Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Как бы хорошо не усваивал студент знания по конспекту лекций и учебнику, этого недостаточно, чтобы основательно овладеть изучаемой наукой. Необходимо обращение к теоретическим работам. Естественно, что изучение такой литературы не может осуществляться во время аудиторных занятий, следовательно, это необходимо делать студентам самостоятельно. Л.Н. Толстой справедливо отмечал, что знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли. Преподаватель организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, а её эффективность зависит от собственных усилий студентов, поэтому самостоятельный поиск знаний - отличительная черта обучения в вузе. В вузе существуют различные виды самостоятельной работы:• подготовка к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам;• выполнение рефератов, индивидуальных заданий;• написание курсовых работ и проектов;• на заключительном этапе обучения выполнение дипломного проекта. Однако учебная дисциплина «Культурология» имеет свою специфику. Основные направления в построении культурологии как учебной дисциплины определяются ее возможностями в художественно-эстетическом воздействии на личность, что и выделяет ее из других дисциплин гуманитарного цикла, а содержащиеся в ней аксиологические знания позволяют ей выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы, поскольку современному выпускнику высшей школы необходимо ориентироваться в художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной и профессионально грамотной личности. Учитывая ярко выраженный воспитательный характер данной учебной дисциплины самостоятельная работа выступает как компонент не только профессионального, но и личностного роста студента: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, грающую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Самостоятельная работа завершает задачи всех остальных видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Рассмотрим основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в вузе - лекции, семинарские занятия - обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации. На вводной и установочной лекциях студентам рекомендуется литература и разъясняются методы работы с учебником и первоисточниками, раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных учебно-методических материалов, способствующих корректированию работы студентов и совершенствованию её качества. Одной из важных задач обучения студентов технологии познавательной деятельности является формирование у них умения самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей учебной работы и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. Без умения осуществлять самоконтроль, без сознательной оценки своих действий, без умения регулировать на этой основе свою деятельность наилучшим образом невозможно добиться всестороннего развития личности молодого специалиста. Проверка самого себя включает:• умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;• умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;• умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще - своих действий, поступков, труда (самооценка). Самоконтроль учит ценить свое время, вырабатывает дисциплину труда (физического и умственного), позволяет вовремя заметить свои ошибки, вселяет веру в успешное использование знаний и умений на практике. Контролирующий, проверяющий себя должен знать общепринятые нормы поведения, чтобы сравнивать с ними собственные действия и поступки, знать эталоны, образцы, по которым и сравнивать свои знания и умения. Самоконтроль вырабатывается и в учебной практике. Способы самоконтроля могут быть следующими:• перечитывание написанного текста; сравнение его с текстом учебной книги;• повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;• пересказ прочитанного;• составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;• рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;• участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; сочинения-рецензии и т.п.). Использование самоконтроля в учебной деятельности позволяет студенту оценивать эффективность и рациональность применяемых приемов и методов умственного труда, находить в нем допускаемые недочеты и на этой основе проводить необходимую его коррекцию. И конечно, необходимо отметить большое воспитательное значение самоконтроля как оценочно-результативного компонента учебной деятельности. Овладение умениями самоконтроля приучает студентов к планированию учебного труда, способствует углублению их внимания, памяти и выступает как важный фактор развития познавательных способностей.
В качестве самостоятельной работы для студентов-заочников предлагаются следующие виды работ:
1. Работа с учебной литературой - учебники, учебно-методические пособия.
ВНИМАНИЕ ! При подготовке по разделу культурологии «История культуры» студенты могут использовать учебно-методическое пособие «Культурология: хрестоматия текстов к семинарским занятиям», составитель Юрочкина И.Н. Вопросы для самостоятельного изучения текстов хрестоматии приведены ниже.
2. Выполнение рефератов, индивидуальных заданий. Выполнение рефератов прибавляет дополнительные баллы к итоговой аттестации по предмету (зачету/ экзамену). Тематика рефератов и индивидуальных заданий приведена ниже.
3. Подготовка к зачету/экзамену.
3.1. Вопросы для самостоятельного изучения текстов хрестоматии
(по разделу «История культуры»)[1] и тематика рефератов