Культура России во 2-ой половине 19 века.
Реформы 60 – 70-х годов, подъем экономики, общественных движений дали толчок к развитию культуры и определило ее приоритеты. Благодаря развитию экономики подъем испытала наука и техника, распространялось просвещение.
На передовые позиции выходила разночинная интеллигенция, следовательно, ее роль усилилась, и появились новые стили.
Если в начале 60-х годов грамотно было всего 6 % населения, то в 1897 – 21 %. Существовали церковно-приходские школы (на деньги правительства), земские школы (на средства земств), вольные крестьянские школы (на добровольные средства крестьян), в городах – воскресные школы взрослых, в которых чаще всего под видом учебы велась пропаганда революционно – демократических идей (особенно в 80 – 90-е годы). Террористка Софья Перовская была учительницей рабочего Петра Алексеева, который хотел обучиться грамоте. Софья его научила «геометрии». Умер в ссылке. В Санкт-Петербурге в воскресных школах зачастую преподавали лучшие университетские преподаватели (чувство вины перед народом и подработка).
В городах находились средние учебные заведения – классические (с упором на древнегреческий и латинский языки и литературу), военные гимназии, программы которых давали возможность поступления в университеты и высшие военные учебные заведения, реальные и высшие коммерческие училища, после которых можно было поступать в технические вузы, духовные училища.
Вторая половина 19 века – открылись два новых университета (Одесса и Томск), в крупных промышленных центрах – 30 новых специальных высших учебных заведений – сельскохозяйственные, горные, лесные институты.
В 1878 год появляется высшее женское образование (высшие Бестужевские курсы – по имени основателя).
Именно во второй половине 19 века пишет свои знаменитые « Морские рассказы» (1886 – 1902) К.М. Станюкович (1843 – 1903)
В это время активно протестуют против буржуазного либерализма с его культом всеобщего благополучия, возникает мечта о союзе России с теми странами, которые ее уважают. Об этом мечтал известный философ К.Н. Леонтьев (1831 – 1891).
60 – 70 – е гг. золотой век химии. А.М. Бутлеров открыл связи атомов, соединяющих молекулы, в 1871 году Ф.М. Менделеев сформулировал периодические законы химических элементов. И.И. Мечников создал учение об иммунитете (защитных свойств в организме), основал первую в России бактериологическую станцию. С.В. Ковалевская проводила исследования в области математики.
Русские путешественники и географы П.П. Семенов – Тянь-Шанский, Н.М. Проживальский, Н.Н. Миклухо-Маклай исследовали среднюю и центральную Азию, Папуа – Новую Гвинею. Русские географические общества, где делались доклады об открытиях, приобрели мировую известность. Почетным членом этого общества был князь Петр Кропоткин (1842 – 1921), теоретик анархизма, географ и геолог, который в 60 – е годы совершил ряд экспедиций по Восточной Сибири.
Вторая половина 19 века – расцвет критического реализма: И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов – классики мировой литературы.
Взлет русского балета – в столичном императорском Мариинском театре в начале 90-х блистала М.Ф. Кшесинская.
В музыке – талантливые композиторы «Могучая кучка» Балакирев, Мусорский, Бородин, Римский – Корсаков. П.И. Чайковский создал жанр русской лирико-драматической симфонии.
Вторая половина 19 века – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, М.П. Мусорский, П.И. Чайковский, В. И. Суриков и В.М. Васнецов. Две ключевые темы – образ России и судьба человека воплотились в «русской идее». Общий образ – народная Россия. Пример – картина А.А. Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу», над которой он работал больше 20 лет, нарисовал больше 300 эскизов, стремился воплотить в картине сущность Евангелия.
В.М. Васнецов развивал эту тематику в образе « Мирового Христа» при росписи Владимирского собора в Киеве (освящен в 1896 году). Эта роспись - путеводитель по духовной истории России. Идя к алтарю на встречу изображению Богоматери с младенцем, зритель окружен портретными изображениями пророков и отцов церкви, подвижников русского православия. Пророчество пути русского народа, хотя образ России отсутствует.
Изображение непростой жизни народа – В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков.
В ноябре 1863 года 13 выпускников академии художеств во главе с И.Н. Крамским отказались от участия в конкурсе за золотую медаль и покинули Академию. В 1870 году появилось «Товарищество передовых художественных выставок» (Крамской, Перов, Мясоедов, Ге). Было организовано примерно 50 выставок. В конце века их влияние падает. На первый план выходят психологические портреты Серова.
М.М. Антакольский создает скульптуры «Нестор-летописец», «Иван Грозный».