Методика проведения общеразвивающих упражнений
В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения упражнений), подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.
Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение.Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.
Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводиться 15-30 секунд, иначе внимание детей рассеивается.
Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру, взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку).
Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро.В младших группах используется погремушки, флажки, платочки, ленточки, султанчики, кубики, мячи средних размеров, стулья.
Воспитатель заранее готовит пособия: кладет их на пол по кругу или на каждый стул.Иногда педагог сам раздает предметы.Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.
Мелкие предметы не должны быть многоцветными (достаточно одного или двух цветов), иначе дети начинают отвлекаться. Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры: они помогают приучать детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным, ярким (на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).
Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводиться в начале года, когда пособие вносится впервые. Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.
Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемив обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми
направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости
убедительности образа, создать у него радостное настроение.
Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком,
в неизменном виде.
Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает им принять нужное исходное положение, при этом часто прибегает к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка». Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняектся детьми. Предлагаемый образ
должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться
к максимальной выразительности. Это побуждает детей лучше передать характер движения.
Отличительной особенностью объяснения является то, что оно носит целостный характер: «Присесть, постучать флажками о пол, выпрямиться». При этом не делается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.
Правильно выполнить движения помогают зрительные ориентиры, которыми служат предметы, находящиеся в групповой комнате. Это дается в игровой, занимательной форме. «Повернитесь, посмотрите, где мишка сидит. Мишенька пришел к нам заниматься. А теперь повернитесь ко мне», - говорит воспитатель. Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.
По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Не все распоряжения понятныкаждому ребенку, иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справится с заданием.
Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувста ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не даются.
При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит продолжительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом, оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений: «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!» Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминаетребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений.
На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.
Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел прочность в связи с активным процессом окостенения:начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определены.Поэтому ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Заметное увеличение позволяет увеличить физическую нагрузку.
Под руководством взрослых дети могут дать эпементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.
Простые движения они хорошо запоминают и могут воспроизвести их не только по образцу, но и по указанию взрослого. Они лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей.
В средней группе продолжается работа по воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям. Следует добиваться активности, непринужденности, естественности движений. Наряду с этим появляются новые задачи:
1) Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений.
2) Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений. Точно выдерживать положение отдельных частей тела.
3) Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости.
4) Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию воспитателя.
5) Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, сохранять заданный темп.
6) Выполнять известные упражнения самостоятельно по указанию воспитателя.
7) Выполнять известные упрамнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов наиболее простых упражнений.
Так же как и в младшей группе, основное внимание уделяется упражнениям для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Увеличивается количество упражнений с различными пособиями. Таким образом, и кисти рук получают дополнительную нагрузку. Разнообразнее упражнения для ног и мышц брюшного пресса. Из упражнений для туловища детям больше всего даются наклоны вперед; несколько ограничены повороты и наклоны в стороны, проводятся они с небольшой амплитудой.
Большое внимание уделяется дыханию в упражнениях для рук, плечевого пояса, туловища. Детям предлагают не задерживать выдох, добиваться его продолжительности. Удачны упражнения «Гуси шипят», «Дровосек».
Увеличивается количество попскоков. Дети могут выполнять подряд 15-20 подскоков и вновь повторить их через небольшой промежуток времени. Это дает хорошую нагрузку для мышц ног, укрепляет сердечно-сосудистую систему.
Структура упражнений усложняется: как правило, они состоят из четырех частей. Некоторые состоят из двух частей, но выполняются в отчетливо выраженном темпе.
Усложняется координация движений, которые выполняются при построении детей в звенья, в разных направлениях (при повороте туловища в сторону дети выпрямляют вперед руки с обручем). Но преимущественно подбираются движения одновременные, однонаправленные, частично поочередные. Темп становится более четким и разнообразным.
Ритм движения дети уже отчетливо воспринимают, но при его воспроизведении немного затрудняются и иногда опаздывают.
