Расцвет культуры домонгольской Руси (XII-30-е гг. XII)
В 30-е гг. XII в.- дробление Древнерусского государства пошло ускоренными темпами. Появился ряд крупных самостоятельных государств, развиваются местные особенности в культуре, самостоятельные художественные школы: новгородская, владимирская, галицко- волынская и другие. В каждой вырабатывались собственные эстетические идеалы, новое понимание красоты. Летописание не только в каждом княжестве, но часто в отдельных городах, монастырях и даже при некоторых церквях, летописи отражали даже местные политические тенденции. Знали о Европе, Индии, Китае, Ближнем Востоке, части Африки (которая граничила с Палестиной). Элементарные математические знания применялись в строительстве и военном деле.
Архитектура XII – XIII в. – уменьшение масштабов и конфигураций зданий, более скупое декоративное убранство. Заказчики – бояре, купцы, коллективы прихожан.
Новгород – церкви без украшений, красный кирпич Владимир – виртуозная резьба по камню, церкви белые. Исчезает мозаика т.к. слишком дорогая, основную роль украшения церкви играют фрески. Во всей русской поэзии, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник Владимиро-Суздальской Руси воспринимается как поэма, запечатленная в камне. И кажется нам правдивым предание, что князь Андрей построил этот храм « на лугу », после кончины любимого сына Изяслава, в память о нем и в умиротворение своей печали…
Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород) строил зодчий Петр (летопись сохранила его имя; он же, вероятно, возвел до этого два других княжеских собора). В самом храме вас охватит ощущение единства окружающего вас внутреннего архитектурного пространства, как будто бы устремленного к куполу. А если смотреть на него снаружи то кажется, что это многотонное здание невесомо и летит в небеса, подобно ракете. Возникает впечатление порыва, нигде не задерживающегося и сразу все поглощающего.
Но более для Новгорода характерны одноглавые, четырехстолпные храмы, кубом вросшие в землю. Их объемы не столь велики, каждый храм образует плотный массив без лестничной башни, без галерей. Внушительны гладь и толщина стен, шлемообразный купол виден издали. Храм – как вобравшая в себя все свои силы твердыня, как богатырь, что ни на шаг не отступит. Эти сооружения отражают вольный и бесшабашный характер свободолюбивого новгородца, которого никакая сила не свернет с выбранного пути.
Новгород в основном был деревянным городом, но из его памятников архитектуры дошли до нас только каменные. Но и многие из тех, что сохранили века, постигла горькая участь уже в нашу эпоху – во время Великой Отечественной войны.
Во всех княжествах работают русские художники: зодчий Петр, строитель знаменитого Георгиевского собора, его земляки, новгородские чеканщики-ювелиры Братило и Коста, создатели знаменитых серебряных сосудов Софийской ризницы. Литейщик Авраамий, чей рельефный автопортрет (первый в истории русского искусства) сохранился до наших дней на вратах новгородского собора. А сколько имен не дошло до нас!
Но при всем различии местных художественных школ XII века, все они сохранили в своем многообразии русское единство, все они обладали вместе со своими особенностями и ярко выраженными общими чертами. Их основной в прошлом являлась общность киевской художественной традиции, в настоящем их питало сходство общих условий, но главное – эти общие черты художественных школ отражали нарождавшееся и крепнувшее сознание единства русского народа… В народном богатырском эпосе воспевались защита родной земли, воинская доблесть и верность родине.
Храмы Владимиро-Суздальской Руси украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут, и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением.
Народное начало, питавшее древнерусское искусство, проявилось особенно ярко в рельефе, сливающемся с архитектурой, дополняя ее и украшая. Любовь к природе, прославление ее красоты – вот что составляет истинное содержание декоративной скульптуры.
Каменная резьба украшает и церковь Покрова. Там, наверху каждого из трех фасадов, библейский царь Давид изображен с гуслями среди львов, лишенных всякой свирепости, и птиц. Но эта сцена, лишь прекрасное украшение.
Вспомним киевскую Софию, раскинувшуюся и в длину и вширь, в ней не было ничего замкнутого, обособленного.
Княжества обособленные, но туго спаянные русским национальным сознанием миры. Первенство досталось княжеству Владимиро-Суздальскому: там сложилась великорусская народность. В совсем иных природных условиях, чем на юге страны, жили там предки наши.
В.О.Ключевский. отмечал, что Великороссия, «со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей. Это приручало смотреть в оба,развивало изворотливость. Великоросс боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».
На самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.