеваниях органов дыхания Подвижные игры логопедической направленности Конспекты | |
Пропаганда физического воспитания | -Открытые занятия для воспитателей -Открытые занятия для родителей -Своевременное помещение информации в уголок для родителей -Физкультурные праздники совместно с родителями - Беседы о пользе закаливания, ЗОЖ, занятия спортом и т.д. -Выступление на родительских собраниях -Консультации для родителей | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года По запросам воспитателей По запросам родителей | Конспекты Конспекты Информационные листки Сценарии праздников Конспект беседы Конспект выступления Журнал учета консультаций | |
Взаимодействие со специалистами | С врачом -Сбор анамнеза и других медицинских данных для формирования детей по группам здоровья -Посещение врачом физкультурных занятий Педагогом-психологом -Подбор и проведение игр и игровых упражнений для развития психических процессов у детей нуждающихся в индивидуальной работе -Обсуждение индивидуальных особенностей и подбор методов и приемов при работе с детьми имеющих трудности в поведении -Совместные тренинги по общению с детьми С музыкальным руководителем Подбор музыкального сопровождения для комплексов утренней гимнастики, физкультурных занятий, досугов, спортивных праздников -Совместное проведение досугов С педагогами -Взаимопосещение УГГ, гимнастики после сна -Подбор игр и игровых упражнений для индивидуальной работы с детьми -Помощь педагога при проведение диагностики -Индивидуальные консультации | Сентябрь Два раза в месяц В течение года В течение года По заявкам педагогов В течение года В течение года В течение года В течение года На начало и конец года В течение года | Списки детей Протокол медико-педагогического контроля Игры и игровые упражнения Консультации Тренинг Флешки\диски с музыкой Конспекты Комплексы УГГ и гимнастики после сна Игры и игровые упражнения для индивидуальной работы Диагностические протоколы Журнал консультаций | |
Повышение профессиональной квалификации | Работа над темой по самообразованию Участие в работе консилиума, педсоветов, семинаров МДОУ Изучение новинок методической литературы: · Книги, журналы · Интернет-ресурсы | По плану В течение года В течение года | Презентация Конспекты Аналитические справки, сообщения |
Перспективное планирование ОВД на ФК занятиях в подготовительной группе
Пояснение:представленные упражнения проводятся два раза в неделю в физкультурном зале: + - обучающее занятие, * - занятие на повторение пройденного материала.
(1) ↔
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОВД | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||||||||||
ПРОГРАММА( Подготовительной ГРУППЫ) | |||||||||||||
Упражнения в ходьбе | |||||||||||||
1. В колонне в чередовании с выполнением и.п.д. «Мышка», «Цыпленок», «Медведь», «Утенок» | + * | + * | |||||||||||
2. В колонне по два, по три вдоль границ зала с поворотами | + * | + * | |||||||||||
3. По кругу друг за другом боком в правую и левую стороны приставным шагом | + * | + * | |||||||||||
4. В колонне по одному вдоль границ зала боком в правую и левую стороны скретным шагом | + * | + * | |||||||||||
5. В колонне с ускорением и замедлением темпа | + * | + * | |||||||||||
6. По прямой лицом и спиной вперед | + * | + * | |||||||||||
Упражнения в беге: | |||||||||||||
1. По кругу друг за другом на носках, сильно сгибая ноги в коленях назад | + * | + * | |||||||||||
2. В колонне по одному, с различным положением рук (на поясе, в стороны) | + * | + * | |||||||||||
3. По кругу друг за другом приставным шагом вправо и влево (прямо и боком) | + * | + * | |||||||||||
4. В колонне по одному вдоль границ зала боком в правую и левую стороны скрестным шагом | + * | + * | |||||||||||
5. Медленно непрерывно до 2-3 мин | + * | + * | |||||||||||
6. Выполнять челночный бег 3-4 раза по 8-10 м | + * | + * | |||||||||||
Упражнения в равновесии: | |||||||||||||