Наряду с имитационными, образными упражнениями постепенно вводятся аналитические упражнения. Так же как и в младшей группе, имитационные и образные упражнения можно объединить одним сюжетом, дети с большим интересом выполняют упражнения, подражают различным образам. Нарастание требований в отборе таких упражнений и выражается в том, что движения, соответствующие тому или иному образу, должны проводиться с большей физической нагрузкой и быть более сложными по структуре («Кошка выгибает спинку», «Волчок»).
Упражнения аналитического характера вводятся впервые. Как правило, это упражнения с пособиями. В них отчетливо выделяется каждая часть. Например, поднять палку перед собой, коснуться коленом, но при этом в упражнении нп фиксируется точность высоты поднимания палки, положение спины, головы, стопы во время поднимания ноги, т.е. подбирают такие упражнения, которые учат детей видеть части движения, но пока еще в общей схеме.
Методика проведения общеразвивающих упражнений.
Организация детей. С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо помнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. РазнообразныйЮ иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.
В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.
Подготовка и раздача пособий. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее определяются их количество и расположение. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуется следующие пособия, флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи ( короткий шнурок с петлей и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.
Мелкие предметы, так же как и в младшей группе, кладут на стулья; обручи, палки, мячи располагают в разных местах зала; обручи, палки- на подставках; мячи-на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.
Методы и приемы обучения. Вначале учебного года методика обучения общеразвивающим упражнениям такая же, как и в младшей группе. Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим изменяется характер некоторых методов и приемов.
Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его,показывает его правильное выполнение. Иногда в качестве поощрения упражнение показывает ребенок. Требования к показу движений воспитателем усложняются. Если в младшей группе в имитационных упражнениях основное внимание уделялось эмоциональному раскрытию образа, то в средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления, воспитывает чувство красоты движений.
Показ упражнения без объяснения воспитатель дает1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей упражнения и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела.
Дети 4-5 лет могут правильно выполнять лишь основные элементы упражнения, но их нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке двишений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность исходного положения, напомнить, что упражнение надо начинать и заканчивать одновременно. Упражнение сопровождается краткими командами-указаниями (присесть-встать и.т.д.) Во время выдоха в некоторых упражнениях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова. Это помогает осознанному овладению движением. По окончании упражнения педагог дает краткую положительную оценку: «Молодцы, хорошо держали спинку, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упражнения и создает положительные змоции.
Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упражнение называется, затем следует показ с сдновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу упражнения («Присесть-встать») и указания к качеству выполнения («Присели, колени развести», «руки прямые»).
В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упражнения или те, которые не получаются у большинства детей; дается краткое описание движений без показа или только его название. Позже перед детьми ставится новая задача: вспомнить порядок, способ выполнения упражнений. Можно спросить одного-двух детей как выполнить упражнение. Конечно, эти приемы сложны, но эффективны для формирования двигательных навыков, поэтому использовать их можно обычно в конце года.
Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения общеразвивающих упражнений ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияет на качество выполнения движений.
13. Методика проведения общеразвивающих упражнений в старших группах дошкольной образовательной организации.
В старшем дошкольном возрасте происходят заметные качественные изменения в развитии детей. К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя еще податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Зрелость двигательного анализатора, возрастающая роль второй сигнальной системы, активное развитие функции равновесия – все это обеспечивает более высокий уровень восприятия и воспроизведения движений. Общеразвивающие упражнения становятся значительно сложнее, так как ребенок управляет своими движениями.
Дети старшего возраста лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного ритма на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).
На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различение мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.
Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движений.
Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах, дети могут перестраивать движения по образцу или только словесному указанию.
Однако необходимо помнить, что любая форма произвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна; физическое или нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые упражнения сочетают с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.
Все это предъявляет высокие требования к определенному уровню развития моторики, в связи с чем при выполнении общеразвивающих упражнений в работе со старшими дошкольниками ставятся новые задачи:
1. Четко принимать различные исходные положения.