1. Пройти по веревке (диаметр 2-3 см) прямо и боком, по канату (диаметр 5-6 см) | + * | ||||||||||||
2. Пройти по по гимнастической скамейке приставным шагом | + * | ||||||||||||
3. Пройти по гимнастической скамейке, поднимая поочередно прямые ноги | + * | ||||||||||||
4. Пройти по гимнастической скамейке, поднимая поочередно прямые ноги, выполняя под ногой хлопок | + * | ||||||||||||
5. Пройти по узкой стороне гимнастической скамейке прямо | + * | ||||||||||||
6. Стоять на одной ноге, руки в стороны | + * | ||||||||||||
Упражнения в прыжках: | |||||||||||||
1. Перепрыгивать на двух ногах боком вправо-влево невысоких препятствий (веревка, канат) | + * | ||||||||||||
2. Прыгать через короткую скакалку на месте и с продвижением вперед | + * | ||||||||||||
3. Прыгать через длинную скакалку | + * | ||||||||||||
4. Подпрыгивать на месте: ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперед – другая назад | + * | ||||||||||||
5. Прыгать с зажатым между ногами мешочком с песком прямо и «змейкой» | + * | ||||||||||||
6. Прыгать вверх из глубокого приседа | + * | ||||||||||||
Упражнения в катании, бросании, ловли, метании | |||||||||||||
1. Перебрасывать друг другу мячи из разных исходных положений, разными способами, в разных построениях | + * | ||||||||||||
2. Бросать мяч вдаль из положения сидя, ноги скрестно | + * | ||||||||||||
3. Отбивать мяч поочередно правой и левой рукой на месте | + * | ||||||||||||
4. То же с продвижением вперед | + * | ||||||||||||
5. Отбивать мяч на месте с хлопком, с поворотом | + * | ||||||||||||
6. Перебрасывать мяч друг другу через сетку | + * | ||||||||||||
Упражнения в ползании, лазании: | |||||||||||||
1. Ползать по гимнастической скамейке с опорой на колени и предплечья | + * | ||||||||||||
2. Ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками | + * | ||||||||||||
3. Ползать по гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами | + * | ||||||||||||
4. Лазать с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали | + * | ||||||||||||
5. Пролезать в обруч разными способами | + * | ||||||||||||
6. Подлезать под несколькими дугами (высота 35-50 см) подряд | + * | ||||||||||||
(2) ↔
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОВД | Декабрь | Январь | Февраль | |||||||||||||||||||
ПРОГРАММА( ПодготовительнойГРУППЫ ) | ||||||||||||||||||||||
Упражнения в ходьбе: | ||||||||||||||||||||||
1. В колонне по одному в чередовании с выполнением и.п.д. «Аист», «Лошадка», «Паучок» | + * | + * | ||||||||||||||||||||
2. В колонне по три, по четыре придерживаясь вдоль границ зала с поворотами | + * | + * | ||||||||||||||||||||
3. По кругу друг за другом с высоким подниманием коленей, широким шагом | + * | + * | ||||||||||||||||||||
4. В колонне по одному вдоль границ зала приставным шагом вперед, спиной вперед (назад) | + * | + * | ||||||||||||||||||||
5. В колонне по одному с поворотами в различные стороны | + * | + * | ||||||||||||||||||||
6. По прямой с ритмическими притоптываниями во время ходьбы | + * | + * | ||||||||||||||||||||
Упражнения в беге | ||||||||||||||||||||||
1. По кругу друг за другом, выполняя и.п.д. «Волк», выбрасывая прямые ноги вперед | + * | + * | ||||||||||||||||||||
2. В колонне по одному, с различным положением рук (на поясе, в стороны) | + * | + * | ||||||||||||||||||||
3. По кругу, перепрыгивая через набивные мячи, препятствия (высота 10-15 см) | + * | + * | ||||||||||||||||||||
4. Пробегать быстро 20 м 2-3 раза с перерывами | + * | + * | ||||||||||||||||||||
5. В колонне по одному с поворотами в разные стороны | + * | + * | ||||||||||||||||||||
6. По кругу друг за другом с высоким подниманием коленей, широким шагом | + * | + * | ||||||||||||||||||||
Упражнения в равновесии | ||||||||||||||||||||||
1. Пройти по веревке с остановкой по середине и поворотом | + * | |||||||||||||||||||||
2. Пройти по гимнастической скамейке с остановкой по середине и поворотом | + * | |||||||||||||||||||||