2. Делать упражнения с большой амплитудой движений.
3. Правильно выполнять упражнения и некоторые элементы техники движения.
4. Точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию.
5. Двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому.
6. Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных его частей, учиться оценивать движения свои и товарищей.
7. Выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки.
8. Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.
Усложнение упражнений для детей старшего дошкольного возраста проводится по тем же направлениям, как и в предыдущих возрастных группах.
Нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма постепенно возрастает за счет большой интенсивности и дозировки. Это проявляется в увеличении амплитуды движений частей тела, их фиксированном положении (полностью выпрямлять во всех суставах ноги, руки, оттягивать носки и т.д.), в четком сохранении исходных положений (не сдвигать ступни во время поворота туловища в стороны, сохранять неподвижное положение ног при поднимании и опускании туловища в исходное положение лежа на спине и т.д.); повторении подряд пружинящих движений (при наклонах туловища, приседаниях); большем использовании пособий, снарядов (гимнастической скамейки, лестницы, набивных мячей и пр.); ускорении темпа и увеличении количества упражнений.
Вводятся круговые движения рук вперед и назад, рывковые движения назад прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища даются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа, больше уделяется внимания специальным дыхательным упражнениям. Значительно увеличивается амплитуда движения в упражнениях для ног, туловища. Разнообразнее становятся подскоки (на двух ногах на месте, с разведением ног в стороны, с разведением рук и ног, с поворотами вокруг себя и др.), увеличивается их количество.
Структура упражнений для старших дошкольников вначале сохраняется в таком же виде, как в средней группе, но повышаются требования к точности направлений, согласованию движений. Затем вводятся последовательные, разноименные, разнонаправленные движения.
По форме больше дается упражнений аналитического характера. При этом используются различные пособия. Кроме того, даются имитационные движения и упражнения без пособий. В аналитических упражнениях выделяются не только основные части, но и некоторые детали. Многие упражнения проводятся в парах, подгруппах.
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Организация детей. В начале года в старшей группе используются в основном те же построения, что и в средней группе. Новым является построение в несколько кругов у пособий (например, у больших обручей), построение в шахматном порядке (после того, как дети встанут в 3-4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед, затем все поворачиваются направо или налево). Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками.
Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.
Подготовка и раздача пособий. Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Используются разнообразные пособия: флажки, ленты (с палочками и без палочек), кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, мячи малые, средние, большие, волейбольные, мячи набивные, веревки, палки короткие и длинные, рейки обручи большие и малые, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.
Детям чаще дают те пособия, которые требуют коллективного выполнения упражнений: гимнастические скамейки, большие обручи, набивные мячи. Реже используются флажки.
Как и в средней группе, практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий, преимущество отдается тем, которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи товарищам.
Методы и приемы обучения. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.
Многие упражнения, которые проводились в средней группе, повторяются, или из известных элементов составляются новые комбинации.
В тех случаях, когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целессобразно показать и объяснить его. Учитывая длительный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям, не объясняются, а только называются, более сложные элементы раскрываются подробнее.
Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто-то один, но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений, приучает их к анализу движений. Простые, знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде, распоряжению.
Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.
Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.
Показ упражнений, повторение их детьми проводятся в четком темпе и ритме. Поэтому проговаривание воспитателем и детьми слов, помогающих осмыслить пространственные ориентировки, дается лишь на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении музыки или подсчета. Нужно напомнить детям, что начинать и заканчивать упражнение они должны все одновременно (за исключением тех упражнений, которые выполняются в произвольном темпе). Используются команды («приготовиться, начинай» и др.).
Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания, помогает отдельным детям.
Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок («Шире разведи колени! Молодец, теперь спина другая»), с оценкой по ходу выполнения каждого упражнения или сразу по окончании. Так же как и в других возрастных группах, избегают отрицательных оценок общего характера.