3. Пройти по гимнастической скамейке с остановкой по середине и перешагиванием через предмет | + * | |||||||||||||||||||||
4. Пройти по гимнастической скамейке с мешочком с песком на голове | + * | |||||||||||||||||||||
5. Пройти по узкой стороне гимнастической скамейки боком | + * | |||||||||||||||||||||
6. Кружиться на месте с закрытыми глазами | + * | |||||||||||||||||||||
Упражнения в прыжках | ||||||||||||||||||||||
1. Прыгать через короткую скакалку разными способами | + * | |||||||||||||||||||||
2. Прыгать через длинную скакалку парами | + * | |||||||||||||||||||||
3. Прыгать через большой обруч | + * | |||||||||||||||||||||
4. Впрыгивать на мягкое покрытие высотой до 20 см двумя ногами | + * | |||||||||||||||||||||
5. Спрыгивать с высоты 30 см на мат, с последующим выполнением 4-5 прыжков с продвижением вперед | + * | |||||||||||||||||||||
6. Прыгать в высоты с разбега | + * | |||||||||||||||||||||
Упражнения в катании, бросании, ловли метании | ||||||||||||||||||||||
1. Бросать мяч вверх, об землю и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд | + * | |||||||||||||||||||||
2. Вести мяч в разных направлениях одной рукой | + * | |||||||||||||||||||||
3. Перебрасывать друг другу набивные мячи (вес не более 1 кг) | + * | |||||||||||||||||||||
4. Метать мячи, мешочки с песком в движущуюся мишень | + * | |||||||||||||||||||||
5. Метать мячи, мешочки с песком в горизонтальную цель из разных положений | + * | |||||||||||||||||||||
6. То же в вертикальную цель | + * | |||||||||||||||||||||
Упражнения в ползании, лазании | ||||||||||||||||||||||
1. Лазать с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали | + * | |||||||||||||||||||||
2. Лазать по гимнастической стенки с изменением темпа | + * | |||||||||||||||||||||
3. Подлезать под несколькими дугами (высота 35-50 см) подряд прямо и боком | + * | |||||||||||||||||||||
4. Сидя на полу, продвигаться вперед без помощи рук (ноги приподняты от пола) | + * | |||||||||||||||||||||
5. Ползать по бревну на четвереньках с опорой на кисти рук и ступни ног | + * | |||||||||||||||||||||
6. Подлезать под гимнастическую скамейку разными способами | + * | |||||||||||||||||||||
(3) ↔
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОВД | Март | Апрель | Май | ||||||||||
ПРОГРАММА( Подготовительной ГРУППЫ | |||||||||||||
Упражнения в ходьбе | |||||||||||||
1. По кругу друг за другом в чередовании с выполнением и.п.д. «Мышка», «Медведь», «Машина», «Крокодил» | + * | + * | |||||||||||
2. В колонне по одному, по два, по три, по четыре, в шеренге | + * | + * | |||||||||||
3. По кругу друг за другом в приседе и полуприседе | + * | + * | |||||||||||
4. В колонне по одному с выпадами вперед, перекатом с пятки на носок | + * | + * | |||||||||||
5. В колонне по одному с остановкой, приседанием, поворотами | + * | + * | |||||||||||
6. По кругу, чередуя ходьбу с прыжками и бегом | + * | + * | |||||||||||
Упражнения в беге: | |||||||||||||
1. По кругу друг за другом, выполняя и.п.д. «Тигр и лев», приставным шагом (в правую и левую стороны) | + * | + * | |||||||||||
2. В колонне по одному спиной вперед, по диагонали | + * | + * | |||||||||||
3. По кругу через линии, из кружка в кружок | + * | + * | |||||||||||
4. Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием | + * | + * | |||||||||||
5. Бегать по кругу друг за другом на носках, сильно сгибая ноги в коленях назад, с высоким подниманием коленей | + * | + * | |||||||||||
6. Выполнять челночный бег 3-4 раза по 8-10 м | + * | + * | |||||||||||
Упражнения в равновесии: | |||||||||||||
1. Пройти по веревке, продвигаясь вперед прыжками на двух ногах | + * | ||||||||||||
2. Пройти по гимнастической скамейке, продвигаясь вперед прыжками на двух ногах | + * | ||||||||||||
3. Продвигаясь вперед прыжками по наклонной доске | + * | ||||||||||||
4. Пройти по гимнастической скамейке спиной вперед | + * | ||||||||||||
5. Стоять на носках на гимнастической скамейке | + * | ||||||||||||
6. То же на набивном (3 кг) со страховкой педагога | + * | ||||||||||||
Упражнения в прыжках: | |||||||||||||
1. Прыгать в длину с места | + * | ||||||||||||
2. Прыгать в длину с разбега | + * | ||||||||||||
3. Прыгать в высоту с разбега | + * | ||||||||||||
4. Впрыгивать на мягкое покрытие высотой 20 см двумя ногами с разбега | + * | ||||||||||||
5. Прыгать вверх из глубокого приседа на месте и с продвижением вперед | + * | ||||||||||||
6. Прыгать через большой обруч | + * | ||||||||||||
Упражнения в катании, бросании, ловли, метании | |||||||||||||
1. Метать мешочки с песком вдаль правой и левой рукой на соревнование | + * | ||||||||||||
2. Катать мячи правой и левой ногой по прямой, между предметами | + * | ||||||||||||
3. Перебрасывать набивные мячи двумя руками снизу, от груди, сверху | + * | ||||||||||||
4. Перебрасывать мячи друг другу с отскоком от земли, из-за головы, от груди на месте | + * | ||||||||||||
5. Перебрасывать мячи друг другу от груди во время ходьбы и бега | + * | ||||||||||||
6. Вести мяч в разных направлениях одной рукой | + * | ||||||||||||
Упражнения в ползании, лазании: | |||||||||||||
1. Лазать по гимнастической стенке чередующимся шагом одноименным способом | + * | ||||||||||||
2. То же разноименным способом | + * | ||||||||||||
3. Ползать по гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь руками хватом за головой и отталкиваясь ногами | + * | ||||||||||||
4. Ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками | + * | ||||||||||||
5. Ползать по гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь руками хватом за головой и отталкиваясь ногами | + * | ||||||||||||
6. Влезать по канату на доступную высоту со страховкой | + * | ||||||||||||
Программно-методический комплекс образовательного процесса
Программы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. Васильевой М.А.);
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи;
- Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3-7лет;
- Кириллова Ю. А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3-7 лет
Пособия:
- Лютова-Робертс Е., Монина Г., Игры для гиперактивных детей [Текст] / Е. Лютова-Робертс, Г. Монина - СПб. : «Речь», 2012 г.
- Лютова-Робертс Е., Монина Г., Игры с мячами и шарами [Текст] / Е. Лютова-Робертс, Г. Монина - СПб. : «Речь», 2011 г.
- Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ [Текст] / Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина – СПб. : «Детство-пресс», 2003 г.
- Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет [Текст] / М.А.Разунова - М.: «Просвещение», 2005 г.
- Кириллова Ю.А., Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижны игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3-7 лет младшая и средняя группы [Текст] / Ю.А. Кириллова – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
- Кириллова Ю.А., Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижны игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3-7 лет старшая и подготовительная группы [Текст] / Ю.А. Кириллова – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 г.
- Аверина И.Е., Физкультурно-динамические паузы в ДОУ [Текст] / И.Е. Аверина- М. : Айрис-пресс, 2005 г.
- Вареник Е. Н., Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Е.Н. Вареник – М. : «Сфера», 2008 г.
- Бондаренко Т.М., Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-4 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко – Воронеж : ИП Лакоценина Н.А., 2012 г.
- Бондаренко Т.М., Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко – Воронеж : ИП Лакоценина Н.А., 2012 г.
- Бондаренко Т.М., Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко – Воронеж : ИП Лакоценина Н.А., 2012 г.
- Бондаренко Т.М., Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет [Текст] / Т.М. Бондаренко – Воронеж : ИП Лакоценина Н.А., 2012 г.
- Полтавцева Н.В., Гордова Н.А., Физическая культура в дошкольном детстве [Текст] / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова – М.: Просвещение, 2004 г.